Парафировать нельзя переписать

Чем больше проходит времени со дня «парафирования» коалиционного соглашения между БЮТ и НУНС, тем более конфликтным становится данный союз. Оказывается, не все так просто и гладко, как это пытались представить лидеры двух «дружественных» политических сил. Если комок противоречий будет нарастать подобными темпами и дальше, то конфигурация будущей парламентской коалиции, да и вообще существование большинства в Верховной Раде будет находиться под большим вопросом…

17 октября был обнародован так называемый «парафированный» вариант политического соглашения между БЮТ и НУНС. В тот же день лидер «Народной самообороны» Юрий Луценко заявил, что принятие решения по вопросу об отмене призыва в армию с 1 января 2008 года – это прерогатива Совета национальной безопасности и обороны. Однако «денонсация» призыва прописана в соглашении о создании коалиции.

18 октября очнулся главный натовец страны Анатолий Гриценко. Он поведал широкой общественности о согласованных с кем-то планах перехода армии на контрактную основу лишь с 2010 года. Анатолий Степанович даже соизволили нехорошо пошутить по поводу завизированного лидерами НУНС и БЮТ документа. Дескать, подобным же образом можно отменить действие трех законов Ньютона. Сомневаюсь, что сэр Исаак Ньютон был бы в восторге от довольно плоской шутки военного министра. Тем не менее, свой камешек в общий коалиционный огород господин Гриценко бросил. Его поддержал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Иван Плющ. По мнению Ивана Степановича, есть вопросы, которые могут и должны быть предметом публичной дискуссии. Например, по поводу отмены призыва. Однако решение должно приниматься компетентными государственными органами.

В тот же день Владислав Каськив – единственный представитель партии «Пора» в блоке НУНС, публично усомнился в окончательном урегулировании всех вопросов, «парафированных» в коалиционном соглашении. По его мнению, не надо принимать закон об императивном мандате, продолжать действие моратория на продажу земли и называть «абсолютно нереальные сроки» выплаты обесцененных вкладов бывшего Сбербанка СССР. В аналогичном стиле отреагировал и глава секретариата президента Виктор Балога. Для выполнения взятых Кириленко и Тимошенко обязательств он посоветовал привлечь волшебника Копперфилда. Аналогия более чем прозрачная, что позволяет сделать следующий вывод: Балога считает целый ряд положений «парафированного» соглашения популистскими.

22 октября экс-премьер Юрий Ехануров выдвинул БЮТ ультиматум. Он требует, чтобы при создании демократической коалиции были согласованы позиции, которые, в частности, касаются принятия нового закона об акционерных обществах, изменений законодательства о государственных закупках, корректировки закона о Кабинете министров. Если съезд «Нашей Украины» откажется рассматривать его предложения, то Юрий Иванович пообещал выйти из партии. «Мне в такой партии нечего делать. Тогда честь имею положить свой партийный билет и скажу, что я ошибся в партии, которая не выполняет своих программных основ», – подчеркнул Ехануров. Правда, на другой день пресс-секретарь экс-премьера денонсировал заявления Юрия Ивановича. Оказывается, Ехануров выразился гораздо мягче. По версии пресс-секретаря, была сказана следующая фраза: «Каждый человек в партии, если не соглашается с мнением большинства в политической силе, имеет право сложить полномочия». Думаю, Ехануров на самом деле сказал то, что хотел сказать. Причем, уже не в первый раз. Он послал БЮТ и руководству «Нашей Украины» более чем четкий сигнал.

А 23 октября другой патриарх «Нашей Украины» (правда, бывший), глава правления Национального банка Петр Порошенко подверг сомнению стабильность создаваемой «оранжевой коалиции». По его мнению, опять все увлеклись распределением должностей, которых, как всегда, на всех не хватило. Петр Алексеевич знает, о чем говорит, поскольку активно участвовал в проекте создании первой «демократической коалиции», который так и не был реализован.

24 октября БЮТ с непривычной для этой организации медлительностью отреагировал на сомнения своих партнеров по коалиции. Доверили эту миссию Николаю Томенко, поскольку Александру Турчинову не с руки критиковать своего непосредственного начальника (Ивана Плюща). «Говорящая голова» БЮТ озвучила ряд тезисов, которые были выработаны в ходе мозгового штурма. Оказалось, что, во-первых, пересматривать парафированное коалиционное соглашение недопустимо, поскольку это «неуважение по отношению к избирателям». Дескать, дискуссия уже состоялась, решение принято и теперь его надо выполнять. Во-вторых, Иван Плющ и Виктор Балога, пользуясь отсутствием Виктора Ющенко (вояж по регионам) создали неформальную коалицию с Виктором Януковичем. Поводом для подобного обвинения стали назначения президентом ряда глав обладминистраций, в частности Юрия Чижмаря губернатором Тернопольской области. Оказывается, подобные кадровые перестановки – прерогатива коалиции, а не президента. Ранее Томенко от имени БЮТ заявил, что его политическая сила претендует на 16 кресел глав областных администраций. То есть в тех регионах, где блок Юлии Тимошенко получил поддержку большинства избирателей, председателями госадминистраций должны стать исключительно бютовцы. Заместитель Балоги, бывший видный функционер «Нашей Украины» Роман Безсмертный уже реагировал на эти кадровые претензии БЮТ. По его мнению, «формирование будущей коалицией Кабинета министров совсем не означает автоматическую замену губернаторов. Такой нормы нет ни в одном законе». Безсмертный считает, что персональная популярность лидера БЮТ в той или иной области не может быть даже минимально достаточным аргументом для изменения руководства госадминистрации.

Сам Виктор Балога счел уместным освежить специально для отдельных, крайне «забывчивых» представителей БЮТ, позицию главы государства по кадровым назначениям в регионах. Дескать, не надо нервничать и давить на президента. Есть логика государственного управления. Она не совпадает со стремлением некоторых политиков получить неоправданно высокие дивиденды от парламентских выборов. В кадровой политике следует руководствоваться не эмоциями, а знанием законодательства.
Как видим, менее чем за неделю парафиновые основы коалиционного соглашения здорово оплавились. И следует иметь в виду, что на информационную поверхность всплыла лишь часть проблем. Публичную пикировку коалиционных союзников можно расценивать как достаточно своеобразное проявление демократии. Но это не снимает главную проблему: наличия двух противоположных точек зрения у представителей БЮТ и НУНСа. Первые считают, что акт парафирования является окончанием дискуссий по поводу содержания коалиционного договора. Споры могут вестись лишь относительно механизмов реализации закрепленных в данном документе положений. После начала работы сессии Верховной Рады союзники лишь формализуют достигнутые договоренности. Чисто технический акт. Не более того.

Представители блока НУНС настаивают на том, что настоящая дискуссия только начинается, а соглашение – всего лишь предмет для обсуждения, а не документ, обязательный для исполнения. Вот когда в соответствии с действующим законодательством будут сформированы депутатские фракции, тогда и подпишем окончательное соглашение. Железобетонное.

Веру в крепость коалиционного парафина подрывает и затягивание процесса опубликования результатов досрочных парламентских выборов. Высший административный суд продолжает рассматривать иски пяти политических сил, де-факто опротестовавших результаты кампании. Судя по тому, как нервничают бютовские юристы, дело может закончиться не просто банальной отсрочкой оглашения результатов выборов. Адвокат Соцпартии открыто заявляет о том, что на кону стоит конфигурация будущей коалиции. Если СПУ благодаря судебному решению преодолеет трехпроцентный барьер, то никакой оранжевой коалиции вообще не будет. Не думаю, что высшему административному суду позволят зайти так далеко. Тем не менее, уже ни у кого не вызывает сомнение то, что «пролонгация» сроков запуска парламента нового созыва с помощью судебного «тормоза» состоялась не без участия лойеров из СП.

Возникшая пауза выгодна всем. НУНС – потому что позволит «обделенным» членам блоков заявить о своих правах и потребовать компенсации. Секретариату – потому что чем дольше пауза, тем более уступчивой должна стать Юлия Владимировна (в теории). Блоку Литвина – так как при парафиновом раскладе ему предложили довольствоваться «объедками» с царского стола. КПУ – а им все по барабану! Партии регионов – потому что Виктор Янукович по-прежнему остается во главе правительства. И только БЮТ, как всегда, попал. Он даже не подозревает, насколько он попал. Ведь именно бютовцам предстоит стать первой жертвой нелегальной конституционной реформы, которую начали специалисты из секретариата президента. Сначала они добились от Юлии Владимировны согласия ограничить полномочия премьера. Причем в гораздо большей степени, чем это можно сделать было с помощью Конституционного суда. Не зря же президент отозвал свой иск из КС по поводу закона о Кабинете министров. Затем, в случае премьерства Тимошенко, именно на БЮТ обкатают технологию работы ВР в формате «без коалиции». Наверное, многие уже забыли о том, что парламент до 2000 года работал вообще без большинства. И ничего страшного не происходило. Аналогичная технология будет реализована и в конце года. Президенту с согласия Партии регионов (!) предоставят право вносить кандидатуру премьера, поскольку сложился такой ПАТологический расклад сил в парламенте. Я даже не исключаю, что под патронатом главы государства состоится переход части депутатов НУНС на сторону ПР. Не зря же так остро ставится вопрос об императивном мандате для парламентариев. Потом его отменят и для депутатов местных советов, что станет началом ревизии позиций БЮТ на местах. Без всякого изменения Основного закона изменится система власти. Вот это и есть нелегальная конституционная реформа.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам