"Сохранить и приумножить".

О том, что 19 июля сего года Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин побывал в городе Каменка Черкасской области с плановым посещением Литературно-мемориального музея А.С. Пушкина и П.И. Чайковского и парка им. Декабристов, можно было написать и без выезда за пределы столицы. Как и о Каменке можно было написать без визита в Каменку.

Однако ряд вопросов (как-то: цель и последствия этого мероприятия откровенно культурного характера), а также само присутствие такой известной личности, как ЧВС, заманят любого журналиста гораздо дальше, чем за 230 километров от Киева.

Итак, несмотря на стойкое убеждение, что политика и культура, как две параллельные прямые, существуют в одной плоскости, не пересекаясь, в полдень 19 июля стоим возле памятного знака «Стелла при въезде в г. Каменка» и ждем прибытия Виктора Степановича. Позади – четырехчасовая дорога мимо туристических мест Черкасщины с внеплановой экскурсией по населенному пункту Городище (заблудились!), впереди – живописные пейзажи и ценные экспозиции Каменского историко-культурного заповедника. Бортовой компьютер автобуса спокойно констатирует 35 градусов жары. Девушки в украинских костюмах с караваями наперевес спокойно стоят под палящим солнцем в то время, как вся пишущая братия нервно ищет хоть какой-то тени.

Наконец, едут. Без особой помпы и долгих вступительных, приветственных и тому подобных речей Черномырдин вместе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в Украине Амангельды Жумабаевым оперативно отведал традиционный каравай, в сопровождении всей делегации прошел к памятному знаку для короткой фотосессии и так же быстро нырнул обратно в машину.

Встреча продлилась буквально 5 минут – благо, власть имущие тоже имеют жалость к «подгоревшим» на солнце представителям СМИ. Держим путь в усадьбу Давыдовых. «Места, связанные с историей нашего государства», — говорит ЧВС.

В течение последних минут перед прибытием пытаюсь восстановить в памяти уже известную информацию. Вот что написано в туристическом справочнике:
«Усадьба Давыдовых (XVIII—XIX вв.). Каменское имение было продано князю Г. Потемкину в 1787 году, и подарено ним вместе с другими населенными пунктами своей племяннице К. М. Самойловой. Выйдя замуж за Л. Д. Давыдова, она поселилась в Каменке. С начала 20-х годов XIX ст. ее младший сын – полковник В. Л. Давыдов, участник Отечественной войны 1812 года – пошел в отставку и поселился в Каменке. У него часто гостили его боевые товарищи генерал М. М. Раевский, который жил неподалеку в своем имении в селе Болтышка, генерал О. П. Єрмолов, прославленный партизан и поэт Д. В. Давыдов и прочие. Именно в то время Каменка стала одним из центров декабристского движения на Украине. На совещаниях в усадьбе Давыдовых присутствовали П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Орлов, И. Д. Якушкин и прочие. Здесь обсуждалась программа будущего республиканского устройства России «Русская правда» П. И. Пестеля, разрабатывался план восстания.

На протяжении 1820-1822 гг. в Каменку несколько раз приезжал А. С. Пушкин. Впервые он прибыл сюда в ноябре 1820 года и гостил почти 4 месяца. Здесь он познакомился с семьей Давыдовых. Во время пребывания в Каменке им были написанные стихи «Нереида», «Я пережил свои желания», закончена поэма «Кавказский пленник».

Поражение декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года привело к тому, что В. Л. Давыдов был осужден на 20 лет каторги. После его ссылки Каменская усадьба осталась за его семьей.

История города второй половины XIX ст. тесно связана с именем П. И. Чайковского. Впервые великий русский композитор приехал к своей сестре – невестке В. Л. Давыдова – в 1865 году. С того времени и на протяжении 28 лет Каменка стала для композитора вторым домом. Чтобы создать брату благоприятные условия для творчества, Давыдова отвела для него маленький уютный флигель. Последний раз Чайковский приезжал в Каменку незадолго до смерти в январе 1893 года. Здесь он работал над операми «Мазепа», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», над балетами «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и над 2-й симфонией.

В настоящее время усадьба Давыдовых представляет собой ландшафтный парк над рекой Тясьмин, на территории которого находятся памятники архитектуры — флигель усадьбы Давыдовых под названием Зеленый (или Карточный) домик, водяная мельница и грот».

Сухо, но исчерпывающе. Достаточно для общего развития и подтверждения русско-украинских культурно-исторических связей. Однако маловато для понимания того, почему сегодня, когда украинская политическая элита варится в собственном предвыборном соку, а Виктор Черномырдин уделяет такое внимание историко-культурным местам. «Здесь все имеет ценность и дышит историей», — отвечает он.

Как всегда, написанное в путеводителе совпадает с увиденным только фактически. На самом деле территория усадьбы Давыдовых с первых минут поражает естественной красотой природы и великолепием произведений монументального искусства. В шелесте деревьев и в самом воздухе ощутима таинственная атмосфера XIX века, наполненная историями и легендами. Памятник декабристам на пересечении аллей старинного Каменского парка, заложенного в конце XVIII столетия вокруг помещичьего дома, – не просто шедевр, а одно из лучших монументальных сооружений. Памятник Пушкину необычен своей интимной лиричностью: без пьедестала, с бумажными свитками в руках, он словно прогуливается по парковым дорожкам в ожидании очередного свидания с музой. И ярко-красные гвоздики, положенные представителями Российского посольства к подножию скульптуры, скорее похожи на символ пламенного творчества поэта, чем на обычную дань уважения.

Едва ли не самый романтичный уголок во всем парке – это рукотворный грот, романтическое сооружение в склоне холма. Этот давнейший архитектурный памятник города также построен в конце XVIII века. Его каменные своды помнят темпераментного Пушкина, страстных декабристов, вдохновенного Чайковского, который особенно любил его прохладную тишину. «Нет примирений, нет условий между тираном и рабом» – эти слова поэта-декабриста Рылеева были написаны на арке над входом в грот. Возможно, именно они послужили основой для предания, будто грот, как место сборов Тайного общества, связан с Зеленым (или Карточным) домиком, где сейчас расположен Литературно-мемориальный музей, тайным подземным ходом.

Тайный ход во время экскурсии не обнаружился, однако в глаза бросилось другое: грот с его исторической кладкой красного кирпича и удивительной акустикой (не зря Петр Ильич работал в нем над 2-й симфонией) нуждается в реставрации. По откровенному признанию директора Каменского историко-культурного заповедника Галины Таран, двери в грот покрасили и дорожки постелили только перед приездом Виктора Степановича. Однако проект реставрации стоит такую сумму, которой не располагает городской бюджет, не говоря уже о самих восстановительных работах… «Корче, вы сделайте проект, а к реставрации мы привлечем любителей и ценителей. Это место везде упоминается и везде присутствует, не отреставрировать его нельзя», – отреагировал на ситуацию Черномырдин.

Прогулка по жаркому парку была не просто отметкой в графе культурных мероприятий – Виктор Степанович терпеливо слушал экскурсовода и задавал вопросы «по теме», пристыдив своей выносливостью даже журналистов. Наконец добрались до Литературно-мемориального музея А.С.Пушкина и П.И.Чайковского, который расположен в Зеленом домике – очаровательном флигеле с мансардой, где много лет назад вели непринужденные беседы декабристы, Пушкин, Чайковский… Делегацию возле музея встретил не только великий композитор, застывший в бронзе в момент творческого вдохновения, но и экс-глава города Каменка Евгений Марчук. Оказывается, Черномырдина ждали в Каменском заповеднике вот уже пять лет. Ну что ж, чем дольше ожидание, тем приятнее свидание. «Пушкин и Чайковский — это достояние мира», — сказал традиционно посол.

В небольших залах музея господствует неповторимая атмосфера поэзии и музыки. По воспоминаниям самого Пушкина, флигель всегда заполняла «веселая смесь умов оригинальных, людей, известных во всей России». А сохранившаяся ежедневная запись всех важных распоряжений в имении Давыдовых свидетельствует, что во время больших празднеств в усадьбе «шампанское лилось рекой – в эти дни им поили даже лошадей» (удивленный смешок с нотками сожаления в рядах представителей Посольства и журналистов). Музей хранит более 1000 различных экспонатов, так или иначе связанных с пребыванием в доме исторических особ: мемориальные вещи семьи Давыдовых, репродукции рисунков и автографов Пушкина, произведения дореволюционных художников и скульпторов на темы из жизни и творчества поэта, оригинал прижизненного портрета Чайковского и великолепный семейный рояль, который помнит руки великого композитора.

Кстати, во время насыщенной экскурсии по музею Черномырдин вновь «переплюнул» представителей СМИ: в то время как большинство сопровождающих разбрелись по залам в поисках свободных стульев, Виктор Степанович прилежно старался разобраться в дебрях династий Раевских, вникнуть в донжуанские похождения Пушкина и запомнить факты из жизни Чайковского.

Логичное завершение программы включало в себя процесс взаимного благодарения, процесс обмена подарками и памятными знаками и «допуск к телу» для журналистов. Еще в начале экскурсии Виктор Степанович сделал ударение на том, что не собирается превращать подобные визиты в какую-то обязательную кампанию: «Наша задача – не только поставить галочку, но сделать что-то полезное. Мы обязаны сохранить и приумножить великое культурное наследие, которое принадлежит всему миру». Эти слова подтвердила Галина Таран: как оказалась, Посольство России в Украине давно и успешно помогает Каменскому заповеднику в вопросах русско-украинских культурных связей. Да и сам Черномырдин, вопреки крылатой фразе Геннадия Малкина о том, что культуре, как порядочной женщине, можно и не платить, торжественно пообещал музею посильную финансовую помощь. «Это не культурно-просветительская кампания». – резюмировал он.

И все-таки последнее слово осталось за политикой. Несмотря на старательное НЕупоминание политического предназначения Чрезвычайной и Полномочной особы, вопросы измученных культурой журналистов были совсем не о фестивале «Пушкинское кольцо» и детских музыкальных конкурсах памяти Чайковского. Однако Виктор Степанович дипломатично решил, что культурное мероприятие должно быть во всех отношениях культурным: «Хочу сказать одно: для того, чтобы иметь результат, надо иметь стабильность. Не нужно далеко ходить за примерами – когда в семье нет согласия, нет и порядка. Думаю, украинские политические деятели прекрасно понимают, что они должны действовать не в своих интересах, а в интересах людей»…

…Как ни крути, выходит, что политика и культура на самом деле параллельны.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам