В поисках третьих лишних

В преддверии досрочных парламентских выборов 30 сентября 2007 года (?!) к двум традиционным вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» совершенно естественным образом добавился третий — «Как делать?». Ведь ясность имеется только в первом вопросе: тут ответственные товарищи постарались безответственно переложить вину друг на друга и на том вроде бы успокоились. Но выборы предполагают некие действия, а посему всем их потенциальным участникам есть над чем репу почесать.

Рассмотрим предварительную диспозицию. Первыми на предстартовой площадке кампании, как и должно быть, топчутся нынешние обладатели мандатов — правящая коалиция национального единства (Партия регионов — ПР, Соцпартия и Компартия Украины) и так называемая объединенная оппозиция (блоки «Наша Украина» — «НУ» и Юлии Тимошенко — БЮТ). Выборы коалиции нужны, ясное дело, как зайцу стоп-сигнал, и коалицианты воспринимают их как навязанное зло. Но вынуждены как-то готовиться, чтобы еще раз воспользоваться возможностями и закрепить свою власть.

Для оппозиционеров — это, разумеется, шанс переиначить политические расклады и, возможно, стать правящей коалицией. Если удастся договориться и создать парламентское большинство. Поэтому они суетятся со страшной силой — это их шанс.

Встрепенулись и политические лузеры — те, кто в нынешней Раде не представлен. То ли потому, что им по жизни это не светит, то ли из-за происков «старших товарищей», во время прошлой кампании испугавшихся непредсказуемости огромного количества партийных обладателей мандатов. И это, в принципе, понятно: чем больше фракций в парламенте, тем труднее договариваться. Кроме того, с теми, кого ты подвязал в коалицию, приходится делиться. А это, как вы понимаете, уж совсем ни к чему — самим не хватает. Вот и остались за бортом парламентской жизни вполне дееспособные бойцы, для которых досрочная кампания — это тоже шанс. Вернуться на олимп.

Официальный инициатор досрочной кампании — Президент Виктор Ющенко, который и замутил эту «политическую бурю», — сейчас всеми силами старается сделать вид, что он здесь ни при чем. И хотя глава государства не раз повторил, что хочет победы «объединенных демократов», с другой стороны, он демонстрирует предварительное законопослушание — смиренно заявил, что обязательно выдвинет на пост премьер-министра любого кандидата, которого ему подсунет победившая парламентская коалиция. Даже Виктора Януковича.

Итак, коалиция. Тут лучше всего дела идут у «регионалов». Они по-прежнему первые в рейтингах популярности, и если ничего экстраординарного не произойдет, то свои 25—30% (а то и больше) голосов они поимеют. И станут победителями, центром притяжения для создания (или воссоздания) новой коалиции. То ли в нынешнем виде, то ли с какими-то новыми участниками. Для них коалиция — это вопрос жизни или смерти. Потому что, оставшись в оппозиции, они долго не протянут: у них не будет такого мощного «паровозика-держателя», коим для нынешних оппозиционеров является Ющенко.

Коммунисты отпущены коалицией в самостоятельное плавание и тоже чувствуют себя относительно неплохо. Они подгребают под себя «проснувшийся» протестный электорат и рассчитывают на 5—7% голосов. И, конечно же, думают о том, что снова войдут в коалицию с «регионалами». С которыми у КПУ много сходных позиций: по русскому языку, по усилению госрегулирования экономикой и контактов с Россией и т. д.

У социалистов есть сложности. Они сейчас стали на, казалось бы, железобетонную позицию — защиты конституционного строя и безупречного соблюдения законодательства всеми органами власти, кто бы из них ни считал себя «мессией» или «спасителем нации». Но, увы, по воле Президента вкупе с оппозиционерами, на законы в Украине сегодня плюют все, у кого еще осталась слюна. Поэтому СПУ многие стараются «похоронить». Но это еще не факт. В лучшем случае социалисты попадут в Раду, но просто поменяются местами с коммунистами и тоже войдут в правящую коалицию с ними и «регионалами».

У оппозиционеров дела таковы, что лучше всего их характеризует пословица: если есть такие друзья, то и врагов не надо. «Оппо» идут на выборы, как известно, двумя колоннами. В одной — «демократический мегаблок», основу которого составляют партия «Наша Украина» и блок «Народная самооборона», окружившие себя еще восемью партиями. Они, как это и любит Ющенко, страдающий объединительным синдромом, собраны по принципу Ноева ковчега: национал-демократы, национал-патриоты, защитники Отчизны, политические грантоеды и прочие республиканцы с христианскими демократами. Называется он сокращенно «НУНС». В крепость такого союза может верить только сам Ющенко. Да и то потому, что ему так хочется.

Второй колонной движется БЮТ, у которого свои заморочки, но который уверен: весенняя справедливость уже победила летом — осенью выборы будут. БЮТ не зря идет один: он не очень верит в крепость союзнических уз с «НУНС», а посему сохраняет за собой свободу маневра. Вот эта маневренность сторонников Тимошенко больше всего пугает начальника Секретариата Президента и по совместительству главу предвыборного штаба «НУНС» Виктора Балогу. Он буквально на днях сообщил общественности, что в скором времени будет подписано некое соглашение между двумя «оппо»-колоннами, которое свяжет их взаимными обязательствами навсегда. И на всякий случай, видимо, напомнил, что между ними уже имеется такой документ — о совместной оппозиционной деятельности. Они его «подмахнули» еще в начале года, когда готовились развалить парламент.

Вместе «оппо» набирают по 15—17% голосов каждый. Но борьба между ними за личное первенство в забеге разворачивается уже сейчас. Это же непростое дело: тот, кто из «оппо» будет первым, получит гипотетическое право выдвигать кандидатуру премьера, если, паче чаяния, оппозиционеры как-то победят и создадут свою коалицию в Раде. Например, если не сложится у социалистов, а на их место придет кто-то третий, извините, пятый, и его можно будет втянуть во власть портфелями и преференциями.

Однако в этом деле есть два «но». Первое: Президент как огня боится победы БЮТ, который обяжет его выдвигать премьером Тимошенко. Второе: еще нужно победить самим и получить гипотетического союзника, вытолкав за пределы Рады кого-то из ныне там «живущих». Если же этого не произойдет, а рейтинги не изменятся, то политический расклад в парламенте не поменяется.

Вот и спрашивается, если ничего не поменяется, то зачем было огород городить, если третьи лишние на олимпе опять практически известны: Президент останется руководить страной, коалиция и парламент — законодательной и исполнительной властью, оппозиция — накапливать силы для новых битв, ну а лузеры — снова жаловаться на злую судьбу и козни «первачей»?

У объединенных оппозиционеров ответы есть. Правда, они могут не всех устраивать. Первый — традиционный и голословный: мы победим, и страна заживет по-другому. Второй: мы изменим правила игры, и всем мало не покажется.

Вот во втором ответе и кроется суть происходящего. В обозначенном в начале статьи третьем вопросе «Как сделать?» важно ведь не только как идти на выборы (вместе, порознь, двумя колоннами или просачиваться в Раду группами захвата), но и как сделать свою жизнь во власти гарантированно комфортной?

«Оппо» предлагают изменить Конституцию. То есть вместе с досрочными выборами провести еще и конституционный референдум. Коалицианты же, если и хотят менять Основной Закон, то только в сторону углубления конституционной реформы — с усилением власти Рады и Кабмина и ослаблением полномочий Президента. «НУНС», разумеется, хочет наоборот — усилить власть Ющенко. Но больше всего инициатив у Тимошенко и БЮТ.

Юлия Владимировна долго молчала, стали даже подозревать кризис жанра у «леди», но когда она заговорила, то досталось всем. Даже Мишелю Нострадамусу. За то, что он (какой наглец!) предрекал приход к власти в Украине женщины, но точного имени не назвал, хотя сама Тимошенко его об этом и не просила. Так вот у них с Нострадамусом там все запущенно.

Короче, Тимошенко сообщила, что ее блок начинает масштабную подготовку к проведению референдума по изменению Конституции. Так как действующая — «несовершенна и несправедлива», «возникла при подозрительных обстоятельствах» и «законсервировала глубокий политический кризис в государстве». А «стратегия развития страны должна начинаться с гармонической и сбалансированной Конституции, написанной для реализации интересов народа, а не для удовлетворения амбиций власти», уверена Тимошенко.

Леди Ю предлагает на референдуме рассмотреть всего 9 вопросов. Там много всего: от лишения неприкосновенности депутатов и прочих должностных лиц до проведения судебной реформы, упрощения процедуры проведения референдумов, предоставления конституционного статуса оппозиции и расширения прав местного самоуправления. Но все это — флер, обманка над главным вопросом.

Тимошенко предлагает народу самое важное — определить, какую форму правления в Украине он поддерживает. Либо чисто президентскую республику с сильными полномочиями главы государства, возглавляющего еще и правительство. Либо парламентскую форму правления, «по которой должность президента отменяется, правительство назначается и увольняется Верховной Радой, а премьер-министр является главой государства». Ибо действующая — смешанная парламентско-президентская — форма породила двоевластие, «ставшее основой хаоса и противостояния» между Президентом и премьером, бесконтрольность и безответственность власти.

Это сильный ход. Он не только позволяет БЮТ самому выбирать, с кем играть (с Ющенко или с Януковичем), но и может сделать каждого из них третьим лишним. В том числе и БЮТ, если два Виктора захотят объединенными усилиями поглумиться над одной Юлией…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам