"Одесса–Броды": преждевременная радость

Вчера во дворце президента Литвы были подписаны два соглашения: одно под названием «Соглашение между Азербайджаном, Грузией, Литвой, Польшей и Украиной по сотрудничеству в области энергетического сектора», другое – «Соглашение между Азербайджаном, Грузией, Литвой, Польшей и Украиной о создании компании для развития проекта «Одесса–Броды–Гданьск». Оба документа должны реанимировать уже подзабытое СП «Сарматия» и обеспечить поставку азербайджанской нефти по трубопроводу «Одесса–Гданьск» в Польшу и Литву. Казахстан из проекта вышел. Да и перспективы его несколько призрачны…
Соглашения подписали министры энергетики перечисленных выше стран на встрече «Новые пути поставок энергии: действия после Краковской конференции». Его смысл в том, что Азербайджан будет поставлять в Польшу нефть через нефтепровод «Одесса–Броды–Гданьск», Польша в свою очередь через сеть магистральных трубопроводов PERN планирует перекачивать черное золото на европейский рынок. Пропускная способность маршрута, согласно плану, составит 14 млн. т в год.

Мероприятие не случайно прошло в Вильнюсе, поскольку именно Литва стала двигателем прогресса в этой истории. Дело в том, что после серии конфликтов с Россией, а также неудачной попытки российских нефтяных компаний поучаствовать в приватизации знаменитого Мажейкского НПЗ (доставшегося в конце концов полякам) поставки на него российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в 2006 г. были практически прекращены. Вследствие чего НПЗ тут же стал убыточным, и его новые польские владельцы оказались у разбитого корыта.

Немного подумав и обсудив ситуацию, они вспомнили о трубопроводе «Одесса–Броды»: как признался министр нефти Литвы, труба от него может быть протянута до Мажейкяя или Клайпеды, а если нефтепровод будет иметь ответвление на Литву, «Мажейкю нафта» удастся спасти от банкротства.

Поэтому замороженный было проект получил неожиданное развитие. Напомним, что в настоящее время «Одесса–Броды» используется в реверсном режиме для экспорта российской нефти. Хотя его уже дотянули до крупнейшего польского НПЗ в Полоцке и могут без труда подвести к Гданьску. Как заявил замруководителя Секретариата президента Украины Александр Чалый, достройка нефтепровода может быть завершена в 2010 году.

На первый взгляд все выглядит прекрасно: нефть есть – азербайджанская, трубопровод есть – наш (точнее, уже не наш, а консорциума), потребители – Польша с Литвой – пускают слюни в ожидании большого куша. Есть лишь один нюанс, на который пока не обращают особого внимания, хотя он может стать ключевой причиной провала данного проекта. От участия в нем отказался Казахстан. По неофициальной информации, он не сумел добиться от других стран выполнения основного условия: взамен своего участия в проекте получить доступ к нефтеперерабатывающим заводам остальных стран.

Но официально позиция Казахстана, по словам его представителей, объясняется иначе: прежде всего тем, что страна имеет налаженные маршруты экспорта углеводородов в Китай и в РФ, а также транзита через российскую территорию по системе КТК. Несмотря на обещание «участвовать в диалоге», озвученное вчера на пресс-конференции министром энергетики Казахстана Саватом Мынбаевым, пункт о возможности присоединения Казахстана к проекту из окончательной версии документа был исключен.

Между тем доставить нефть из Казахстана было бы несравнимо более реально, чем из Азербайджана, как бы парадоксально ни выглядел такой вывод. Даже азербайджанские эксперты не скрывают скепсиса. Скажем, в Центре нефтяных исследований Азербайджана говорят, что перспектива этого проекта очень туманна. До сих пор неизвестно, какими техническими средствами будет транспортироваться эта нефть, и как будет производиться ее оплата Азербайджану.

Для того чтобы перевезти нефть по Черному морю из Новороссийска в Одессу, нужны танкеры, которых у Азербайджана нет. Следовательно, он должен купить танкеры или нанять суда других государств.

Нефтепровод «Одесса–Гданьск» существует. И пока подрабатывает, прокачивая нефть с севера на юг, а не с юга на север. Очевидно, что если запустят проект транспортировки каспийской нефти, компрессоры запустят на работу в сторону севера. Тогда наступит черед решать вопрос о полной загрузке этого нефтепровода.

И тут же возникает проблема оплаты. До сих пор ГНКАР продавала свою нефть в Новороссийске методом тендера. То есть туда приходит нефть, объявляется тендер, и фирма-победитель забирает товар, заплатив нам деньги.

С европейскими покупателями будет сложнее, так как с каждой страной придется заключать конкретные соглашения об объемах и ценах продаваемой нефти. Здесь есть большой риск, так как мировая стоимость топлива в мире постоянно меняется, а в каждой стране свои тарифы.

Кроме того, каспийская нефть, поставляемая в Европу с перегрузкой на корабли через Черное море, может оказаться дороже сырья из альтернативных источников, включая «Дружбу», и проиграть в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

После подписания соглашения о транспортировке каспийской нефти придется провести большую организационную работу по найму трейдеров, представителей ГНКАР на местах, которые должны контролировать транспортировку нефти, решать оперативные вопросы. В Азербайджане нет таких специалистов, и значит, их нужно подготовить.

Да и сами переговоры проходили достаточно сложно, в том числе и из-за позиции Польши, предлагавшей два варианта маршрута нефтепровода по своей территории, оба из которых были чреваты определенными сложностями: один предусматривал прохождение нефтепровода через Карпаты (что могло привести к существенному удорожанию проекта), другой удлинял маршрут. В итоге, ориентировочная стоимость проекта, с которым согласились все участники соглашения, составит порядка 1 млн. евро за 1 км нефтепровода. Кто внесет эти деньги, пока неясно.

Так что подписание соглашения в Литве пока еще мало что значит и восторгов по его поводу следует избегать. К тому же следует напомнить, что этот документ является договором о вхождении в международное предприятие с ограниченной ответственностью «Сарматия» ряда государств. А совместное украинско-польское Международное трубопроводное предприятие «Сарматия» было создано еще 12 июля 2004 года компаниями «Укртранснафта» (с нашей стороны) и PERN Przyazn (с польской) для обеспечения привлечения инвестиций для проектирования и достройки нефтепровода «Одесса–Броды». Но так ничего не сделало до сих пор.

Пожалуй, единственное, что окончательно завершили переговорщики на данном этапе, это «поделили шкуру неубитого медведя», т.е. определили долю каждой страны в уставном фонде «Сарматии». В результате Украина, Азербайджан, Грузия и Польша получат по 24,75%, Литва – 1%.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам