Стокгольмский синдром Юлии Тимошенко

Это не первое украинское правительство. И явно не последнее. Его уже называют «временным», «переходным» и «техническим». Каждое определение по-своему верно, поскольку нет ни малейших оснований считать кабинет Юлии Тимошенко символом «эры стабильности и демократии». Хотя политологи, симпатизирующие «оранжевой коалиции», любят рассказывать об опыте европейских стран, где и голосуют вручную, и преимущество в один голос является достаточным для формирования устойчивой системы власти, однако их доводы не убеждают. Украина – не Европа. Факт.

Минималистская коалиционная архитектура является ахиллесовой пятой нового правительства. Распределение власти между двумя политическими игроками – БЮТ и «НУНС» – произошло на основе объединения против третьей силы (Партия регионов). Перевес в два голоса при постоянно воздерживающемся Иване Плюще и откровенно колеблющемся Юрии Еханурове привел к появлению феномена «парламентского авторитаризма». Эффективность фракций коалиции сводится к их способности обеспечить стопроцентную явку своих депутатов в сессионный зал. Они с надрывом (со второй попытки) выполнили задачу по выводу на премьерскую орбиту Юлии Тимошенко и теперь напоминают отработанные ступени ракетоносителя.

При подобном раскладе Верховная Рада является не опорой, а источником постоянных проблем для Кабинета министров. Даже такое вполне естественное явление, как замещение «убывших» на работу в структуры исполнительной власти депутатов «очередниками» из избирательных списков, привело к коалиционному кризису. Четырнадцать членов правительства сложили свои мандаты (восемь «бютовцев» и шесть «нунсовцев»). Формально коалиция исчезла, поскольку ее численность снизилась до 214 парламентариев. Казалось бы, какие проблемы? Надо всего лишь дождаться пополнения. Процедура известна: Центральная избирательная комиссия наделяет депутатскими полномочиями следующий «транш» кандидатов. Однако, как выяснилось, «оранжевых» настолько испугала перспектива временной потери статуса большинства, что они объявили перерыв в работе сессии. До 25 декабря. Кстати, при помощи блока Литвина, который «слил» им недостающие для принятия соответствующего решения голоса. Вся Рада ждет, когда же ЦИК пришлет пополнение. Никто не работает. Коалиционеры подозревают оппозицию в коварных замыслах. Якобы они с помощью своих представителей в главной электоральной конторе страны планируют сорвать утверждение новых депутатов. Если не получится заблокировать принятие решений на уровне Центризбиркома, то «регионалы» не дадут возможности новобранцам принести присягу. Короче, какой бюджет на 2008 год? Не до того. Под угрозой существование кабинета Тимошенко. В соответствии с Регламентом ВР, если численность коалиции снижается до критического уровня (меньше 226 депутатов), то ее деятельность приостанавливается. В тексте коалиционного соглашения отмечается, что следствием подобного развития событий является отставка премьер-министра и спикера Рады.

Правда, существует юридическая коллизия, вызванная конфликтом норм об индивидуальном и фракционном членстве в коалиции. Юристы БЮТ считают, что покидать ряды большинства можно исключительно в формате фракций. Они обосновывают это тем, что только парламентские группировки имеют право входить в коалицию. Противоположная точка зрения базируется на признании парламентария самостоятельной политической «единицей», которая имеет право как на присоединение к коалиционному соглашению, так и на получение статуса внефракционного депутата (в случае исключения из фракции). Короче, все, как всегда, крайне запущено. Правительство, сформированное парламентским большинством, постоянно балансирующим на грани политического самоубийства, обречено на нестабильность. Однако доказать факт исчезновения коалиции и, как следствие, необходимость отставки премьера будет сложно, поскольку существует масса юридических зацепок.

Наиболее вероятное направление эволюции парламентского большинства тоже не дает повода для оптимизма по поводу перспектив работы кабинета Юлии Тимошенко. Дело даже не в необходимости каждый раз вручную подтверждать сам факт существования коалиции. Практически никто сегодня не сомневается в том, что 18 декабря (день ручного утверждения премьер-министра) де-факто началась президентская избирательная кампания. Основные претенденты заняли стартовые позиции: Виктор Янукович в оппозиции, Юлия Тимошенко – во власти. Это и обуславливает основное направление дрейфа коалиции. Из биполярной (БЮТ–»НУНС») она становится однополярной, поскольку значительная часть пропрезидентского блока вынуждена будет ориентироваться на Тимошенко. Административные методы управления поведением фракции Виктора Ющенко неизбежно приведут к смене политических приоритетов у значительной части депутатов «НУНСа». Шансов на то, что коалиция выдвинет единого кандидата в президенты, практически нет. Следовательно, Секретариату гаранта нации придется выстраивать систему сдержек и противовесов в отношении нового премьер-министра. У него два основных рычага влияния: парламентский и внепарламентский.

Первый работает как обыкновенный выключатель. Если его перевести в положение «вкл.», то несколько депутатов воздерживаются от голосования, и коалиция исчезает. «Выкл.» – снова работает. Принцип действия второго рычага основан на: а) внедрении креатур Секретариата непосредственно в «тело» нового Кабмина (силовой блок, включая СБУ, а также ряд министров и один вице-премьер); б) апгрейд под антипремьерские задачи Совета национальной безопасности и обороны.

Но двойная, или даже тройная антипремьерская защита, которую в экстренном порядке сооружает Секретариат, решает только тактические, но не стратегические задачи (выборы президента). Простое сопоставление электоральных показателей Тимошенко и Ющенко позволяет сделать вывод о том, что у Юлии Владимировны куда больший запас прочности. Она уже не раз демонстрировала свою способность справляться с такими помехами, как СНБО и отсутствие собственной команды в Кабинете министров. На этом поле с ней никто не справится. Да и у президента нет права инициировать отставку правительства. Другое дело – нестабильное парламентское большинство. Это гораздо более серьезная угроза, поскольку на парламентском уровне возможен альянс между оппозицией и Секретариатом гаранта нации. По одной ключевой точке. И этой точкой как раз и является Юлия Владимировна. Вот почему для нее задача номер один – разорвать пуповину, связывающую ее с Радой. В этом деле ей может помочь только Владимир Литвин. Голоса его фракции позволяют переигрывать Секретариат. Но более неудобного и непредсказуемого партнера для Тимошенко, чем Литвин, даже трудно себе представить. Он ведь тоже планирует принять участие в президентских выборах. Поэтому «купить» его лояльность с помощью должности вице-премьера и комитета Верховной Рады по вопросам бюджета весьма и весьма проблематично. В состав коалиции Литвин точно не войдет. Как, впрочем, не станет он участвовать в проекте создания единой оппозиции, которую по старой привычке (надо объединить все, что возможно, и возглавить) пытается организовать Партия регионов. «Подвешенное» состояние правительства форсирует развитие событий. Поскольку на коалицию премьеру надеяться нельзя, то остается только воспользоваться ограниченным промежутком времени, отведенным на существование нынешнего правительства.

Для этого Тимошенко реализует вариант «стокгольмский синдром». Газовый, бюджетный, нефтяной, хлебный, мясной кризисы, инфляция, ревальвация гривны, реприватизация, откровенное обострение отношений с Россией приведут к тому, что основная масса страны превратится в заложников правительства. Но напрасно оппозиция рассчитывает на то, что поднимется волна народного гнева, которая сметет с политической доски премьера. Все будет с точностью до наоборот: «заложники» вдруг окажутся преданными сторонниками «террористов» из Кабмина и будут воспринимать вполне нормальные и адекватные действия оппозиции как враждебные. Такие вот чудеса общественной психологии. Все запомнят лишь попытку премьера дать денег электорату в виде возвращения вкладов Сбербанка. Подобный план можно реализовать лишь на коротком временном промежутке: полгода, год. Это и есть срок жизни нового кабинета.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам