Наш человек в Мадриде

«Оранжевая» коалиция, как ни странно, таки была создана. Но, честно говоря, получилось не очень убедительно. Председательствующий на сессии Роман Зварыч, воспользовавшись методикой Раисы Богатыревой, сразу после оглашения информационного сообщения о формировании парламентского альянса между БЮТ и «НУНС» объявил перерыв в работе Верховной Рады. До 4 декабря.

Судя по всему, в паузе больше нуждались коалиционеры, чем их политические оппоненты. Затянувшаяся скандальная прелюдия давно растопила парафин, скрепляющий подписи Юлии Тимошенко и Вячеслава Кириленко под «союзническим документом». Пришлось использовать подручные строительные материалы – цемент, встречи с гарантом нации, шантаж и угрозы, чтобы предъявить обществу долгожданное объединение. В результате пропрезидентская группировка оказалась в настолько разогретом состоянии, что пришлось сделать небольшой перерыв. На создание демо-версии «нерушимой коалиции» ресурсов еще хватило, а на остальное, в первую очередь, на решение кадровых вопросов – нет.

Формальным поводом для переноса сессионного заседания стало… право каждого депутата, а также фракций на выдвижение собственных кандидатов на пост спикера. По словам Зварыча, парламентариям необходимо время, чтобы определиться с конкретными персоналиями. Все хорошенько обсудить и только после этого можно двигаться дальше. Первым делом – Регламент. Ну а спикер? А спикер потом. Тем более что единая креатура коалиционеров – министр иностранных дел Арсений Яценюк, как раз находится в заграничной командировке. Гуляет по Мадриду. Его ночью выдвинули от «НУНС» на должность председателя Верховной Рады, но не успели перехватить на границе. Возможно, что Яценюку даже сообщили о радостной новости. Или же он узнал о происходящем из новостей, что более вероятно.

Как нетрудно заметить, аргументы приведены крайне неубедительные. С каких это пор, интересно, коалиционеры настолько прониклись уважением к правам простых депутатов, что предлагают им спокойно поразмыслить над претендентами на спикерский престол? Если они объявили о создании парламентского большинства, то какой смысл кому-то еще выдвигаться? Теперь об Арсении Яценюке. Он, конечно, политический вундеркинд. Любимец Виктора Андреевича. Но зачем принимать такое спонтанное решение о смене кандидатур? Сначала, напомним, был Вячеслав Кириленко. В ночь с 27 на 28 ноября он взял самоотвод. И тут вспомнили о командировочном Яценюке. Теперь вся страна ждет, когда выдвиженец «НУНС» прервет свой зарубежный вояж. Абсурд. Значит, дело совсем в другом. Чтобы понять суть происходящего, необходимо проанализировать, какую политическую цену пришлось заплатить за формализацию «оранжевой» коалиции.


Во-первых,
«Наша Украина» в конфликте с Секретариатом президента утратила своего лидера. Имеется в виду все тот же Кириленко. Тоже вундеркинд (как Яценюк), но со сложной судьбой. Не сориентировался человек в настроениях главного психологического архетипа страны. Не сумел вовремя уйти в сторону. Ему же говорили: «Вячеслав, ты в спикеры не ходи. Ты в другом, более правильном направлении иди». Не пошел. Поднял мятеж на пропрезидентском «Титанике». Результат закономерен: самоликвидация. А это сильнейший удар по репутации. Человек поверил в свою миссию. Он уже, скажем так, осознал свое место и роль в истории украинского парламентаризма. Расправил плечи. Почувствовал за своими могучими плечами горячее дыхание сторонников (немногочисленных). И вдруг ему грубо указали на его настоящее место. Как говорится, я тебя породил, я же тебя отлучу от спикерства. На место Вячеслава Кириленко поставили довольно грубо и цинично. Что теперь ему делать? Хуже оскорбления, чем принуждение к «добровольному» снятию своей кандидатуры, трудно даже придумать. А ведь как все красиво начиналось! Начало октября: сияющий лидер «Нашей Украины» единогласно выдвигается на должность председателя Верховной Рады. Все как один «за». Юлия Владимировна чарующим голосом рисует ему блестящие перспективы и обещает полную поддержку. М-да… Не сложилось. И на кого променяли? На Яценюка, который даже электоральное поле не окучивал.


Во-вторых,
появилась новая форма участия главы государства в создании коалиции – личное убеждение. Путем наложения рук Виктору Ющенко удалось направить на путь истинный семерых неподписантов (специальный термин, обозначающий лиц, отказывающихся ставить свою подпись под текстом коалиционного соглашения). После личной аудиенции они резко поверили в неизбежность победы демократии. Другими словами, тому же Кириленко было наглядно продемонстрировано, кто в доме хозяин. Теперь каждый раз, когда коалиции будет не хватать голосов для принятия решений, Виктор Андреевич станет проводить сеанс одновременного убеждения. Говорят, европейцы придумали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы не допустить чрезмерной концентрации полномочий в одном центре. Но Украина, как известно, идет своим путем. Да и у членов фракции «НУНС» остался неприятный осадок от действий неподписантов. Выдвигаются требования исключить их из рядов верной пропрезидентской силы. Некоторые выдвигают условие: или вы их «уволите», или мы не станем голосовать за Яценюка. Хоть тресни!


В-третьих,
новообразованная «оранжевая» коалиция уже на этапе окончательной формализации понесла тяжелую и невосполнимую потерю. В нее не вошел Иван Степанович Плющ. Патриарх украинской политики отказался ставить свою подпись под коалиционным соглашением. Иван Степанович оказался единственным неподписантом, на которого не подействовали убеждения гаранта нации. У него своя дорога, и складывается устойчивое впечатление, что она ведет прямо в президиум Верховной Рады.

И, наконец, самое важное: представители пропрезидентской части коалиции не до конца выполнили политический ритуал. Не прозвучало магическое заклинание: «Юлия Тимошенко – премьер!». Более того, сама Юлия Владимировна дала понять, что все пока очень непросто. И пока «младшие братья» по коалиционному разуму («НУНС») не разберутся с проблемой спикерства, говорить о премьерстве Тимошенко рано.

Судя по всему, процесс выборов председателя ВР будет длительным и непростым. Появление кандидатуры «мадридского вояжера» – это даже не компромисс, а отвлекающий маневр. Способ затянуть время. Если бы в командировке, например, был Юрий Ехануров, то и его, пожалуй, выдвинули бы. Важно было любой ценой предъявить коалицию. Пусть и в разобранном состоянии. Продемонстрировать прогресс. В конце концов, убедить самих себя в относительной дееспособности. А теперь начнутся опасные игры. Опасные, прежде всего, для коалиционеров. Любое провальное голосование по кандидатуре «оранжевого» спикера автоматически приводит к денонсации парламентского большинства. Должно получиться с первого раза, поскольку вторая попытка подрывает более чем шаткий баланс сил в рамках двух фракций. Скорее всего, начнутся игры в пакетное голосование. Например, предложат сразу же избрать весь состав президиума ВР (спикер и два его зама). Расчет прост: участие «регионалов», «литвиновцев» и коммунистов поможет компенсировать вполне вероятный дефицит голосов. Партия регионов на подобный вариант не пойдет. Ее стратегическая задача – доказать недееспособность созданной коалиции. Для этого необходимо с максимальной степенью корректности подвести БЮТ и «НУНС» к глубокой политической яме. И, если понадобится, слегка подтолкнуть. Ну а дальше они все сделают сами.

Примерно так же думают и коалиционеры. Пусть «оппозиция» попробует сама избрать спикера, а мы понаблюдаем: получится у них или нет? Игра в кошки-мышки может длиться до Нового года. Ведь можно не спешить. Начать спикерский заход не с Яценюка, а с какой-то другой кандидатуры. Например, с коммуниста. Провести несколько подготовительных раундов. Довести ситуацию до глухого тупика. И только потом сыграть ва-банк. Иван Плющ ведь не зря остался вне рамок коалиции. Он подает четкий и недвусмысленный сигнал: «ау, я здесь». Когда наиграетесь – позовете. Наиболее драматический этап спикериады будет связан с выдвижением кандидатуры Владимира Литвина. Почему драматический? Потому что позволит коалиции получить хотя бы минимальный запас прочности. Только вот авторы этого плана не принимают во внимание одно обстоятельство – Литвин ведет не парламентскую, а президентскую кампанию. Как известно, еще ни одному спикеру не удавалось взлететь на президентскую высоту.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам