Ядерный вредитель Украины

Жители славного городка Нетешин и работники Хмельницкой АЭС даже не подозревают, какую историческую роль они могут сыграть в судьбе заместителя министра топлива и энергетики, бывшего шефа «Энергоатома» и фигуранта незакрытых уголовных дел Юрия Александровича Недашковского, пишет интернет-издание from-ua.

Позиции Недашковского в министерстве слабы, багаж злоупотреблений — огромен, вред, нанесенный курируемой отрасли — тоже. Единственное, что позволяет ему держаться на плаву — это обещанное людям из окружения президента «правильное голосование» Нетешина. Поэтому работники всех афилированных с ним магазинов, АЗС, кафе и проч. превращены в агитаторов за «Нашу Украину».

Справка. Юрий Недашковский родился 14 апреля 1961 г. в г. Киеве. Образование получил в 1983 году в Одесском политехническом институте по специальности «Атомные электрические станции и установки». По профессии — инженер-теплоэнергетик.

Трудовой путь начал на Хмельницкой АЭС, где прошел путь от обходчика котельно-вспомогательного оборудования до заместителя главного инженера по ядерной безопасности.

В 1997-2000 годах работал помощником генерального директора по экономике, заместителем генерального директора по экономике, генеральным директором обособленного предприятия «Хмельницкая АЭС». В период работы на ХАЭС проходил по уголовным делам, связанным с незаконным отчуждением имущества станции. Часть из них не закрыта до сих пор.

В июле 2000 года назначен президентом НАЭК «Энергоатом». На этом посту работал до февраля 2003 года. Придя в компанию, привлек с собой костяк друзей с ХАЭС. Одним из них является Виктор Софиюк, который то ли арестован, то ли находится на подписке по уголовному делу о краже оборудования с Хмельницкой АЭС.

В феврале 2003- январе 2005 гг. Недашковский был оформлен как помощник-консультант народного депутата Украины Ющенко В.А. 24 февраля 2005 года снова назначен президентом «Энергоатома». В свое второе назначение окончательно переключил на себя систему откатов, отработанную его предшественником Сереем Тулубом. После увольнения в 2006 году работает замминистра топлива и энергетики.

У каждого руководителя есть своя магистральная миссия. У руководителя «Энергоатома» — не допустить, чтобы хозяйственный комплекс украинских АЭС в своей работе представлял угрозу жизни и здоровью населения Украины. Даже в соответствии с положениями Конвенции «О ядерной безопасности «, которая была ратифицирована Украиной в 1994 году, именно «Энергоатом» несёт всю полноту ответственности за безопасность атомных электростанций на всех этапах энергетического цикла.

Но г-н Недашковский свою миссию, видимо, не понимал. На момент его ухода из компании в стране вообще отсутствовал опыт проведения масштабных работ по анализу безопасности. Комплексная, программа модернизации и повышения безопасности энергоблоков атомных электростанций, действовавшая в 2002-2005 гг., была профинансирована только на 30% и выполнена лишь на треть.

Впрочем, дело не только в деньгах: причинами невыполнения запланированного программой объема работ являлись халатность и безразличие к происходящему в отрасли со стороны Недашковского и его бригады. Да и недосуг было Юрию Александровичу отвлекаться на такие «второстепенные» вопросы как безопасность АЭС: на повестке дня у него были личный бизнес, увеселительные чартерные «туры» на дунайскую селедочку, подвиги в стиле Шумахера (разбитый «Лексус» в сухом остатке), целенаправленное поглощение спиртного и расстановка земляков по разным ступеням власти (в том числе в силовых структурах), чтобы они прикрывали его «художества» в случае чего…

Начнем с бизнеса, который, по сути, был банальным воровством. Крал Юрий Александрович у себя. Если коротко, то зарабатывал он и его люди на воровстве оборудования с руководимой ими станции. Потом это оборудование перемаркировывали (перебивали заводские номера и т.д.) и через подставные фирмы продавали на другие станции. А, если покупателей не находилось, то и… сами себе.

Неоценимую помощь в этом Недашковскому оказывал главный инженер ХАЭС Виктор Софиюк. В 1999 году они вместе с Недашковским украли у себя на станции конденсаторную установку к паровой турбине стоимостью $4,8 млн., которая была предназначена для установления на 3-и энергоблок ХАЭС. Как явствует из материалов уголовного дела, руководители ХАЭС вступили в преступный сговор с гражданином республики Молдова Лашком В.Г. и гражданами Приднестровской Молдовской Республики Яструбовым и Билопольским.

Чтобы создать видимость законности вывоза оборудования с территории атомной станции между ХАЭС и Днепродзержинским ООО «Энергетика» было заключено бартерное соглашение N126 /455 от 16.06.00 г., согласно которому ХАЭС поставляла указанный конденсатор в обмен на цилиндр высокого давления к паровой турбине К-1000-60/3000. Под видом выполнения этого договора на протяжении августа 2000 года Яструбовым и Билопольским, которые назвались представителями ООО „Энергетика», со станции были вывезены отдельные части конденсатора, чем нанесен ущерб казне в 15 млн грн. По указанному факту следственным отделом СБУ возбуждено уголовное дело N 232, в рамках которого были открыты уголовные дела против Недашковского, Софиюка, Лашко, Яструбова, Билопольского и других.

После назначения в 2000 году на должность президента «Энергоатома», Недашковский постарался, чтобы некоторые дела были закрыты. Впрочем, ненадолго. Поскольку Юрий Александрович продвинул на должность директора ХАЭС Софиюка, а тот продолжил начатое дело по разворовыванию имущества станции, нарисовались новые аферы. В частности, 5 сентября 2001 года между ХАЭС и ООО «Пирамида» (г. Львов) был заключен заведомо убыточный договор N 1003-113/ 222-ДХ2 на модернизацию статора турбогенератора энергоблока N 2 и поставку комплектующих к нему на общую сумму 26,2 млн. грн. Стоимость комплектующих к статору турбогенератора, производства фирмы «Alstom», составила около 12 млн. гривен, т.е. завышение цены составляло по самым скромным подсчетам… 10 млн. грн. Не удивительно, что появилось очередное уголовное дело, в рамках которого Софиюк был задержан, провел несколько дней в СИЗО, вышел на подписку о невыезде, потом вроде бы задерживался еще раз. Следствие продолжается до сих пор.

Впрочем, потрошение собственных закромов и кража у себя на станции оборудования была важным, но не единственным источником доходов г-на Недашковского. Как и его коллеги по энергетическому блоку правительства — Сергей Ермилов, Юрий Продан, Иван Плачков и др. — он кормился на мародерстве с недостроенной Крымской АЭС.

Напомню, что АЭС в Щелкино была готова более, чем наполовину, но после Чернобыля ее решили не достраивать, дабы не подвергать Крым опасности ядерного загрязнения в случае аварии. На демонтаже и продаже через подставные фирмы уже установленного там оборудования «поднялись» многие чиновники, имевшие доступ к «острову сокровищ». В том числе и Недашковский. По этим кражам тоже возбуждались уголовные дела, которые, в зависимости от изменения политической ситуации, то останавливались, то активизировались.

Помимо этого, у Недашковского есть (оформленная на подставных лиц, друзей и дальних родственников) мелкая собственность в Нетешине. Он контролирует долю в совместных предприятиях с бывшим министром промышленности, хозяином Славутского рубероидного завода Владимиром Шандрой, получает дивиденды с местной гостиницы, нескольких кафе, АЗС и т.п.

Примечательно, что за раздел этого имущества он в свое время вступил в драку с местными силовиками. Но вскоре оказалось, что от ненависти до любви — один шаг. Помирившись с бывшими врагами, он продвинул их в центральные аппараты правоохранительных органов. Выходцы из Нетешина быстро обосновались в новой среде, разжились званиями и квартирами, и осели в подразделениях, которые, по странному стечению обстоятельств, занимаются оперативным сопровождением атомной энергетики, борьбой с коррупцией и другими полезными функциями. Не удивительно, что уголовные дела по атомным безобразиям и должностным преступлениям «хоронятся» избирательно — т.е. в том случае, если из них торчат «уши» Юрия Александровича и его людей.

Скажем, имеет место такой интересный пример. Харьковские сотрудники СБУ получили информацию о хищениях госсредств в особо крупных размерах (700 000 гривен) должностными лицами ОП «РАЭС», ООО «Гравити Мэшин», ЗАО «Гросс» и ГП «Завод им. Малышева» при поставке оборудования на энергоблоки N1 и N2 РАЭС в период июнь-август 2006 года. В начале мая 2007 года, указанный отдел завёл оперативно-розыскное дело (ОРД) в отношении должностных лиц вышеуказанных предприятий. В мае-июне 2007 года харьковские сотрудники СБУ безуспешно пытались провести документирование преступных действий, но руководство Службы отказалось подписывать запрос на «Энергоатом». Это не единичный случай отказа руководства СБУ от расследования резонансных уголовных дел, связанных с хищениями государственных средств в атомной энергетике Украины в период нахождения на должности президента ГП НАЭК «Энергоатом» Недашковского. Хотя есть все основания полагать, что должностные лица ОП «РАЭС», ООО «Гравити Мэшин», ЗАО «Гросс», ГП «Завод им. Малышева» и НАЭК «Энергоатома» являясь звеньями одной коррупционной цепи: они давно друг другу известны и на их счету не один десяток проведенных операций, направленных на хищение государственных средств. В подтверждение данной информации, как стало известно, что по аналогичной схеме сейчас ведётся разработка должностных лиц ОП «РАЭС», которые в 2006 году заключили заведомо убыточный договор- с коммерческим предприятием «Матика».

В середине августа 2007 года, все материалы ОРД были подготовлены для возбуждения уголовного дела. Начальник областного УСБУ дал указание подготовить аналитическую справку по материалам данного дела для доклада и.о. председателя СБУ Наливайченко. После возвращения первого из Киева, была дана команда: всю дальнейшую работу по указанному ОРД свернуть и всё, по этому поводу, всем забыть. Свои, по сути, незаконные указания начальник управления объяснил тем, что участники хищения постарались скрыть преступление. Кроме того, руководитель Секретариата Президента Украины Виктор Балога позвонил Наливайченко и посоветовал прекратить уголовное преследование брата Президента — Петра Ющенко, который, якобы, причастен к этим сделкам. Но вернемся к нашим баранам.

Последнее уголовное дело, которым Недашковский был «награжден» уже на посту главы «Энергоатома», касается завладения государственными средствами на сумму 65 млн грн. должностными лицами компании. Его суть заключалась в том, что некие фирмы «Орбита» и «ПТЗ Укртяжмаш» получили 65,16 млн. грн. якобы на закупку оборудования для атомных электростанций, перевели их в наличку, после чего… самоликвидировались. Уголовное дело было возбуждено по ч. 4 ст. 190 УК («мошенничество в особо крупных размерах»). Но, судя по тому, что г-н Недашковский со товарищи до сих пор не на нарах, «кроты» в правоохранительных органах отрабатывают свои должности исправно.

Кстати, по свидетельству осведомленных источников в силовых структурах, поощряет «кротов» Юрий Александрович самым простым способом — выпивает с ними. Тут надо заметить, что по части выпивки бывший президент «Энергоатома» — не дурак. Исходя из актов проверки ревизоров, в 2005-2006 гг для приемной Недашковского было закуплено такое количество спиртного, что хватило бы на батальон алкоголиков. Так после новогодних праздников он обычно похмелялся шампанским, для чего ему закупалось 50 бутылок брюта. В марте градус был увеличен — шефу «Энергоатома» доставили 72 бутылки закарпатских коньяков. В июне после коньяка пошло виски — 10 бутылок по средней цене за каждую от 350 до 850 грн. В августе потянуло на французское вино, разбавленное виски — 48 бутылок вина и 7 виски соответственно.

От выпитого тянуло на подвиги. 24 ноября 2005 года, находясь в глубоко нетрезвом состоянии, Недашковский сел за руль автомобиля Lexus LX 470, номер 333-19 КТ и отправился из родного Нетешина в стольный град Киев. Несмотря на уговоры водителя и так же нетрезвой сотрудницы, он руль не отдал и скорость до разумного предела на сбавил. Поэтому через непродолжительное время автомобиль слетел в кювет и трижды перевернулся через крышу. После чего потерял способность выполнять функции транспортного средства. С Хмельницкой АЭС был вызван кран, который отвез машину на станцию. Ремонт транспортного средства обошелся в 184 тыс. 974 грн. государственных денег. Никаких документов при этом оформлено не было, ГАИ на место происшествия не вызывали, друзья Недашковского в правоохранительных органах дело замяли. Если бы не такое «заступничество», то пришлось бы Юрия Александровича упечь в то место, где нет ни вина, ни виски, ни дунайской селедочки.

К слову, о селедочке. Любовь к алкоголю роднила Недашковского не только с отдельными землякам в погонах, но и с соседом Виктора Ющенко по даче Иваном Плачковым. Плачков, еще будучи руководителем «Киевэнерго» выкупил десятки тысяч гекторов земли на заповедных территориях своей мало й родины в Болградском районе Одесской области возле молдовской границы. Злые языки поговаривают, что кое-что было прикуплено в пользу Виктора Андреевича, но речь не о том.

На данных территориях Плачков развернул масштабное производство вина с собственных виноградников и водки (попутно). Но поскольку все это подсобное хозяйство, функционируя, кушает электроэнергию, Иван Васильевич решил построить себе парогазовую станцию. Естественно, не за свои деньги, а за государственные. Сказано — сделано. Было проведено постановление Кабмина, подписанное Ехануровым, которым за «Энергоатомом» закреплялась обязанность финансировать строительство, не имевшее никакого отношения к атомной энергетике. Недашковский не возражал. Более того, он поставил директором недостроенного объекта своего человека из Нетешина — Сапронова.

Проведывать стройку, да и просто провести пикничок на природе, Недашковский регулярно летал чартерами с Плачковым и без него. В частности посещал Молдову, где нет атомной энергетики, но много разнообразного бухла. Периодически компанию «пикникующихся» пополнял министр транспорта, потом замглавы секретариата Виктор Бондарь. Друзей объединяли не только виноградники и выпивка, но и «крышевание» 7-го километра. Водителя, который возил больших начальников по области, даже подавали на звание Героя Украины. Но в Секретариате все-таки не решились позориться и звание не дали.

Возможно, именно по причине увлечения горячительными напитками, Юрий Недашковский крупно лоханулся, подписав (без директивы правительства и каких-либо разрешений руководства) новую Методику формирования цены на ядерное топливо, привязав ее к мировой цене. Грубо говоря, он сделал такую же глупость, как Ивченко, с газовыми соглашениями: в обоих случаях цена на экспортные энергоносители (газ и ядерное топливо) резко выросла. По топливу повышение составило почти треть.

Понимая, что рано или поздно за эти промахи, просчеты и просто откровенные злоупотребления придется отвечать, он возлагает надежды на голосование славного Нетешина. Но вряд ли это спасет его карьеру: по всем слухам, работать и Минтопе Недашковскому осталось недолго…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам