Украина, ДОВСЕ и украинский и.о.

27 июля сего года и. о. министра обороны Украины Леонид Поляков заявил на брифинге, что «Украина отреагирует комплексом дипломатических и военно-политических мер в случае выхода РФ из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)». Причем, как заметил Поляков, эти меры будут не только односторонними, но и многосторонними в союзе с партнерами. Весь этот пассаж заставляет вспомнить старую пословицу, что порой «лучше молчать и казаться дураком, чем открыть рот и доказать это».

Очень важен вопрос, понимал ли рожденный в российском Бежецке полковник запаса, выпускник Академии им. Фрунзе (1993), Института иностранных языков МО США (1994) и Военного колледжа Сухопутных войск США (1995), о чем и что он говорит? Вроде бы в таких уважаемых вузах должны учить арифметике, истории и политологии. Даже если обучение в последних двух проходит в ускоренном формате.

Итак, о чем. Или немного истории и арифметики. «Договор об обычных вооруженных силах в Европе» (ДОВСЕ) был подписан 19 декабря 1990 года в Париже 16 государствами-участниками НАТО и 6 государствами-участниками Организации Варшавского договора (ОВД) и вступил в силу 9 ноября 1992 года. Эти две группы государств, в соответствии со 2 статьей Договора, назывались «Государствами-участниками». Напомню тем, кто уже не помнит: членами ОВД были СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. Суть очень проста — каждая из групп не имела права иметь обычных (неядерных) вооружений больше, чем ее противники. Максимум по 20 000 танков, 30 000 бронемашин, 20 000 орудий калибра 100 мм и выше, 6800 боевых самолетов, 2000 ударных вертолетов (статья 4).

Через год и СССР, и ОВД, неожиданно даже для Европы, распались. Вместо СССР и ОВД осталась только Россия. Советскую армию бывшие братские республики «раздерибанили» 15 мая 1992 года в Ташкенте. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 орудий, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

12 марта 1999 года Венгрия, Польша и Чехия стали членами НАТО, а 29 марта 2004 года к ним присоединились остальные страны экс-ОВД, а также бывшие республики СССР — Литва, Латвия и Эстония. Стать-то они стали, но в ДОВСЕ не вошли. В результате начался дисбаланс неядерных вооружений. К 1999 году их количество у России соответствовало Ташкентской квоте, а у стран НАТО на вооружении находилось 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолета и 2282 вертолета. По состоянию дел на середину 2007-го, с учетом расширения блока, вооружения НАТО составляли 22424 танков (3,50), 36570 бронемашин (3,18), 23137 артсистем (3,60), 8038 самолетов (2,32) и 2509 вертолетов (2,81). В скобках я дал коэффициент соотношения количества вооружений России и НАТО.

Это — не декларации и не эмоции. Это цифры. После «оранжевой» революции Украина, «задрав штаны», помчалась в направлении НАТО. Несмотря на Декларацию независимости и Конституцию, которые гарантируют нейтралитет и внеблоковый статус. Что такое украинская армия в действительности, лучше знает полковник Поляков. Но на бумаге это худо-бедно более 4000 танков, более 500 боевых самолетов и т. д. Не самая большая, но потенциальная головная боль российских стратегов. Ведь стратеги украинские — и военные, и от политики — мечтают об активности. Может, пострелять захотелось? Но тогда риторический вопрос: в какую сторону?

Поэтому вполне естественно, что Россия пытается преодолеть дисбаланс. В 1999 году это, казалось, удалось. На Стамбульском саммите вроде бы было сдержано усиление военного потенциала НАТО в Центральной и Восточной Европе. И численность, и наступательные возможности вооруженных сил Альянса должны были быть резко снижены — на 4800 танков, 4000 бронемашин, более 4000 единиц артиллерии, что соответствует оснащению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта. Но ведь это Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано только Белоруссией, Казахстаном, Украиной и Россией. Ни одна из стран НАТО этого не сделала. А прибалты просто отказались.
Россия меньше всех заинтересована в разрыве адаптированного ДОВСЕ (он снижает существующий дисбаланс вооружений). Поэтому на чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ в Вене (12—15 июня сего года) она предложила три условия «реанимации» ДОВСЕ:

— присоединение к договору прибалтийских стран;

— понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО (для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока);

— вступление в силу адаптированного ДОВСЕ не позднее 1 июля 2008 года.

Запад отказал, и, как результат, Владимир Путин подписал указ о приостановлении в РФ действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров.

Любую чужую страну можно ненавидеть, любить или быть к ней равнодушным. Но вряд ли можно требовать, чтобы она смирилась с перспективой своего уничтожения, тем более — с восторгом, и, разоружаясь, двигалась бы ему навстречу. А ведь план политического уничтожения России был актуален еще несколько лет назад. Достаточно вспомнить «Великую шахматную доску» Збигнева Бжезинского с его идеей Европейской России, Западно-Сибирской Республики и Дальневосточной Республики.

Сунь Цзы когда-то сказал, что хороший полководец заставляет солдат умирать, а великий полководец — заставляет их умирать с восторгом. Но до уровня «великого полководца» по Сунь Цзы современным геополитикам надо еще дорасти. Что «импортным», что доморощенным…

Что. Или тест на политическую логику. Я уверен, что и. о. министра обороны Украины все это знает. Его этому научили если не в московской военной академии, то в американском колледже. Его точка зрения на проблему вооружений в Европе пусть остается на его гражданской совести. Но ведь логике и политологии его тоже должны были учить. Поэтому несколько вопросов.

Отдает ли полковник Поляков себе отчет, что он озвучил именно ту реакцию, на которую Россия и рассчитывала, и что он подставил свою страну?

Дело в том, что основная задача России в настоящее время — это мобилизация общественного мнения страны в поддержку политики ее руководства. Общественное и политическое мнение Запада, похоже, Россию уже давно не интересует — она «гнет свою линию». И их больше интересует мнение Китая и Индии. Это понимает и Запад, поэтому его первая реакция на пассаж Москвы была более чем сдержанная и выверенная. «Сожаление и разочарование» (Гордон Джондроу, пресс-секретарь СНБ США), «сожаление» (Хавьер Солана, Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности), «глубокая встревоженность» (Мигель Моратинос, председатель ОБСЕ), «глубокая озабоченность» (Франк Штанмайер, министр иностранных дел ФРГ). И так далее. Даже «батоно Миша» — президент Грузии Саакашвили — помалкивает. Все прекрасно понимают, что Москва — «дама» обидчивая, капризная, и, кстати, объективно имеющая основание для обиды.

И вдруг возникает украинский и. о. министра с «комплексом дипломатических и военно-политических мер». Тем более «в союзе с партнерами». Как раз та реакция, которая и нужна Кремлю! «Смотрите, как относятся наши западные соседи к нашим попыткам добиться справедливости и защитить целостность Отчизны! И кто эти самые «партнеры?» — именно это, не исключено, хотело бы сказать российское руководство российскому народу. И украинский министр обороны дал повод это сказать…

Зачем? Захотелось засветиться, доказать приверженность учителям?

Но отдает ли и. о. министра себе отчет в том, что он дал возможность заинтересованным российским политическим силам продолжить деятельность по формированию из Украины «образа российского врага»? С последующими действиями в энергетической, транзитной, миграционной и иных сферах? Причем действиями, поддержанными общественным мнением россиян. И в тех сферах, откуда мы получаем миллиарды в бюджет и где обеспечиваются работой миллионы граждан Украины.

Отдает ли он себе отчет в том, что дал России повод для ускоренной милитаризации юга своей европейской части? Как же, ведь прозвучало враждебное высказывание, причем от стороны, обладающей 4 тысячами танков и т. д. (смотри выше)! Не суть важно, что большинство этих танков слова доброго не стоят и вряд ли кого-то смогут напугать — повод уже есть. Зато есть повод создавать паритет вооружений не только с силами НАТО, но и с учетом украинского количества вооружений, рассматриваемых как потенциально враждебные.

Момент для России как раз очень удачный. Деньги у нее есть (поклон американцам — за взвинчивание мировых цен на нефть в результате иракской авантюры). Чем вооружать — тоже есть. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», танк Т-95, самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», фронтовой бомбардировщик Су-34, вертолет Ми-28 и Ми-35, зенитно-ракетный комплекс С-400, противотанковый ракетный комплекс «Метис-М», комплекс управляемого вооружения «Краснополь» — все это может оказаться на наших границах в ближайшие годы. А поскольку Государственная программа вооружения России рассчитана на 2006—2015 годы, то Россия будет делать все, чтобы сохранить на своей недружественной границе состояние политического и экономического хаоса. Они умеют это делать: 2005 год — тому доказательство.

Отдает ли Поляков себе отчет, что после его слов, если они будут восприняты в Кремле как выражение государственной украинской позиции, о стратегическом партнерстве Украины и России, о необходимости которого говорил даже Президент Ющенко, уже не будет речи? А эти слова, наверняка, будут восприняты, причем очень демонстративно, именно так. Потому что России сейчас это выгодно. И о НАТО-интеграции тогда уже тоже не будут вестись разговоры: зачем Альянсу Украина с ее военным металлоломом? Тем более что «в обмен» он получает развертывание новых российских вооружений на западной границе РФ…

И все это вместо того, чтобы сделать естественный политический ход — предложить конфликтующим сторонам посреднические или хотя бы буферные услуги. Для того чтобы не допустить хотя бы на юге континента сближения двух гигантских военных машин. Тех наэлектризованных сфер, между которыми может проскочить искра. И проскочить она может (посмотрите на карту) через Украину…

…Вот уж действительно правильна украинская пословица: «Не лізь поперед батька в пекло»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам