Совсем не "армагедец"

Вот ведь загадка — отчего у нас в стране каждые выборы выглядят как репетиция апокалипсиса? Что тут, казалось бы, такого — ну выборы, ну голосование, протоколы там, бюллетени… Ан нет. Глянешь на политиков и понимаешь, что у них это самое воскресенье, когда народ пойдет гражданский долг выполнять, — это все равно как «армагедец», что ли. Можно, конечно, не такое глобальное сравнение подобрать. Может, и не конец света, но какой-нибудь рубикон — точно. Ходит, значит, лидер партийный и соратников накачивает: это, мол, есть наш последний и решительный бой… Нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…

Что за ценой не постоят — это провинциальный электорат быстро «просекает». Особенно на Востоке Украины. Вот, скажем, многих политически активных товарищей вопрос мучает — отчего в Донецке, например, митингов больших и многотысячных не бывает? Почему никто не вещает «при огромном скоплении народа», на баррикады не зовет? А если и зовет, так без особого успеха.

Всякие «демократичные» и «оранжевые» из этого сразу делают вывод, что донецкий народ на самом деле не любит своих «бело-голубых» и только из-под палки за них голосует уж которые выборы подряд. На самом деле все гораздо проще. Здесь люди мыслят практично и мгновенно соображают, какую пользу можно извлечь из этого кавардака. Выборы — время не для дрыгоножества и рукомашества, а для того, чтобы краткий миг поворачивания власти лицом к народу использовать с максимальной пользой. Например, только во время выборов можно добиться, наконец, ремонта дороги, на которой родной ржавый драндулет уже оставил половину запчастей, или воды горячей и холодной — регулярно и круглые сутки. Короче, практичный и меркантильный восточный избиратель воспринимает любые выборы как конец финансового года — весь возможный излишек средств надо «освоить» в сжатые сроки, потому что перспективы после очередного крутого поворота истории никто предсказать твердо не берется.

А если попользоваться нельзя, так ну их, эти выборы… Кстати, в этом и есть принципиальное различие между нынешней кампанией и предыдущими — президентской и парламентской. Там инвестиции в народ лились рекой, и народ не упускал случая из этого потока зачерпнуть. Подъем регионального патриотизма, опять же, небывалый — щас наши вашим покажут! Да и чисто спортивный азарт — после дня голосования все в интернете сидят или радио слушают: ну чего, как там наши? Особо азартные даже ставки делают в букмекерских конторах.

В этот раз о выборах напоминают только яркие рекламные плакаты и занудные агитаторы в немногочисленных палатках. Да и то, политическая реклама как-то теряется среди рекламы обыкновенной. Только если специально всматриваться, можно заметить: вот сжатый кулак «НУНС» обещает отменить неприкосновенность, вот Президент с «отрихтованным» на компьютере лицом вещает что-то мудрое и вечное. Здесь огромный «бело-синий» транспарант сулит счастливую семью, успешную страну, стабильность, благополучие, бабе цветы и дитям мороженое. Где-то там, между водкой, сигаретами и мобильными телефонами, Витренко останавливает НАТО и собирает в союз тройку славянских государств. И совсем-совсем мелкими буквами министр-социалист Цушко решительно и непреклонно, хотя и с грамматической ошибкой, заверяет, что «моя милиция меня бережет».

Причина всеобщей апатии в отношении к выборам как к процессу понятна — потому что результат предсказуем. Ну не могли за год с небольшим темные «донецкие» вдруг перевоспитаться и стройными рядами отправиться под знамена самозванных «демократических сил». Возможны колебания в доли процента, но общая тенденция не изменится, об этом уже можно говорить со всей определенностью. Другое дело, что Партии регионов придется очень сильно постараться, чтобы люди не забыли, когда и куда приходить голосовать. «Бело-голубые» сами признавались, что гораздо больше, чем «борьба» оппонентов, их беспокоит вопрос явки избирателей. Центральный штаб по этому поводу засыпает «родной» регион грозными директивами, а штабные структуры даже обежали всех знакомых руководителей с просьбами выделить транспорт, чтобы отвезти на участки самых немощных и ленивых. Партийные «ходоки» по домам и квартирам также получают инструкции не столько агитировать, сколько напоминать — граждане хорошие, вы ж прийти-то не забудьте!

Что касается самих граждан, то здесь уместно говорить скорее о сознательном игнорировании выборов, нежели о забывчивости. У людей от передозировки политинформации в мозгах просто перегорели предохранители. Потому что перманентными политический кризис и революция быть не могут, они тогда теряют свое значение переломного момента. Да и Партия регионов, несколько раз менявшая свою позицию по отношению к досрочным выборам, всю сюжетную линию народу толком разъяснить так и не смогла, поэтому в памяти электората остались только эпизоды, между собой сочетающиеся плохо. Сначала всех успокаивали («Да не переживайте вы так, эти указы только по назначению применить можно, только бумага жесткая»), потом призывали защитить «Украину без выборов», а потом… взяли да и согласились. Что, кстати, народ воспринял неоднозначно, поскольку выборов не хотел совершенно искренне. Конечно, политически активный товарищ видел все развитие событий, но таких — меньшинство. А большинство составляют как раз те, кто всей этой политикой интересуется от случая к случаю, и при выборе своих симпатий руководствуется мнением начальства или тещи. Да и кому народ-то перевоспитывать? Директору кондитерской фабрики, который вдруг стал начальником избирательного штаба?

Тем более что и времени на «ребрэндинг» у участников нынешней кампании не было. Яркого и нового политического шоу они жителям Донбасса предложить не в состоянии и, похоже, не считают нужным. Так, смахнули пыль со старых конспектов, причем по рассеянности взяли разработки даже не 2006-го, а еще 2004 года. И получился затянувшийся фарс, напоминающий постановку кружка художественной самодеятельности в психиатрической клинике. Причем сценарий написан самими пациентами, но актеры все равно забыли текст и несут «отсебятину».

Партия регионов, как обычно, пытается привлечь избирателей рассказами о своих невиданных политических успехах и сетует, что «покращенню життя» опять помешали… ну кто там им обычно мешает жить.

«Оранжевые» и БЮТ, которым как инициаторам выборов, вообще-то, надо было позаботиться о том, чтобы создать себе привлекательную для «схидняков» идеологическую базу, этого также не сделали. Как и прежде, рассказывают басни о «бандитах, укравших народные деньги». Создается впечатление, что главная цель работы БЮТ и мега-супер-пупер-блока «НУНС» в Донецкой области — не завоевание голосов местных жителей, а противодействие здешнему политическому монополисту — ПР. Обновление свелось к тому, что избирательные штабы этих блоков на Донетчине возглавили пришлые менеджеры — нардеп Зиновий Шкутяк у «НУНС» и экс-социалист Геннадий Задырко у БЮТ.

И что? А ничего! Шкутяк иногда любит собрать журналистов и пересказать им то, что вчера говорил Виктор Ющенко (ну да, Донецк ведь глухая провинция — ни радио, ни газет, ни телевизора), и этим его деятельность, как правило, ограничивается. На идею отмены депутатской неприкосновенности донецкие избиратели тоже как-то не особо «ведутся». Жителям Донбасса фиолетово, что пьют и на каких курортах отдыхают народные избранники, их больше интересует, что пить и где отдыхать самим. Злобная зависть — это типично «вуйковская» черта, восточным украинцам не свойственная.

БЮТ разнообразием не блещет, наслаждаясь привычной манией преследования. Все выступления и заявления только на одну тему — палатки сожженные и палатки разгромленные, битые активисты и активисты «политически» уволенные… Так и вспоминается бородатый анекдот о Неуловимом Джо, который был неуловим именно потому, что ловить его никто и не собирался. Нет, никто не спорит, в Донецкой области уровень политической толерантности измеряется расстоянием до областного центра, и в какой-нибудь глухой провинции действительно можно за «неправильную» символику или оскорбительные высказывания в адрес «Федорыча» в репу получить, но разве партии больше не о чем поведать избирателям? Да и вообще — против кого провокации устраивать, если в том же Донецке на всех «массовых» мероприятиях БЮТ никогда больше двух-трех десятков активистов не было?

Теперь, правда, новая «антирегиональная» волна пошла: мол, в области готовятся массовые фальсификации и срыв выборов. «Регионалы», когда это слышат, удивленно глазами хлопают: нам-то это зачем, если мы и так набираем здесь очень-очень много, а все остальные — очень-очень мало? Тем более что на сегодняшний день работу избирательных комиссий саботируют как раз бойцы «волынского десанта», присланные «оранжевыми» партиями на Донетчину в качестве наблюдателей и членов участковых комиссий. Так что «регионалам» еще придется здорово попотеть, чтобы голоса их сторонников из Донецкой области были должным образом учтены в общей статистике…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам