Плановые потери

А у нас в квартире газ. Тоже просачивается. Во всяком случае, так показалось соседке с пятого этажа. Она позвонила 04 и… приехали. Причем быстрее, чем на вызов милицейской сигнализации. Обошли все квартиры, обнюхали все краники: постднепропетровский синдром еще будет какое-то время оказывать благоприятное воздействие на работу аварийных служб. Потом о случившемся забудут. И мы вновь погрузимся в пучину халатности и всеобщего равнодушия. До очередной катастрофы и следующего траура…

Банально говорить, что трагедия в Днепропетровске в очередной раз продемонстрировала, что ни украинские коммунальные службы, ни представители власти не готовы гарантировать своим гражданам безопасность. При этом все ссылаются на проблемы: у коммунальщиков нет денег, инфраструктура жилищного хозяйства дошла до ручки, никто не ждал, не думал, надеялся, что «авось пронесет!». Пронесло, но в другом смысле. Плохом. Когда летишь наперегонки с бетонной плитой по маршруту «девятый этаж – груда опасного для жизни мусора», организм реагирует. Как ни цинично об этом говорить.

Жаль, что подобные «американские горки» не знакомы менеджерам хозяйственного звена, вследствие чего катастрофы происходят с завидной постоянностью. Но в системе реагирования на жалобы граждан ничего не меняется. Другими словами, как не реагировали, так и не реагируют дальше. Это в порядке вещей.

Увы, только масштаб разрушений и большое количество жертв производят эффект встряски для общества. «Малые трагедии» почему-то ни на кого не действуют. Напомню, что совсем недавно, в феврале 2007 года, произошло несколько взрывов одновременно. В Кривом Роге по ул. Тухачевского, 51 в пятиэтажном жилом доме произошел взрыв, погибло трое, в том числе 10-летний ребенок. На 4 и 5 этажах дома были разрушены 4 квартиры, повреждены 6 квартир и газовая сеть. Взрывной волной выбиты окна в 67 квартирах расположенных рядом 13 жилых домов и детском садике. Подразделениями МЧС были спасены 7 человек, из них 2 человека были госпитализированы. В ходе проведения поисково-спасательных работ и разбора разрушенных конструкций дома обнаружены тела 3 погибших (из них 1 ребенок 1997 года рождения).

За день до этого прогремел взрыв в поселке городского типа Красный Донец (Харьковщина) в четырехэтажном жилом доме, взлетела на воздух кирпичная перегородка между квартирами, погибли двое.

Год назад сразу два «каскадных» взрыва бытового газа стоили жизни восьми луганчанам (в том числе и спасателям). Причем виной оказалась неисправность газопровода, который почему-то проходил под землей прямо под построенными на нем домами. Когда ночью из-под обломков достали два тела, около дома быстро собрались сотни человек, не считая работников милиции, МЧС, медиков. Людей пытались оттеснить от эпицентра, но особого успеха это не имело. И когда прогремел второй взрыв в соседнем доме, погибли еще 5 человек, а были покалечены 10 человек.

4 апреля 2005 года взрыв бытового газа в четырехэтажном 32-квартирном жилом доме в Енакиево Донецкой области унес две жизни. 14 февраля 2004 года – взрыв газа и пожар на первом этаже 9-этажного дома в Донецке, в помещении магазина погубил троих. 21 октября 2004 года – взрыв бытового газа, повлекший обвал подъезда 5-этажного жилого дома в Луганске по ул. Садовой, 2 обошелся в пять трупов (в том числе двоих детей), еще 8 жителей дома тяжело пострадали.

Говорят, в тех случаях люди тоже пытались куда-то обратиться, пожаловаться, дозвониться. Но… Звонить можно было хоть в рельсу. В нашей стране нет нормативов реагирования на аварийные ситуации. «Щас приедем!» вовсе не означает, что приедут в самом деле. Психология нашего менеджмента – как хозяйственного, так и чиновничьего – повернута «набекрень»: мы героически преодолеваем последствия трагедий, но пальцем не пошевелим, чтобы их предотвратить.

О точных причинах случившегося в Днепропетровске пока не могут сказать даже специалисты. Предварительные данные: заржавевшая пружина якобы не удержала давление. Глава Днепропетровской госадминистрации Виктор Бондарь озвучил мнение экспертов, которые считают, что на каком-то этапе не сработала автоматика, понижающая магистральное давление в газопроводах до безопасного для бытовых приборов уровня. Почему это чрезвычайное происшествие не зафиксировали газовые службы и вовремя на него не отреагировали, будет выяснять следствие.

Впрочем, на самом деле причины уже понятны – люди звонили в службы и жаловались на проблемы с газом, но те, кому этим положено заниматься, не реагировали. Уже точно известно, что жители взорванного дома четыре дня подряд сообщали по всем телефонам, что краники у плиты закрыты, а из конфорки идет газ.

Как написала газета «Факты» в репортаже с места трагедии, жительница 2-й квартиры Зинаида Абрамец целый час звонила по всем телефонам, даже в 077, который дочка скачала из Интернета. Бесполезно! «В одной из служб, правда, посоветовали открыть форточку, а в милиции сказали, что выезжают. В это время в подъезде было уже больше газа, чем в квартирах, и я стояла у входных дверей, чтобы никто не вошел сюда с сигаретой…».

15 октября прокуратура Днепропетровской области задержала по подозрению в служебной халатности главного инженера «Днепрогаза» и его первого заместителя, которые вроде бы приезжали на черном «Мицубиси» смотреть, что случилось, за 10 минут до взрыва. По всей видимости, в какой-то момент угроза стала настолько явной, что инженеров пришлось вызвать из дома. Поздно.

Так же не решит проблемы решение о передаче газовых распределительных сетей с баланса газоснабжающей компании «Днепрогаз» на баланс «Днепропетровскгаза». На самом деле вопрос не в смене собственников и не в том, что, как считает «Нефтегаз Украины», был сделан недостаточный ремонт и модернизация газораспределительных сетей. Проблема лишь в том, что, когда граждане звонили 04, там не взяли трубку и не отключили подачу газа в дома (или квартал), которым угрожала опасность.

Как показала «учебная тревога», проведенная нашей соседкой с пятого этажа, несмотря дорожные пробки и загруженность работников газового фронта, при желании все можно сделать очень быстро. Даже моментально, как в американских фильмах-катастрофах, где за 10 минут экранного времени рушат небоскребы и строят плотины, дабы повернуть вспять какой-то огненный поток, разбушевавшуюся реку или что-то еще, придуманное в Голливуде.

Как бы парадоксально ни звучал мой вывод, но главная проблема страны – это отсутствие колл-центров у аварийных служб. А также отсутствие указаний от вышестоящих органов создать эти колл-центры и поставить эту работу как надо.

Не знаю, что это: бесхозяйственность, смещение приоритетов или банальное равнодушие к жизни людей. Когда «скорая помощь» едет час, милиция вообще не приезжает, а до службы газа нельзя дозвониться сутки, потому что у них, видите ли, занят телефон, такое положение вещей подразумевает: кто-то должен погибнуть. И это пока почти плановые потери для страны. Хотя в нормальном обществе подобного быть не может. И каждая смерть в таких ситуациях – преступление со стороны тех, кто не поднял трубку, не приехал и, главное, не организовал.

Да, Днепропетровск здорово встряхнул всех. Правда, как при любой неприятности такого рода не обходится и без «побочных эффектов»: говорят, активизировались психи и подростки-шалуны, количество ложных вызовов «на газ» возросло. Впрочем, лучше «перебдеть», чем выгребать из-под обломков бетонных плит искореженные до неузнаваемости тела детей и взрослых…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам