Не с того конца

После оглашения официальных результатов выборов полезно читать Регламент работы Верховной Рады. Там все ходы расписаны. И можно найти ответы на многие вопросы. Или не найти. Все зависит от того, что и как искать. Но, в любом случае, изучать регламентный документ гораздо полезнее, чем прислушиваться к бодрым рапортам о досрочном создании “оранжевой коалиции”. Там, в частности, содержится достаточно точный ответ на вопрос: а когда же состоится первое заседание новой Рады?
Читаем статью 15 Регламента: Верховная Рада нового созыва собирается на свою первую сессию не позднее, чем на тридцатый день после официального оглашения об избрании не менее трехсот депутатов. Официальным провозглашением у нас занимается Центральная избирательная комиссия. ЦИК признал результаты кампании 15 октября, следовательно, крайний срок начала первой сессии новой Рады – 15 ноября. Это четверг. Уже какая-то определенность есть. А перед началом работы парламента 6-го созыва необходимо еще сделать массу интересных вещей.
Прежде всего, Александр Мороз должен сформировать так называемую подготовительную рабочую группу из числа «свежеизбранных» депутатов. Если Сан Саныч не захочет обременять себя лишними хлопотами, то формировать группу придется Адаму Мартынюку. Адам Иванович, как известно, может все.

Преувеличивать значение работы Подготовительной группы (ПГ) не стоит. Это в основном организационные хлопоты. Хотя, учитывая уровень противостояния основных политических группировок, можно предположить: из любой мелочи способно разгореться пламя конфликта. А в ПГ, как в капле воды, отражен расклад квазиновых парламентских сил. В группу войдут 30 человек (из расчета один представитель от пятнадцати депутатов). И вот вам первая проблема для затравки: кто возглавит ПГ? «Оранжевый» или «бело-голубой»? Или представитель третьей силы, то есть член БЛ (Блока Литвина)? Мелочь, конечно, но достаточно показательная. Кстати, председатель рабочей группы автоматически входит в состав временного президиума ВР. По предварительной информации, Юлия Тимошенко решила наплевать на традицию – лидеры политических сил не входят в состав временного президиума и ПГ – и возглавить подготовительный процесс. Ее можно понять. С такими союзниками все приходится делать самой. Николай Томенко выразил горячее желание помочь Юлии Владимировне, но, по свидетельству очевидцев, отношения между ними резко похолодели. И это еще мягко сказано.

Первое заседание депутатской группы должно состояться не позднее, чем на десятый день после объявления результатов выборов. Это может быть 25 октября (четверг). Или еще раньше. Как свидетельствует опыт, самые спорные вопросы, которые придется решать членам ПГ – это рассадка депутатов в сессионном зале и распределение «бойцов» с мандатами по парламентским комитетам. В угаре деления портфелей в исполнительной власти и перераспределения властных полномочий между Кабмином и президентом «оранжевые» позабыли о комитетах ВР. Они считают это второстепенным вопросом. А зря. Опять-таки исходя из опыта, можно сказать: как только начинается заполнение граф «председатель» в таблице с перечнем всех парламентских структур, сразу же начинаются проблемы. Традиционно возникают следующие вопросы:

А) сколько комитетов должно быть? Пока их 26 плюс специальная комиссия ВР по вопросам приватизации. Практически каждый созыв количество комитетов, а также их названия менялись. Как правило, в сторону увеличения. Да просто мест на всех не хватает. Да и амбиции у людей играют не по-детски;

Б) какие парламентские структуры отдать оппозиции? Вне всякого сомнения, все идет к тому, что «оранжевые» попытаются все взять в свои руки. То есть сесть на «раздаче». «Регионалы» и коммунисты вряд ли согласятся с подобным подходом, мотивируя свою позицию тем, что официального соглашения о создании коалиции нет. Начнутся торги;

В) где посадить Партию регионов в сессионном зале? Казалось бы: какая разница? Да не скажите. Если слева от спикера, то депутаты окажутся в «мертвой информационной зоне». Этот кусок сессионного зала «не пробивается» телекамерами. Поэтому во всех информационных сюжетах о деятельности Рады пятого созыва в кадре, как правило, были либо «нашеукраинцы» с бютовцами, либо пустое место (когда они перестали ходить).

Дележ комитетов хотя и зависит от распределения сфер в исполнительной власти, тем не менее, имеет ярко выраженную тенденцию к перерастанию в самостоятельное политическое заболевание – комитетоманию. Не следует недооценивать степень обиды людей, оказавшихся без портфеля. При навязанной пропорциональной избирательной системой казарменной дисциплине в Раде (лидер фракции решает все) единственный шанс не стать «шестеркой» – занять должность председателя комитета. Тогда у тебя появится реальный шанс слегка выделиться из общей безликой фракционной массы.

Понятное дело, что вряд ли представители подготовительной рабочей группы сумеют достичь консенсуса по поводу распределения комитетских должностей. Прикол заключается в том, что, по логике развития событий, сначала должны быть сформированы руководящие парламентские органы, и только после этого дойдет очередь до долгожданного десерта – кресла премьера с постами в исполнительной ветви власти. Поскольку «оранжевые» настолько доверяют друг другу вообще и президенту в частности, то любая форма предоплаты рассматривается ими как потенциальный кидок. Мы вот проголосуем за комитеты, вице-спикеров и спикеров, а вы нас потом кинете с правительством? Поэтому, как всегда, популярна идея засунуть все в один кадровый пакет. Оптимальный вариант: голосовать сразу за все. В том числе и за премьерство Тимошенко. Но, к досаде бютовцев, так сделать не получится.

Во-первых, Регламентом ВР предусмотрена определенная последовательность действийя новоизбранных депутатов. Они, конечно, могут наплевать на все, сесть и за двадцать минут все поделить. Однако, опять-таки, надо отметить, что кроме «оранжевых» в парламенте тоже есть люди. Это раз. Во-вторых, особо зарываться, имея на руках перевес в два голоса, не стоит.

Во-вторых, деление портфелей не с того конца вполне объяснимо с точки зрения Юлии Владимировны. Для нее все остальные вопросы, включая и парламентскую возню, второстепенны. Она договаривается с президентом о разделе власти. Все остальные, включая и ее «верных» союзников (блок «НУНС»), – это статисты, которым, может быть, достанутся крохи со стола. С Партией регионов вообще никто не договаривается. «Регионалов» лишь информируют о том, что их интересы будут учтены. Но только если они по-хорошему перейдут в оппозицию и будут там себя очень хорошо вести. Однако подобный субъективный подход не приемлем для парламентско-президентской республики. Теряется как смысл коалиции, так и смысл демократии как таковой. Парламент – это не техническая площадка для размещения фигур. Он является источником легитимности для правительства. Как можно подписывать соглашение о создании коалиции, когда ее участники даже не являются народными депутатами? И все равно потом придется подписывать новое соглашение, уже после начала работы Верховной Рады, поскольку демократия – это еще и процедура.

Опять-таки понятно, почему Юлия Тимошенко вынесла парламент за скобки. Она хочет все поделить до того, как он начнет работать. Для нее оптимальный вариант развития событий – это технический парламент, делающий все, что нужно ее правительству. Но так не получится…

Продолжение следует.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам