Совет национальной деградации

Совет национальной безопасности и обороны к концу избирательной кампании превратился в опереточный орган. Деградация Совбеза напрямую связана с тем, что его используют явно не по назначению. Если забивать мобильным телефоном гвозди, то нетрудно себе представить, во что он в конце концов превратится. В аналогичную ситуацию попал СНБО. Секретариат Президента усиленно пытается сделать его неким альтернативным правительством. Подобное «превращение» не предусмотрено ни Конституцией, ни действующим законодательством в сфере нацбезопасности, однако на подобные нюансы в СП не обращают внимания. Как раз для таких случаев в Секретариате держат Игоря Пукшина, который работает там «главным сказочником». Почти как Пушкин…
На наш взгляд, следует выделить три этапа деградации Совбеза. Первый начался с формирования в СНБО искусственного пропрезидентского большинства. Юристы из Секретариата особо не напрягались с поиском методов достижения поставленной цели. Просто ввели в состав Совета подчиненных Президенту губернаторов и других лиц, присягнувших на верность идеалам Виктора Андреевича. Второй этап деградации связан с приходом в Совбез Ивана Плюща. Иван Степанович, конечно, фигура политическая, но проблемы нацбезопасности даются ему с трудом. Понятно, что он хочет многое наверстать. Но ему пока сложно разобраться в том, где заканчиваются личные (групповые) интересы и начинается Родина, о безопасности которой, по идее, он должен заботиться. Скандал, связанный с попыткой изменить безъядерный статус Украины — наглядное тому подтверждение. Ну не объяснил никто Ивану Степановичу, что полный ядерный цикл предусматривает обогащение урана и, следовательно, становится возможным производство атомной бомбы. В результате стратегические союзники Виктора Андреевича пришли в состояние повышенного возбуждения. Раз Плющ выступает за полный цикл, значит, Украина готовится стать ядерной державой. Замам Ивана Степановича пришлось отыгрывать ситуацию назад, рассказывая сказки о каком-то углублении элементов цикла.

И, наконец, третий этап декаданса СНБО начался 4 сентября, когда Совет принял решение «приостановить» полномочия двух министров из кабинета Виктора Януковича. Имеются в виду Нестор Шуфрич и Николай Рудьковский. Даже иезуитские юридические формулировки Пукшина не могли замаскировать вопиющую незаконность этого решения. Если исходить из принципа политической целесообразности, то карательная операция против Кабмина вполне обоснованна. Верховная Рада очень обидела Виктора Андреевича. Он ее четыре раза подряд распускал, однако парламентарии все равно собрались на пленарное заседание. И не только собрались, но еще и внесли изменения в закон о статусе народного депутата, лишив слуг народа всевозможных благ. Да вдобавок ко всему направили на рассмотрение Конституционного суда законопроект о внесении изменений в Конституцию, предусматривающий, в частности, отмену депутатского иммунитета. Испохабили всю предвыборную кампанию пропрезидентского блока «НУНС», которая базировалась на одном очень креативном лозунге — «Лишим слуг народа неприкосновенности!». А они сами себя лишили. Без посторонней помощи. Вот и провел Президент 4 сентября показательно-карательное заседание СНБО, где с переходом на конкретные личности отвел свою душу. Действительно, что может сказать Нестор Иванович о тушении лесного пожара в Херсоне, если ему сразу сказать — ты не прав. И еще вспомните тревожное обращение Президента к нации, которое крутили по центральному телевидению перед пленарным заседанием Верховной Рады. «Я спокоен. Но все запомнил и сделаю выводы». Бред.

Для исполнения кадрового решения СНБО, введенного в действие указом «верховного главнокомандующего», мобилизовали СБУ. Какие-то «оперативные группы», созданные в Службе по распоряжению (!) Секретариата Президента, роют «компромат» на тех, кто не выполняет исторических постановлений Совбеза. Пропрезидентский блок требует от Генеральной прокуратуры открыть уголовные дела на депутатов, дерзнувших собраться в сессионном зале, «отстраненных» СНБО министров. Однако в данном случае уместно вспомнить легендарную фразу Ивана Плюща, которую он произнес во время пребывания на должности спикера ВР: «Зачем же его пихать, если оно не лезет?». Тем более что даже бывшие секретари Совета — предшественники Плюща — в один голос утверждают: реализовать «кадровые» решения СНБО невозможно.

Больше двух недель прошло с начала открытой конфронтации Совбеза и правительства. В результате пострадал не Кабмин, а Совет национальной безопасности и обороны. Он оказался в роли органа, использованного не по назначению. Со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее Секретариат продолжает пытаться использовать СНБО в предвыборной борьбе.

Слегка изменилась лишь тактика применения данного института. Например, 20 сентября, когда распущенная Верховная Рада вновь собралась для рассмотрения бюджета на 2008 год, чрезвычайно-показательного заседания Совбеза не было. Даже интеллектуалы из Секретариата поняли, что в лобовой атаке они проигрывают. И Виктор Ющенко осознал какой-то частью головного мозга, что обращаться к нации перед началом каждого пленарного заседания Верховной Рады — это явный перебор. Президент попытался представить начало бюджетного процесса в парламенте как пиар-ход социалистов и коммунистов. Виктору Андреевичу, как говорится, виднее. Он же у нас главный знаток пиаровских технологий. На митингах чуть голос не сорвал, агитируя за свой блок. Но пиар пиаром, а бюджет принят к рассмотрению нынешним составом Верховной Рады. Это событие подействовало угнетающе на юристов из СП. Их рекомендации просты и незамысловаты: провести заседание СНБО, объявить проект бюджета на 2008 год, подготовленный правительством, провальным и начать репрессии. Главная цель — продемонстрировать, кто в стране хозяин. Однако переломить ситуацию за неделю до выборов практически нереально. Для этого необходимо задействовать экстраординарные меры. Или же продолжать надеяться на создание единой коалиции «оранжевых» сил, в которую уже практически никто не верит.

Работающая Верховная Рада пятого созыва действительно представляет угрозу национальной безопасности. Правда, в довольно специфическом понимании СНБО. Если сорвать досрочные выборы, то нынешний состав парламента будет угрожать созданию тоталитарной структуры власти во главе с Президентом. Ситуация двоевластия не может длиться вечно. Так не бывает. И чем дальше, тем отчетливее деградируют структуры, обслуживающие интересы главы государства. Имеются в виду Совбез, СБУ, суды, Секретариат. Какие бы юридические сказки ни рассказывал всем Пукшин, однако адвокатское отношение к Конституции (кто платит, тот и заказывает толкование правовых норм) и законам не может быть основой для государственной политики.

Конечно, лозунг «интересы национальной безопасности» очень удобен для использования. Под его прикрытием можно дестабилизировать работу целых отраслей экономики, отстраняя от должностей руководителей министерств и ведомств. Однако подобный подход приведет к обратному эффекту: виртуализации власти Президента. Если его любимый орган, с помощью которого он пытается демократизировать общество, показательно игнорируют, то что остается делать? Впрочем, ответ на этот вопрос пусть ищут специалисты из СП. Николай Янович Азаров как-то произнес историческую фразу, адресованную ряду лиц «оранжевой» ориентации: «Да пошли вы все…». Выражение прижилось. Его даже стали тиражировать на футболках. Еще немного, и его посыл может стать реальностью. В том числе и для деградирующего на глазах СНБО.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам