Уже никто никуда не идет

Большая часть журналистов, собравшихся вчера на пресс-конференцию главы НБУ, ждали от Владимира Стельмаха главной новости: заявления о намерении перейти на постоянную работу в парламент. Ждали долго (Владимир Семенович был на редкость словоохотлив). Но… так и не дождались.

Заявление руководителя Нацбанка о намерении задержаться на своем посту до окончания полномочий свидетельствует о неслучайно созданной оранжевыми внутренней кадровой интриге. На позиции гривны несостоявшаяся ротация отразиться не должна, ибо потенциальный сменщик Стельмаха Петр Порошенко в сегодняшнем интервью почти слово в слово повторил сказанное на вчерашней пресс-конференции о необходимости держать курс по нижней границе курсового коридора – 4,9 грн. за доллар.

Как заметил в своем интервью Петр Порошенко, «вхождение в избирательный список для Владимира Семеновича было очень непростым решением». И с позиции вновь открывшихся вчера обстоятельств (то, что Стельмах, по его словам, остается) это решение можно трактовать по-разному.

Вариант первый. Владимир Стельмах шел в избирательный список НУНС, потому, что ни он, ни президент не знали, с каким результатом закончатся выборы и чья будет коалиция. Не исключено, что в штабе «оранжевых» в качестве вероятного рассматривали пессимистический сценарий, не позволяющий создать коалицию, и просто собирали всех дорогих сердцу Виктора Андреевича людей в «Ноев ковчег» партийного списка. Не стоит забывать, что Ющенко испытывает к Стельмаху искренне теплые чувства. Более того, не без оснований считает его своим учителем. А учителей не бросают на произвол судьбы.

Вариант второй. Стельмах оказался в списке, потому, что нужно было отделаться от Порошенко. Ведь не секрет, что перед тем, как Петр Алексеевич не был включен в перечень кандидатов от НУНС, Ющенко провел с ним беседу и пообещал после выборов пост главы Нацбанка. Не случайно, свое отсутствие в списке Порошенко воспринял с лучезарно-загадочной улыбкой и прокомментировал словами, что ему предложен чрезвычайно интересный участок работы.

Кидать Порошенко нашему президенту, думаю, еще труднее, чем Стельмаха. Если Стельмах – учитель Ющенко, то Порошенко сыграл ключевую роль в победе того на выборах в 2004 году и в прекрасном результате оппозиционного блока «Наша Украина» на парламентских выборах в 2002-м. Он на самом деле весьма квалифицировано руководил штабом «НУ», сумев сформировать из хаоса в виде 30 партий со своими «осередками», активистами и финансовыми ресурсами стройную и работоспособную структуру, грамотно добывающую голоса избирателей. Так, что Андреевич обязан Алексеевичу многим, если не сказать очень многим. И ему приходится сильно изворачиваться, чтобы избегать прямого разговора «глаза в глаза» на тему: «Мавр сделал свое дело, Мавр больше нам с Плющом и Балогой не нужен. Мы тут в политическом песочнике повозимся и без него».

Третий вариант – президент знает о коалиции что-то такое, чего не ведает Тимошенко и Кириленко. В частности, после парафирования, подписания и обнародования коалиционного соглашения между БЮТ и НУНС появилась информация, что «еще не вечер» и премьером может стать вовсе не Юлия Владимировна. В политических кулуарах ходят настойчивые слухи, что регионалы не случайно демонстрируют отсутствие нервозности: им на руку играет разразившийся внутрипартийный конфликт между Юрием Луценко и Юрием Ехануровым. Который может привести к тому, что группа Еханурова не проголосует за кандидатуру Тимошенко, а затем примкнет к «бело-синим». При этом речь не идет о переходе из фракции во фракцию: печальный опыт роспуска парламента научил депутатов, что голосовать против своих они могут, никуда не перебегая. Конституция им этого не запрещает. В таком случае возможен скандал, при котором возникнет «регионально-нашеукраинская коалиция» с премьером Ехануровым во главе и Стельмахом в Нацбанке. Говорят, Ехануров с Порошенко не очень любят друг друга. А со Стельмахом у них полный «шоколад».

Впрочем, Порошенко не в ладах и с Тимошенко, посему есть и четвертый вариант (он тоже обсуждается): среди негласных условий, выставленных лидером БЮТ, было отсутствие Петра Алексеевича на посту главы НБУ. Есть даже люди, которые слышали (якобы), как Тимошенко говорила: «Я с ним работать не буду».

В любом случае надо сказать, что решение Стельмаха остаться было а) спонтанным, б) согласованным с президентом. По информации из достоверных источников, еще несколько дней назад Владимир Семенович в узком кругу ограниченных лиц однозначно высказывался за свой уход в парламент. Что произошло с этого времени, мы точно не знаем. Но можем предположить, что имел место разговор с президентом или кем-то близким к нему, в ходе которого главному банкиру страны было сказано заветное «Оставайтесь!». Не случайно, Владимир Семенович недвусмысленно дал понять, что уходить он не собирается до конца каденции. Если принять во внимание, что утверждение нынешнего главы НБУ на своем посту состоялось в 2004 году, то ждать придется до 2009-го.

Судя по всему, это стало полной неожиданностью для Петра Алексеевича. В сегодняшнем интервью газете «Дело», которое явно готовилось заранее, на вопрос «Если вам предложат стать главой Нацбанка, вы согласитесь?» он ответил утвердительно: «Почту за честь». Добавив, что это в компетенции президента и что существует большая вероятность перехода Стельмаха в парламент.

Примечательно, что высказанные вчера на пресс-конференции Стельмахом мысли относительно необходимости провести небольшую ревальвацию гривны в пределах курсового коридора, утвержденного Основами денежно-кредитной политики (4,95-5,25 гривен за доллар), фактически повторяет и Порошенко.

По его мнению, курсовая политика не может проводиться отдельно от тех процессов, которые происходят сейчас в экономике. «Я абсолютно не исключаю того, что Нацбанк может принять решение об изменении курса гривни в рамках утвержденного Основами денежно-кредитной политики курсового коридора. Но ревальвация гривны, если она будет, пройдет предсказуемо и постепенно», — сказал он.

Удивительное совпадение позиций главы Нацбанка и главы Совета НБУ по ключевым вопросам финансовой политики свидетельствует о том, что, если Стельмах все-таки уйдет (нельзя ведь совсем исключать варианта, когда он просто «сделал хорошую мину при плохой игре», а никаких договоренностей о его работе до 2009 года на самом деле не было), радикальных новшеств в работе Нацбанка не будет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам