Владимир Сивкович: сядут все!

Чем ближе дата досрочных выборов, чем яснее становится прогнозируемый результат и чем резче заявления, тем все более актуален вопрос, согласятся ли проигравшие с поражением. Особенно если у них есть возможность применить силу и отыграть все назад. Тем более что еще свежи в памяти события в Генеральной прокуратуре, когда все разговоры были только о том, приедет ли «Альфа» и где сейчас находится армейский спецназ.

Поэтому интервью, данное «Киевскому телеграфу» одним из главных знатоков силовых структур, народным депутатом Владимиром Сивковичем, как нельзя более актуально…

Владимир Леонидович, вы направили в Генеральную прокуратуру депутатский запрос, в котором речь идет о существовании в СБУ некой «оперативной структуры», осуществляющей незаконную слежку за профсоюзными лидерами. Что это за «опера» такие?

— Да, действительно, в СБУ создаются специальные оперативные подразделения, которые активно участвуют в избирательной кампании и де-факто нарушают закон. Конкретный пример, который я приводил в своем депутатском запросе, — это деятельность оперативной группы под руководством некоего Зайца С.С., работающего в управлении «К» СБУ. На сегодняшний день главная задача группы — собрать максимум компрометирующего материала, причем не обязательно с доказательствами, а чисто пиаровского, который затем будет использовать «Наша Украина» и другие оппозиционные политические структуры исключительно в провокационных целях. Кроме того, эта опергруппа фактически блокирует и пытается уничтожить материалы по ранее возбужденным СБУ уголовным делам, связанным с хищениями в особо крупных размерах при поставках, осуществляемых двумя коммерческими структурами на атомные станции через предприятие «Атомкомплект». Эти структуры имеют отношение к Секретариату Президента, а также к ближайшему окружению главы государства. Они занимались тем, что специально завышали цены на поставляемое оборудование. Фактически было совершено хищение государственных средств в особо крупных размерах по предварительному сговору. Речь идет о достаточно больших суммах.


Будет ли корректным утверждение, что названные вами оперативные группы СБУ действуют под патронатом Секретариата Президента?

— Не просто под патронатом, а по прямому указанию Секретариата. Оперативные группы, о которых я упоминаю в своем обращении к Генпрокурору, — это структуры, которые еще в 2005—2006 годах патронировались окружением Президента. Сегодня Секретариат напрямую управляет СБУ, контактирует с сотрудниками, минуя и. о. главы Службы Валентина Наливайченко, и заставляет их уничтожать оперативные материалы.


Связаны ли упомянутые вами в запросе факты с попытками Совбеза и Секретариата Президента повлиять на ситуацию в атомной промышленности? В частности, заблокировать создание концерна «Укратомпром»?

— В прошлом году я написал несколько обращений в Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы по поводу хищений в НАЭК «Энергоатом». Было заведено шесть уголовных дел, но на сегодняшний день следствие фактически остановилось, поскольку речь шла о преступлениях, совершенных в 2005—2006 годах людьми, близкими к окружению Президента. Если создается концерн «Укратомпром», то происходит централизация управления атомной промышленностью, что усиливает безопасность атомной энергетики, и при этом под жесткий финансовый контроль ставится деятельность всех предприятий отрасли. Сразу выявляется — и акты КРУ тому свидетельство, — что раньше никто не контролировал процесс работы атомных промышленных структур. Достаточно сказать, что цены на комплектующие для АЭС завышались в 12 (!) раз. Сейчас эта лавочка закрывается. Те, кто раньше воровал и на этом жил, вложили в уши Президенту идею заблокировать создание концерна «Укратомпром».


Возможно, Президент таким образом дает сигнал людям из своего окружения, что после готов расплатиться за финансирование избирательной кампании должностями?

— В данном случае, на мой взгляд, нельзя говорить о каких-то услугах со стороны Президента. Сегодня окружение Виктора Ющенко пытается внушить ему мысль, что нельзя проводить проверки того, что за два года наворотили «честные оранжевые» своими «чистыми руками». Если бы прокуратура не стояла в стороне, то в 2005—2006 годах было бы возбуждено огромное количество уголовных дел. Парламентская комиссия по расследованию ситуации в ТЭК по одной лишь компании «Нефтегаз Украина» времен Ивченко добилась возбуждения 13 уголовных дел. Только хищений мы раскрыли на сумму более 400 миллионов гривен. Почему Ивченко не в тюрьме? Самое большое наказание, которое для экс-главы «Нефтегаза» придумал Президент, — не включил его в избирательный список «НУНС». А как же тогда бандиты, которые должны сидеть в тюрьмах? На тысячах бигбордов Виктор Ющенко утверждает, что «закон один для всех». Выходит, что не для всех… Любое воровство — это преступление. Срок давности по делам, связанным с хищениями государственных средств, наступает через десять лет. Поэтому сегодня основная задача «оранжевой команды» — уничтожить документы в правоохранительных структурах. Они до сих пор не могут себе простить, что милиция не находится в их подчинении, что прокуратура, хоть и со скрипом, но возбуждает уголовные дела, что лозунг «закон один для всех» пусть на 50%, но начал реализовываться с конца 2006 года.


Секретариат напрямую работает с СБУ. А кто сейчас патронирует Совбез? Тот же СП?

— Что касается Совета нацбезопасности, то из всего Кабмина туда входят только премьер-министр и первый вице-премьер. СНБО в настоящее время почти полностью сформирован из подчиненных Виктора Ющенко. Это не коллегиальный орган, а структура, напрямую подчиненная Президенту. Ему осталось только включить в его состав пчел со своей пасеки, и тогда СНБО мы можем смело назвать отделом Секретариата. Сегодня нельзя рассматривать Совбез как орган, призванный защищать интересы всех граждан страны. Он четко работает в интересах пропрезидентской политической силы.

Когда Совет нацбезопасности начинает принимать решения, противоречащие закону и Конституции, можно смело ставить крест на системе административного управления государством. Я неоднократно подчеркивал, что Президент Ющенко не в состоянии управлять не только страной, но даже своей командой.


И какой, по-вашему, выход из ситуации?

— Я сделаю заявление, которое будет не очень понятно электорату Партии регионов: у нас нет другого выхода, кроме как объединиться в Верховной Раде, пусть даже ситуативно, с силами, которые пройдут в парламент, создать конституционное большинство и принять решение, направленное на ликвидацию двоевластия в стране. Необходимо раз и навсегда положить этому конец. Не Президент хочет неограниченной власти в стране, а его окружение. А им место либо в тюрьме, либо на скамье подсудимых.


То есть речь не идет об импичменте Президента?

— Нет, речь идет о выравнивании баланса власти. Если Президент у нас выполняет представительские функции, то и должен их выполнять, а не менять законодательство и не «натягивать» на себя полномочия главного руководителя администраций в стране. Получается, что Кабмин решает задачи по развитию государства, по предотвращению техногенных катастроф, а главы областных администраций могут не подчиняться ему. Это же полный абсурд! Президент уже столько раз нарушил законодательство и Конституцию, что давно пора максимально ограничить его полномочия. Действия Виктора Ющенко и его Секретариата стали реальной угрозой национальной безопасности страны, поскольку они направлены на развал государства.


А что может противопоставить подобной экспансии Президента Верховная Рада?

— До выборов она уже ничего не в состоянии ему противопоставить, но после 30 сентября, думаю, сможет. Я не исключаю, что по результатам голосования Президент потерпит сокрушительное фиаско и ему придется уходить с политической арены. Ведь он сегодня ездит лично агитировать за свой блок, нарушая все законы. Рейтинг «НУНС» сегодня — это рейтинг Президента, а он в три раза ниже, чем у БЮТ, и почти в четыре — чем у Партии регионов.


Но Президент может просто признать выборы недействительными. Как вам такой вариант?

— Знаете, мне лично было очень интересно разобраться в следующем вопросе: как так получилось, что на выборах 2004-го и 2006 года «оранжевые» умудрялись набирать по 95—99% голосов в западных областях Украины? И это притом, что все, в том числе и сам Ющенко, публично заявляли о миллионах украинцев, выехавших на заработки. Так вот, недавно пограничники и МВД предоставили четкую статистику, в соответствии с которой 4 миллиона украинцев постоянно отсутствуют в стране, поскольку выехали на заработки или на постоянное место жительства за рубеж. Из них более 2,5 миллиона человек выехали с западной Украины. Только из Львовской области уехали более полумиллиона жителей. А там всего полтора миллиона избирателей. Получается, что тридцать с лишним процентов электората в настоящее время отсутствует. Соответственно, на выборы ну никак не могло прийти больше 70% избирателей. Откуда тогда взялась цифра 90 и больше процентов?

Сегодня, когда мы получили информацию из банков данных погранслужбы, милиции, паспортных столов, можно спокойно подавать в любой суд, включая Европейский, и доказывать, что самые масштабные фальсификации результатов голосования произошли в Западной Украине. То же самое будет и на этих выборах. Сегодня в стране насчитывается 3 миллиона 324 тысячи «невозвращенцев». Если произвести разбивку по областям, то получается следующая картина: Закарпатская — 255 тысяч, Ивано-Франковская — 202 тысячи, Львовская — 524 тысячи. А процент явки избирателей будет, вот посмотрите, до 100%. Именно эти «мертвые души» будут голосовать, хотя есть официальные документы, подтверждающие их отсутствие. Это преступление перед народом и Конституцией. Нарушение волеизъявления граждан стало главным аргументом Виктора Ющенко для роспуска Верховной Рады. В данном случае это тоже нарушение волеизъявления. В таком случае либо Виктор Ющенко проводит политику двойных стандартов, и вся его деятельность выглядит как моральная клоунада, либо кого-то нужно сажать в тюрьму. И сажать конкретно. Например, глав администраций, которые будут заниматься приписками. И Ющенко им уже не поможет.

У Президента сегодня альтернативы нет: или он идет ва-банк и любой ценой — фальсификациями, чем угодно — вытягивает рейтинг «НУНС», действуя по принципу «победителей не судят». Либо же его блок набирает в несколько раз меньше голосов, чем основные конкуренты. В таком случае это будет означать, что страна подвергла его полной обструкции и выразила недоверие. Если европейцы или американцы увидят жалкие проценты, которые наберет «блок имени Ющенко», то они не станут поддерживать такого Президента. Поэтому Виктору Андреевичу придется либо срывать выборы, благо он уже заложил кучу мин для этого в Конституционном суде, либо вводить прямое президентское правление в связи с какими-то суперкатастрофами. Не исключено, что причины для подобного правления будут придуманы самые невероятные. может даже пролиться кровь. Есть еще другой вариант: падать в объятия ПР и создавать широкую коалицию. Тогда Ющенко придется забыть о том, что он «мессия», и беспрекословно подчиняться закону.


Способен ли Президент пойти на самые радикальные меры для сохранения власти?

— Исходя из того, что происходило у нас летом этого года, могу предположить: Ющенко при неудачном стечении обстоятельств способен пойти на самые жесткие, в том числе и кровавые, меры. Он просто забудет, что живет в демократической Украине. Представит себе, что находится в лесу, где живут пчелы, которые не умеют разговаривать. Ющенко и его команда обманули народ, которому обещали объединиться после Майдана, создать единую партию и десять лет идти с Юлией Тимошенко нога в ногу — она премьер, а Ющенко — Президент. Ничего этого не произошло, народ использовали, как девчонку: напоили надеждой и от… отымели. Не знаю, как по-другому сказать.


Кто в Партии регионов готов принять в свои объятия президентскую партию?

— В последнее время я провожу много встреч с избирателями, живущими в центральных областях Украины. Абсолютное большинство людей, которые приходят на встречи со мной, просят об одном и том же: плюньте на все, закройте глаза, зажмите нос, если не нравится запах, но объединитесь с этими «оранжевыми», чтобы мы могли спокойно жить. Этого просят обычные люди. Наш электорат только хлопать в ладоши будет, если мы объединимся либо с «Нашей Украиной» — с Президентом или без него, — либо с БЮТ, поскольку для страны это возможность стабильно развиваться. Как бы дурно от подобного объединения ни пахло.


А вот тут неувязочка получается: если создавать широкую коалицию, необходимость которой для всех очевидна, придется закрыть глаза на все безобразия, упомянутые вами выше.

— Зачем? Президент же сказал: «Закон один для всех». Но даже если он это сказал в рекламных целях, мы все равно должны его поддержать. Если в 2005—2006 годах «оранжевая» команда бессовестно воровала, то только для того, чтобы отчитаться перед Майданом, перед народом, который она обдурила, виновных надо сажать в тюрьму. А Президент от этого только выиграет, поскольку он сдержит свое слово — закон есть закон, а мы ему в этом поможем.


То есть широкой коалиции быть?

— Я считаю, что если не будет широкой коалиции с «Нашей Украиной», то будет широкая или ситуативная коалиция с БЮТ. Но тогда Президента не будет вообще. Насколько я знаю настроения в блоке Тимошенко, они там очень агрессивны. Чем ближе президентские выборы, тем больше агрессии.


Но, убирая Ющенко, Юлия Тимошенко остается один на один с Януковичем…

— Во-первых, это вопрос спорный. Во-вторых, политическая ситуация у нас меняется настолько быстро, что за два года может произойти все что угодно. В политике процесс достижения компромиссов и договоренностей эффективен в том случае, если вопросы решаются на короткий период времени. Рассчитывать стратегию на длительные сроки нельзя, поскольку она может в любой момент сломаться.


Министр обороны Анатолий Гриценко баллотируется по спискам «НУНС». Насколько армия втянута в избирательный процесс?

— За армию я как раз спокоен. Солдаты и офицеры не втянуты в избирательные процессы, поскольку они этого не хотят. Втянуто только руководство — Гриценко, его замы, некоторые другие руководители. Но они так «много» сделали для украинских офицеров, что тем откровенно наплевать на то, что министр делает и говорит. Армию сегодня больше волнует проблема 45 тысяч бесквартирных офицеров, чем предвыборный рейтинг министра обороны (в этом году квартиры получили чуть более 200 офицеров). Но проблема заключается в другом. В ходе своей предвыборной агитации Анатолий Гриценко нарушает закон. Вспомните его заявление о блокировании выдачи патронов для Министерства внутренних дел. Он чуть ли не подвиг совершил, отказав МВД в удовлетворении заявки на боеприпасы. Гриценко прекрасно знает, что ежегодно Министерству внутренних дел выделяется более 9 миллионов патронов. Тот же Юрий Луценко, возглавляя МВД, получал миллионы патронов. Анатолий Гриценко достаточно умный человек, чтобы понимать — он передергивает факты. Правда, когда он так себя ведет, за электоральные настроения в армии я спокоен.


Когда политический конфликт доходит до точки кипения, сразу начинают вспоминать об «Альфе», «Беркуте» и других подразделениях. Какова, на ваш взгляд, вероятность использования на финише предвыборной кампании специальных подразделений? Что вы скажете по этому поводу?

— Люди, которых готовили для войны и которые умеют убивать — «Альфа», спецназ, военная разведка, — никогда не будут брать в руки оружие, чтобы стрелять в свой народ. И это продемонстрировали события, происходившие летом в Генпрокуратуре. Тогда «Альфа» категорически отказалась участвовать в бойне, которую там планировали начать. Военная разведка тоже. Их ведь готовят для того, чтобы действовать в тылу врага, за границей. Что может произойти плохого на финише выборов? Будет очень плохо, если Главнокомандующий возьмет два полка спецназа и передаст их в подчинение Внутренним войскам. Это действительно плохо. Но опять-таки, честь и достоинство этих офицеров будут растоптаны. Внутренние войска, которые вывели из подчинения МВД, насчитывают более 30 тысяч человек. Даже если к ним добавить два полка спецназа, то получится все равно около 10 тысяч реальных боевых единиц, психологически подготовленных для подавления уличных демонстраций. Но в данном случае речь идет только о Киеве. Украина очень большая, и в случае подобного развития событий тем, кто пойдет на такие шаги, пощады не будет. Восточные области окончательно выйдут из подчинения, а центральные регионы наконец-то поймут, что именно нужно Ющенко и его команде. В таком случае их всех просто сметут. Не зря дети Ющенко учатся только на английском языке — лишь Америка сможет предоставить им политическое убежище. Если, конечно, захочет.


Есть еще Управление госохраны, которое возглавил молодой генерал. Какова будет его роль на финишной избирательной прямой?

— У Ющенко так много дач и резиденций — более 20, что подразделения УГО численностью более двух тысяч постоянно находятся в Крыму. А в Киеве для силовых мероприятий можно задействовать около 500 человек. Но, думаю, из них 400 скажут: «дядьку, иди ты к черту» и поедут домой.

Беседовали
Дмитрий Заборин,
Владимир Скачко,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам