Черный PR: спекуляция смертью

Информационные войны, которые сопровождают всякий корпоративный конфликт, вносят приятное разнообразие в информационное пространство, отвлекая от набивших оскомину политических баталий. Те, кто не в курсе корпоративных перипетий, простодушно потребляют продукт пиарщиков, те, кто в курсе, наблюдают за их действиями как за увлекательной игрой, где две команды, бегая по информационному полю, отбирают друг у друга мяч, пытаясь поразить ворота соперника. Игра эта жесткая и ведется практически без правил. Но даже в ней можно переступить черту, за которой заканчивается здравый смысл.
На одном из сайтов была опубликована статья с характерным названием «Мегабанкир недоволен «Фактами»?». Первые же строки публикации содержат дезинформацию. Виктор Субботин, который на момент выхода статьи, был и.о. генерального директора харьковского завода «Турбоатом», занимал свой пост совершенно законно – те решения судов, на которые ссылается автор, были оспорены, и информацию об этом без труда можно найти в интернете. Кстати, именно не правдивые факты, с которой начинается статья, стали причиной судебных исков Виктора Субботина к СМИ.

Для понимания ситуации стоит привести короткую предысторию конфликта вокруг «Турбоатома» и Субботина. Итак, Виктор Субботин, председатель наблюдательного совета харьковского банка «Мегабанк» и глава харьковских социалистов, в конце апреля приказом Фонда госимущества Украины был назначен на должность генерального директора харьковского ОАО «Турбоатом», а 28 августа на собрании акционеров Виктор Субботин был избран генеральным директором предприятия. Группа скандально известного российского олигарха Константина Григоришина владеет более чем 14% акций завода. При этом 75% акций находится в собственности государства, что и дало последнему право назначить на пост и.о. гендиректора Виктора Субботина. Субботин на посту руководителя предприятия Григоришина не устраивал, а потому против «Турбоатома» были проведены акции, которые иногда называются «борьбой за права обиженных акционеров», но чаще рейдерством. В течение последних четырех месяцев предпринимались попытки силового захвата предприятия, дирекция завода заваливалась надуманными судебными исками, Виктору Субботину постоянно угрожали физической расправой. Рейдерская война против «Турбоатома» сопровождалась массированной PR-атакой, одним из выстрелов которой и стала упомянутая публикация.

После ложной информации о социалистах Субботине, Семенюк и Цушко, «захвативших» завод «Турбоатом», которая «кочует» по всем заказным статьям про завод, автор приводит биографию Виктора Субботина. В его жизнеописании, нет ни коррупционных, ни криминальных скандалов. Поэтому пришлось напирать на комсомольское прошлое руководителя «Турбоатома» и привлечь на свою сторону могучий русский язык, вворачивая «смышленый парнишка», «заматеревший комсомольский вожак» и прочие выражения.
Виктор Субботин продолжает оставаться главой наблюдательного совета «Мегабанка», поэтому банк тоже становится мишенью для рейдеров. «Мегабанк» занимает 41-е место в рейтинге украинских банков, что для банка, который до недавнего времени фактически был региональным, является отличным показателем. На 1 июля 2007 года чистые активы банка составили 1,522 млрд. грн., а всеукраинский рейтинг «Гвардия брендов» оценил бренд «Мегабанка» в 85,516 млн. долл. Подорвать репутацию столь солидного финансового учреждения путем обнародования компрометирующих фактов невозможно, так как фактов этих просто не существует. Но если фактов нет, их можно попросту выдумать.

Знакомство Субботина с секретарем харьковского горсовета Геннадием Кернесом, который не один год находится в органах местного самоуправления и поэтому знаком по роду службы со многими руководителями предприятий и бизнесменами. Это преподносится чуть ли не как главная коррупционная связь, на которой зиждется финансовое благополучие «Мегабанка». Дескать, «все муниципальные финансовые операции завязаны на «Мегабанке», что не соответствует истине. А возможность осуществлять коммунальные платежи через «Мегабанк» выглядит как главное зло для жителей Харькова, исходящее от банка. И это несмотря на то, что система коммунальных платежей, которая критикуется, пользуется заслуженным признанием харьковчан и не только, поскольку действует еще в 7 регионах Украины. Кстати, работа «Мегабанка» по обслуживанию коммунальных платежей началась задолго до того, как Геннадий Кернес стал секретарем городского совета.

Информация о том, что через счета «Мегабанка» «проходила часть финансовых потоков» российского криминального авторитета Отари Квантришвили, вызывает вопрос: почему бы не назвать в числе клиентов «Мегабанка» более известных персонажей – Мишку Япончика, например, или Бин Ладена? Это было бы столь же «правдиво», но гораздо более хлестко. «Схемы», которые реализует «Мегабанк» при работе с клиентами, были просто взяты с потолка. Любой банкир подтвердит, что подобные действия банка неизбежно приведут к потере репутации. А утрата репутации для банка, который не является частью финансово-промышленной группы, а выживает в современных украинских реалиях самостоятельно, равносильна гибели. Еще один штрих о репутации. «Наивные» западные банкиры из Европейского банка реконструкции и развития и Мирового банка, не зная о злокозненности руководителей «Мегабанка», недавно предоставили ему кредиты. Такой шаг со стороны уважаемых во всем мире финансовых институтов означает признание финансовым миром порядочности и устойчивости банка. На этом фоне рассказ о том, как банк путем банального мошенничества отбирал бизнес у клиентов, выглядит до смешного неправдоподобно.

Но главный «козырь в рукаве» был припасен напоследок. Оказывается, клиенты «Мегабанка», взявшие кредиты, имеют свойство умирать, оставляя банку имущество, которое находилось в залоге. Проводится мысль о том, что смерти эти неслучайны. Правда, делается оговорка: «Хотелось бы верить, что совпадение этих фактов – случайно и никак не связано с Виктором Субботиным и возглавляемым им «Мегабанком».

Вообще, обыгрывание смертей клиентов – это не корректный прием. Теперь можно лишь прозрачно намекнуть о том, что были у некоего учреждения клиенты, которые умерли, и читатель с низким интеллектом, охочий до «жареных» фактов, сам додумает связь между смертями и обливаемой грязью организацией. Например, можно написать, что некий гражданин за день до того, как попасть в загадочную автокатастрофу, читал тот или иной сайт, Если добавить еще пару загадочных смертей, связав их с посещением реального сайта, получится сюжет, достойный пера Стивена Кинга.
Дальше по тексту идет «но», за которым следуют обвинения в «системных экономических правонарушениях», которыми должны заинтересоваться в Генпрокуратуре и СБУ. А завершает материал ударный вывод: «Деятельность «Мегабанка» подрывает внутреннюю экономическую безопасность страны и дискредитирует украинскую банковскую систему в глазах граждан». Вряд ли человек в здравом уме сможет поверить в примитивные «схемы» и подозрительно высокую смертность клиентов небольшого, но уважаемого в Харькове банка, поэтому «выстрел» по репутации «Мегабанка» вышел «холостым».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам