Украина. Раз, два, три: ПРОДАНо!

Появление в СНБО бывшего директор ГП «Энергорынок» Юрия Продана удивило многих. Хотя причина этой ротации весьма банальна: кто-то должен прикрывать со стороны этого органа аферы отдельных представителей энергетического лобби. К тому же Продан давно и плотно (тайно от Ющенко) сотрудничает с леди Ю, поэтому не исключено, что устроиться в СНБО ему помог Александр Турчинов, пишет «Фраза»

Должность очень важна Продану. Она позволяет «снимать» деньги за оказание услуг со своих друзей – Ивана Плачкова (нынешнего губернатора Одесской области) и замминистра по ТЭКу Юрия Недашковского. Одной из таких услуг стала подготовка абсурдного по сути указа президента о приостановлении действия постановления Кабмина относительно создания «Укратомпрома».

Юрий Васильевич Продан родился 27 января 1959 г. в г. Норильске. Окончил Киевский политехнический институт по специальности «электрические станции», квалификация — инженер-электрик. Работал в системе «Киевэнерго» под умелым руководством Ивана Васильевича Плачкова, с которым имел общим бизнес (об этом ниже). Именно Плачков вовремя заметил податливого и хорошо обучаемого шефа энергосбыта, и научил его схемам сбора платежей с предприятий в личный карман.

В 1999 году Продан назначен директором обособленного подразделения НЭК «Укрэнерго» — «Энергорынок». В 2000-ом – директор ГП «Энергорынок», первый замдиректора НАК «Энергокомпания Украины». 2001-2004 гг. – глава Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики. 2005-2006 гг. — первый заместитель министра топлива и энергетики, президент НАК «Энергокомпания Украины». 2006 г. — первый замгендиректора «Киевэнерго».

С ноября 2006 г. советник президента Украины. С 4 июля 2007-го – заместитель секретаря СНБО. Занимая должность первого замминистра топлива и энергетики, Юрий Васильевич подписал документ, которым потребовал организовать чартерный авиарейс в Измаил по случаю открытия строительства Болградской парогазовой электростанции. Эта станция должна была обеспечить комфортную работу комплексов по разливу вин и водки, принадлежащих г-ну Плачкову.

Вообще, его дружба с Плачковым была подкреплена тесным деловым сотрудничеством: доверенные люди двух П являлись соучредителями псевдоконсалтинговой фирмы «Арка», на которую руководителей энергетических предприятий, зависимых от министерства, заставляли перечислять деньги за липовые услуги. Смысл их «консалтинговых» услуг заключался во взыскивании долгов за процент. Например, имея договора с ДК «Газ Украины», ЮФ «Арка» обещала взыскать долги с потребителей газа (к примеру – АК «Киевэнерго», где раньше работали Продан с Плачковым и сохранилось безраздельное влияние на менеджмент) и гребли деньги лопатой.

Примечательно, что за деньги, заработанные «Арка», был построен роскошный особняк, в котором нынче проживает семейство Продана (он расположен неподалеку от госдачи президента). Его предыдущая квартира, к слову, была отремонтирована за счет «Киевэнерго». Эта же организация возводила и отделывала дачу Ивана Плачкова, расположенную по соседству с ющенковской.

Вторым сегментом бизнеса друзей-энергетиков было то, что они нагибали руководителей подконтрольных предприятий, заставляя их сотрудничать с конкретными коммерческими структурами. Последние (понятное дело) оплачивали промоушн чиновников.

Дошло до того, что утомленные рэкетом со стороны Продана-Плачкова топ-менеджеры открыто заявляли об этих безобразиях. В марте прошлого года директор государственного предприятия «Укринтерэнерго» Олег Бугаев обратился к прессе с заявлением о том, что действия руководства Минтопэнерго по отношению к компании «Укринтерэнерго» нанесли прямой ущерб Украине всего за один месяц, когда его не было на работе, на сумму около 100 млн. грн.

По словам Бугаева, руководство Минтопэнерго оказывало на него давление с требованием разорвать действующие договора об экспорте электроэнергии и подписать новые соглашения с предложенными фирмами. По словам Бугаева, предложенные условия указанных фирм были намного хуже экономически, нежели действовавшие контракты или другие коммерческие предложения. И когда он отказался, со стороны первого заместителя министра топлива и энергетики Юрия Продана начали поступать открытые угрозы.

Конфликт между Бугаевым и Проданом дошел до того, что последний попытался захватить предприятие посредством типичной рейдерской схемы. Человек, которого планировали посадить на место Бугаева – некий Игорь Дроздов, оказался соучредителем ряда фирм вместе с… доверенными лицами Плачкова и Продана.

К слову, Дроздов дружил с руководителем департамент Минтопа, занимающегося помимо прочего еще и зачетными схемами. Они решили разжиться на энерго-взаимозачетах и создали интересную схему. Кроме упомянутых лиц, в ней участвовал талантливый брат Юрия Продана Петр.

В свое время он работал в «Луганском энергетическом объединении», которое они вдвоем с братом кинули на 10 млн. грн. Брат не пострадал, но владелец компании – Виктор Пинчук – «попал на бабки» конкретно. От услуг Продана отказались, но его это, похоже, не огорчило: только через некоторое время стало понятно, что Проданы просто подыграли Коломойскому (что, к слову, делали не раз).

Но к тому времени Петя уже переместился в «Донбассантрацит». Туда его назначил своим приказом Сергей Ермилов. К слову, до этого брат-2 отработал несколько лет в Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (спасибо Плачкову) и никакого отношения к Углепрому не имел. Впрочем, в «Донбассантраците» ему был нужен только рабочий кабинет, куда приходили менеджеры разных предприятий, заинтересованные коррумпировать Продана Юрия с помощью Продана Петра, и рассказывали о подлежащих решению проблемах. В основном все просили одного – зачета или возвращения долгов. Знающие люди утверждают, что «народная тропа» к Продану не зарастала, финансовый «приход» он имел практически ежедневно. Потому работу на предприятии забросил. Оно как было (с точки зрения экономических позиций), пардон, в глубокой заднице, так в ней и осталось.

Таким образом, Петр замкнул на себе диспетчеризацию процесса сбора денег, Юрий делился с Плачковым, тот давал указание шефу департамента (за процент, естественно), а Дроздов как опытный юрист подводил под это юридическую базу. Так они и жили, крутя-вертя деньги и боязливо оглядываясь в поисках политической крыши.

Плачков помнил – в нашей переменчивой политической ситуации гарантировано выживает тот, кто имеет как можно более широкий круг покровителей. На себя он по-соседски взял президента, а Продан держал фронт с БЮТ, что автоматически подразумевало схемы по реализации интересов «Привата» и Коломойского.

Вообще надо отметить, что роль Продана в проектах, наносящих вред экономике страны, явно недооценена. Мало, кто обращал внимание, что его работа в «Энергетической компании Украины» привела не к консолидации акций и активов облэнерго, а, наоборот, – к скупке их заинтересованными лицами. В результате государство давно фактически контроль над энергетическими предприятиями и даже не пытается его вернуть. А роль Юрия Васильевича сводилась к тому, чтобы, используя свое влияние и должность, выдаивать с директоров отчисления на фирмы вроде «Арко».

В СНБО он выполняет не менее «прибыльную» задачу по подготовке «заказных» решений. Вроде указа, отменявшего постановление относительно создания «Укратомпрома», который, по меньшей мере, не относился к компетенции президента, но, по конфиденциальной информации, был щедро проплачен заинтересованными лицами. В частности Юрием Недашковским.

Пытаясь играть роль такого себе «теневого энергетического кардинала», Продан ставит главу государства в откровенно дурацкое положение. Что стоит, например, указ президента, согласно которому правительство должно до 15 сентября подготовить проект директив на переговоры по вопросам поставки на территорию Украины природного газа, его транзита и хранения в 2008 году. В указе отмечается, что в составе украинской делегации на переговорах обязательно должны быть представлены Министерство иностранных дел и аппарат СНБО на уровне заместителей руководителей отделов. Намекая на кого-то из своих «шнурков», которому будет поручена роль доносителя и «засланного козачка» в составе переговорной делегации. Алексей Миллер, когда узнал об этом указе, долго хохотал и спрашивал, что бы это значило.

Задача этого указа довольно хитрая – подставить нынешнего министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Для этого нужно всего лишь располагать информацией о том, что происходит на переговорах и в извращенной форме (т.е. перевирая суть) подавать в прессе, президенту и всюду, где возьмут. Суть этой хитрой игры не в том, чтобы сдвинуть Бойко и освободить кресло для скучающего на одесских просторах Плачкова. Ему в правительстве регионалов делать нечего. А в том, чтобы создать напряженную, полную интриг, ситуацию, которая помешает министру контролировать и «шпынять» (по делу, естественно) заместителя министра Юрия Недашковского. Еще одного многолетнего участника коррупционных схем, придуманных Плачковым. Хитрая комбинация, говорят, продиктована не столько «братским» порывом помочь Недашковскому выжить в Минтопе, сколько вполне меркантильными соображениями: снять деньги за выполненную «работу». И это в общем-то правильно: дружба-дружбой, а денежный запас карман не тянет, пишет «Фраза».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам