Прекрасное недалеко

В том, что ядерная энергетика — наше будущее, вроде бы сомневаться не приходится. Однако думая о том, что будет, когда и нас, возможно, уже не будет, нужно оперировать четкими категориями. В противном случае получится научная фантастика. Как раз этим проблемам — факторам времени, инфраструктуры, ресурсов и прочего — была посвящена ежегодная международная конференция Украинского ядерного общества, прошедшая на минувшей неделе в Киеве. По ее результатам нельзя сказать, что наше будущее выглядит сияющим и безоблачным, однако рассчитывать как минимум на стабильную и безопасную работу старых и новых ядерных энергоблоков мы вполне можем. При условии решения ряда серьезных проблем.

Как справедливо заметил директор государственного научно-инженерного центра систем контроля и аварийного реагирования Людвиг Литвинский, называть стратегией достройку энергоблоков при готовности инфраструктуры на 80% или продление ресурса действующих реакторов нельзя. Стратегия — это понимание того, как мы (или наши дети) будем жить через 50 лет, каким будет соотношение ядерной энергетики с традиционной и альтернативной? И почему оно будет таким? Почему мирный атом должен быть главным?

По словам Литвинского, доступные нам источники энергии (помимо энергии атома) можно разделить на несколько категорий. Первая — «зеленая» энергия природного происхождения (солнце, ветер, вода). Вторая — органические (уголь, нефть и газ) и биохимические источники. Например, навоз в биореакторе. Третья — это банальная экономия, и для Украины, потребляющей энергии в пять раз больше европейских соседей, это действительно серьезный ресурс. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 1978 года указывает также на использование отходов, тяглового скота и битуминозных песчаников.

Но касательно экономии сразу следует оговориться, что на технологии энергосбережения особо рассчитывать не стоит. Глобальные тенденции развития указывают на то, что Украина вряд ли скоро попадет в клуб «золотого миллиарда» и сможет позволить себе отказаться от тяжелой металлургии и химической промышленности, перейдя на чисто интеллектуальные производства. Как, впрочем, и большинство стран мира.

Что до органики, то по естественным причинам ее потребление падает, запасы полезных ископаемых исчерпаемы, и, скажем, нефть свой пик уже прошла. Дальше ее ожидает только падение — как в конце XIX века это случилось с дровами, на смену которым пришел каменный уголь. За последние 30 лет для выработки электроэнергии на тепловых станциях мира сожжено 76 миллиардов тонн угля, три миллиарда тонн мазута, девять триллионов кубометров природного газа. Все это превратилось в золу, а также в выбросы серы и тяжелых металлов.

Исчерпаемы и запасы природного урана. Но у сфабрикованного из него ядерного топлива есть большой плюс: оно может быть использовано вторично после технологического перехода к реакторам на быстрых нейтронах. Этот процесс неизбежен: сокращаются не только объемы добываемого радиоактивного материала, но и изнашиваются действующие энергоблоки на «медленных» нейтронах, которые могут использовать топливо лишь на несколько процентов. Хотя в будущем они могут работать в одной системе с реакторами нового типа, обеспечивая их топливом.

Дело в том, что ядерное топливо после использования в реакторе АЭС на 95% представляет собой энергетически ценные двуокиси природных изотопов урана. Причем это топливо можно перерабатывать, то есть обогащать и снова использовать в реакторах. Поэтому атомная энергетика — производство практически безотходное. К слову, в мире, по некоторым данным, накоплено 200 тысяч тонн такого ядерного топлива и существует рынок по его переработке. А в Украине до сих пор в создании централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива видят некую угрозу жизни и здоровью граждан. Получается же, что это, скорее, склад стратегических запасов, от которых будет зависеть жизнь и здоровье граждан.

Но мы чуть не забыли о «зеленой» энергии. Как говорят эксперты, окупает она себя только при условии наличия тройного тарифа. Альтернатива может существовать на уровне 10% (для очень богатых стран не более 20%) общей выработки. Таким образом, при существующем уровне научно-технического прогресса энергопотребление может быть покрыто лишь за счет использования органического топлива, гидроэнергии и атомной энергии на основе тепловых нейтронов, но в ближайшем будущем перевес в пользу мирного атома неотвратим. И Украина никоим образом не выбивается из мировых процессов: по данным МАГАТЭ, к 2015 году на атомных станциях будет вырабатываться не менее четверти всей электроэнергии на планете. Для нашей страны «Энергетическая стратегия до 2030 года» предусматривает производство 219 миллиардов киловатт-часов, увеличив мощности АЭС более чем в два раза.

Согласно положениям стратегии, ключевыми задачами определены продление срока эксплуатации действующих энергоблоков как минимум на 15 лет сверх проектного срока, достройка третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС (это самое ближайшее ядерное будущее), переход на самообеспечение ураном, создание элементов собственного ядерно-топливного цикла (ЯТЦ). В частности, по урану определено с 2013 года перейти на полное самообеспечение, с 2014-го по 2025 год — достичь годовой производительности 5,9 тыс. тонн, а до 2030 года выйти на объем 6,4 тыс. тонн. А также производить цирконий, с которым большие проблемы, оставшиеся еще с богатых на бурные процессы распада 90-х годов.

И вот здесь начинаются проблемы, без успешного решения которых описанное выше будущее теряет стройность. Надо отметить, что все основные задачи, включая разработку технико-экономического обоснования строительства завода по фабрикации тепловыделяющих сборок (сроки его подготовки передвинуты с 2008-го на 2012 год) внесены в коалиционное соглашение «НУНС» и БЮТ. Однако при этом большинство перечисленных задач вменялось в основные функции концерна «Укратомпром». А создание концерна заблокировано указом Президента, и никакого движения в этом направлении нет.

Более того, по словам директора Департамента ядерной энергетики и промышленности Минтопэнерго Наталии Шумковой, реальное финансирование работ по развитию атомной промышленности уже сегодня ведет к срыву Энергетической стратегии. Деньги тратит только НАЭК «Энергоатом», выделяя их из определенного государством тарифа, а государство никак не участвует в процессах и не позволяет продавать избыток электроэнергии в Европу. С погашением в 2008 году задолженности компании перед целевым фондом ядерно-топливного цикла вообще теряется источник финансирования дальнейшего развития элементов собственного ЯТЦ.

Вследствие хронической нехватки денег подавляющее большинство мероприятий, предусмотренных Комплексной программой по обращению с радиоактивными отходами на период до 2010 года (временной, а не стратегической), остались невыполненными. Кроме мероприятий по обеспечению надежного и безопасного функционирования комплексов по обращению с радиоактивными отходами (РАО) непосредственно на АЭС и их развитию, которые также финансировались «Энергоатомом» из собственных средств и в необходимом объеме.

Таким образом, сравнивая проект будущего и картину сегодняшнего дня, мы констатируем серьезный диссонанс. «Энергоатом» в состоянии эффективно работать с действующими станциями и продлить их ресурс. Однако для развития ядерной энергетики срочно требуется принятие законов, создающих систему госгарантий для инвестиций, предоставляющих долгосрочные льготы и реформирующих энергорынок. Только тогда тактика превратится в стратегию, а будущее станет прогнозируемым, а не прогнозом, который нас не касается.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам