Сценарий "Плющ"

Я уже начал забывать, какого цвета ковровые дорожки в парламенте. Да это, впрочем, и не удивительно. Почти месяц прошел после объявления итогов досрочных парламентских выборов, а ответить на вопрос – когда же начнет работать Рада? – никто точно не может. Центризбирком, не спеша, регистрирует новых народных избранников. По состоянию на понедельник, 5 ноября, их чуть больше двухсот. И это тоже сигнал. Вроде бы «регионалы», коммунисты и «литвиновцы» особо не торопятся. Чем вызвана подобная апатия? Все-таки восемь месяцев (с апреля) Верховная Рада фактически не работает в нормальном режиме…

Самое удивительное – все к этому как бы привыкли. Президент вяло торопит своих «демократов» побыстрее сформировать коалицию и не затягивать начало работы парламента. Давайте соберемся 20 ноября. Надо же, в конце концов, возобновить и все такое. Хотя, судя по всему, ему и без Рады живется хорошо. Виктор Ющенко доверил текущее управление политическими процессами шефу своей канцелярии, а сам сконцентрировался на решении более судьбоносных вопросов: зарубежные вояжи и Голодомор. Юбилей все-таки. Одна из наиболее агрессивных финансово-промышленных групп страны воспользовалась моментом и приступила к дележу нефтяного пирога. Все уже настолько привыкли к перманентному, многомесячному кризису, что уже не обращают на него особого внимания. Подумаешь, законодательный орган власти не работает. Так ведь живем. И уже приспособились к новым реалиям. Правительство есть, президент тоже. У них даже наметился какой-то консенсус. Не хватает подписей под коалиционным договором демократов? Не страшно. Идет нормальная внутрипартийная дискуссия. Подпишут. Или не подпишут. Какая разница?

Между тем, дело уверенно движется к зиме. Бюджета на следующий год нет. Газовых договоренностей с Россией – тоже. Внятно объяснить заинтересованному международному сообществу, кто есть кто в Украине, никто не может. Правительство, сформированное распущенным парламентом, работает. Президент, распустивший Верховную Раду, пространно рассуждает о необходимости выработать новый формат отношений между властью и оппозицией. А кто у нас сегодня оппозиция? Похоже, что эту роль по-прежнему играет БЮТ. Роль более чем странная, поскольку Юлия Владимировна периодически выражает готовность поделиться властью, которой у нее нет, с Партией регионов. Чем не палата номер шесть?

Если события будут развиваться подобными темпами и дальше, то период «вязкой нестабильности» продлится до Нового года. Ну а дальше как всегда – до 13 января решать вопрос власти бесполезно, поскольку некому. Потом все опять начнут праздновать новогодние праздники, и так до начала февраля. Совершенно жуткое состояние, поскольку страной де-факто никто не управляет. Самое время проводить перераспределение сфер бизнеса и брать власть на местах, поскольку она (власть) буквально валяется под ногами. События в парламенте, как всегда, будут служить оформлением непрекращающегося кризиса, который уже и кризисом назвать нельзя. Это, граждане, состояние. Теперь рассмотрим наиболее вероятный на сегодняшний день сценарий развития событий. Вообще-то, их пять, но начнем именно с первого. Поскольку он, сука, прикольный. Назовем его «Плющ». Почему? Потому что Иван Степанович станет символом нового качества законодательного органа власти. Дело даже не в конкретной фамилии, а в состоянии. Плющ был спикером Рады, в которой никто и понятия не имел о таком явлении, как парламентское большинство. Мажоритарные депутаты соединялись в причудливые политические конфигурации, которые размножались и распадались. На совершенно ровном месте возникали фракции и депутатские объединения. Было весело. Затем Иван Степанович возглавил Раду на «выездном» заседании парламентского большинства в Украинском доме (бывший музей Владимира Ильича). Как сейчас помню: дело шло к зиме. Было холодно. «Шакалы пера» метались по улице Грушевского – то в Раду, то в музей Ленина. Вверх – вниз. Туда – сюда. Там – Плющ, Медведчук и «большевики». Здесь – Александр Ткаченко, который чуть ли не врос в спикерское кресло.

Третье пришествие Ивана Плюща может совпасть с уникальным периодом в украинской истории. Назовем его переходным. Между Украинским домом и Радой. Между парламентским большинством и парламентской анархией. Может быть так, а может – и этак. Поясним данную мысль. Сразу оговоримся: не надо привязываться к конкретной фамилии. Новым спикером Верховной Рады может быть Иван Степанович. Но, с таким же успехом, Раду вполне способен возглавить и не Плющ. Просто нынешний секретарь Совета национальной безопасности и обороны, пока не поставивший подпись под коалиционным договором, является символом объединения двух разных типов парламентов («большевистского» и анархистского) в неком «третьем состоянии».

Ошибаются те яйцеголовые политологи, которые сводят содержание властной интриги к поиску ответа на риторический вопрос: станет Юлия Тимошенко премьером или нет? Они просто сводят выборы спикера к чисто технологическому, промежуточному акту, не способному повлиять на распределение власти в стране. Пообещали Вячеславу Кириленко кресло председателя ВР и успокоились. Принялись договариваться с президентом. А не следует пропускать этот момент. Он ведь является ключевым. Или, как выражаются некоторые ограниченные товарищи, судьбоносным.

Попробуем смоделировать возможное развитие событий. Судя по всему, дата открытия сессии Верховной Рады нового, шестого созыва будет постоянно откладываться. Без излишней спешки будет проходить регистрация новоизбранных депутатов. Партия регионов выбрала достаточно острую форму для данного процесса. Дескать, сначала приведем в порядок документы всех кандидатов-списочников (175 единиц) и сразу же подадим. Понятное дело, что без «регионалов» ВР запустить нельзя. А торопиться ребятам незачем. Чем больше времени проходит с даты оглашения результатов выборов, тем более призрачной становится коалиция демократических сил. В ее стабильности уже сомневаются все: начиная от Виктора Ющенко и заканчивая самой Юлией Владимировной. Так тоже бывает.

Поэтому не следует удивляться тому, что запуск сессии состоится 27 ноября (вторник). Наверное, уже выпадет снег. Будет холодно и промозгло. Поэтому массовки («оранжевой» или «бело-голубой») на улице не будет. Накануне открытия ВР пресс-служба главы государства так и не сможет дать четкого ответа на вопрос: придет ли на заседание парламента президент? Вопрос не такой простой, поскольку первое заседание должен открыть Александр Мороз. Зная Сан Саныча, можно предположить: он не упустит момента и выскажется. Особенно в присутствии президента. И от этого Виктору Андреевичу становится дискомфортно. Президент просто физически не выносит присутствия Мороза. Это клинический факт, который, безусловно, повлияет на посещение «гарантом нации» законодательного мероприятия. По большому счету, прийти ему надо. Все-таки «победа демократии», о которой так долго говорил Виктор Андреевич, должна быть «освящена» его присутствием. Можно, как всегда, делать ставки: придет или не придет? Впрочем, особой роли присутствие (отсутствие) первого лица в сессионном зале не играет. Гораздо важнее «рисунок» первого парламентского заседания (будем исходить из того, что оно состоится, поскольку вариант «Энтропия» – это совсем другой сценарий развития событий).

Впервые за восемь месяцев в одном замкнутом помещении соберутся организованные парламентские группировки, представляющие, условно говоря, оппозицию и власть. И прикол заключается в том, что они могут меняться местами. Поведение БЮТ должно быть агрессивно-экспансивным. В 2006 году бютовцы поразили всех своим карнавальным заходом в зал заседаний: белые футболочки с сердечками, колонной по два. Чуть ли за ручки не держались. В окружении двух перекачанных охранников в узких, облегающих белых свитерках, – Юлия Владимировна с сердечком на лампочках. Все мигает, искрится. Как в дешевых голливудских постановках. Думаю, что подобной ошибки она не повторит. Однако внешние эффекты, безусловно, будут. Тимошенко не тот человек, чтобы упустить подобную возможность: полный аншлаг на галерке для прессы, десятки камер, сотни журналистов. Она должна оправдать ожидания. И оправдает, будьте уверены.

Первый, наиболее важный момент заседания – это принесение присяги. Превращение кандидата в депутаты. Сразу же после перерыва, необходимого для постановки автографов под текстом присяги, должно быть объявлено о создании коалиции. Сначала на уровне лидеров двух политических сил – «НУНС» и БЮТ. С этим, полагаю, проблем не возникнет. Представители БЮТ должны постоянно бежать впереди паровоза, демонстрируя непоколебимую уверенность в том, что приход Тимошенко в премьерское кресло – это вопрос ближайших часов. Да и гарант может разразиться телевизионным обращением накануне первого заседания ВР, чтобы напомнить о своей великой роли в деле установления новых стандартов демократии и дать задание «оранжевым» решить все вопросы в один день.

Темп поначалу действительно будет высокий и торжественный: Тимошенко – цветы, всеобщее внимание прессы. Рядом жмется Вячеслав Кириленко, пытаясь изобразить на своем лице экстаз. На расстоянии пяти метров Юрий Луценко под мудрым взглядом Давида Жвании зачитывает список первых кандидатов на посадку. Публикуются уточненные списки нового состава правительства. «Шакалы пера» пытают Юрия Еханурова – вступите во фракцию или нет? Юрий Иванович улыбается и убегает. Периодически все фотографируются для истории. С текстом коалиционного договора и без. Тимошенко постоянно рассказывает о первых шагах своего правительства, вариантах решения газовой и бюджетной проблем. Клянется совершить свой первый визит в качестве премьера в Россию. «Регионалы» ходят хмуро. Тарас Чорновил и Анна Герман высказывают сомнения в прочности созданной коалиции. Николай Томенко, как всегда, неуместно шутит по поводу того, что Партии регионов необходимо привыкать к новой оппозиционной роли.

Вот так, со смешками и блестящими глазами депутаты начинают формировать временный президиум (ВП) Верховной Рады. Думаю, особых проблем не возникнет. Представители пяти парламентских группировок делегируют по одному человеку в состав ВП. А вот дальше будет гораздо интереснее. Еще на этапе подготовки первого сессионного заседания возможен гадкий скандал, связанный, скажем так, с особенностями функционирования рабочей группы. Коалиционеры, судя по всему, настроены сразу же показать «регионалам» их место. То есть они попытаются решить все вопросы – начиная от рассадки депутатов и заканчивая порядком дня работы сессии – на свое усмотрения. Без всякого консенсуса. Поставят меньшинство перед фактом: комитетов у нас будет столько-то, вам достанется вот это и это. Сидите и дышите тихонько. Подобное поведение демократов вполне может привести к тому, что «регионалы» заблокируют работу ВР. Сразу после избрания временного президиума. Будут требовать соблюдения своих прав. Как показывает практика, блокировать они могут долго. Вплоть до Нового года.

Допустим, что уже на этапе подготовки первого заседания какой-нибудь паршивый консенсус будет достигнут. Например, все спорные вопросы будут отложены на потом. Такой формат решения проблем у нас особенно популярен. В таком случае, дело вплотную приблизится к избранию спикера. Причем без пакета (то есть первого и простого вице-спикера). Не думаю, что «регионалы» с ходу удовлетворятся должностью заместителя председателя Верховной Рады. А попытки избрать правящую парламентскую тройку из числа «оранжевых» демократов они заблокируют на раз.

Они гораздо больше заинтересованы в том, чтобы коалиция продемонстрировала свое единство по вопросу избрания председателя ВР. И начнется спикериада. Первый заход – Вячеслав Кириленко – будет откровенно провальным. Думаю, для Кириленко станет неприятным сюрпризом то обстоятельство, что за него не проголосуют многие члены «родной» фракции. БЮТ проголосует строем, а вот «НУНС», как всегда, примет решение голосовать в свободном режиме. И многие представители верной пропрезидентской силы испытают чувство глубокого удовлетворения, вычеркивая фамилию Вячеслава Кириленко. После провала начнется политическая жара. Отличное, просто вульгарное обострение. Ведь Тимошенко молчать не будет. Она и так слишком долго молчала.

Вторая попытка «протолкнуть» Кириленко исключается. Два раза окунаться в одно и то же дерьмо не хочет никто. Завяжется увлекательная интрига, связанная со спикерством Литвина. Ползут слухи о том, что якобы его подстрахуют «регионалы». Если Владимиру Михайловичу изменит выдержка, то он попробует получить свои 225 голосов. А когда получит, то окажется в «отбое». Еще один сгорел на работе. И тут, на фоне всеобщей истерики появляется Иван Плющ. Никто не верит, что он пройдет. Но когда счетная комиссия объявляет результат – 245 «за», у многих вытягиваются лица. Значит, двойная игра. Партнеры по коалиции наперебой обвиняют друг друга в предательстве. «Регионалы» таинственно улыбаются. Спикер Иван Плющ официально вступает в должность. Угадайте с трех раз: зачем Ивану Степановичу парламентское большинство? Чтобы быть техническим спикером? Да никогда! Поэтому работа Верховной Рады будет проходить в режиме «без коалиции». Нет, формально она есть. Вот подписи. Но решения не принимаются. То три человека не проголосуют. То два. Поскольку, в соответствии с Регламентом, спикер не может входить в состав той или иной фракции, количество коалиционеров снижается до 227.

На одном из заседаний правительство слагает свои полномочия. Но это ничего не значит, поскольку все понимают: при таких раскладах Тимошенко не будет утверждена на должности премьера. А тут президент напоминает о своих судьбоносных инициативах: социальный бюджет, поправки к закону о Кабинете министров. Постепенно выясняется парадоксальная «вещь»: Партия регионов и «НУНС» голосуют в унисон. БЮТ против. Но это никого не волнует. Ведь существует «оранжевая» коалиция. Просто она недееспособна. Иван Плющ символизирует собой новое, демократическое качество Рады. Верный сподвижник президента. «Патриарх» украинской политики. Человек, который стоит над схваткой. Он, сука, ищет новый формат отношений между властью и оппозицией. Уже кое-что нащупал. «Коалицию», конечно же, никто не отменял. Но кое у кого играют амбиции. В общем, делается все для того, чтобы подтолкнуть БЮТ к самоубийственному шагу – заявить о сложении депутатских полномочий всеми 156-ю членами фракции. Почему самоубийственного? Потому что неожиданно выяснится, что семь человек не готовы к этому шагу. 149 готовы. Но этого мало. Надо 150. А если человек хочет распустить ВР, то разве он может стать премьером? Вопрос, как говорится, чисто риторический. Наступает последняя парламентская эра. Эра Ивана Степановича Плюща.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам