БЮТ идет ва-банк

Хотя Блок Юлии Тимошенко — весьма специфическая политическая сила, дисциплина и покорность воле вождя в которой давно стали широко известным феноменом, есть в его составе люди, которые чувствуют себя совершенно свободно. Например, народный депутат Андрей Шкиль. Как человек, многое повидавший и ранее побывавший в парламенте в качестве независимого от воли партийных вождей депутата-мажоритарщика, он высказывается достаточно свободно, иногда даже отходя от «генеральной линии».
О том, как будет формироваться коалиция в новом парламенте, что будет делать «оранжевая» команда, если не победит на выборах, и об особенностях ведения агитации в летний период Шкиль рассказал в интервью «Киевскому телеграфу».

Андрей Васильевич, будут ли все-таки парламентские выборы, или же дату их проведения перенесут в очередной раз?

— Это зависит от трех субъектов переговорного процесса — Партии регионов, «Нашей Украины» и БЮТ. Если будет четкая договоренность упомянутых трех сил, то выборы, конечно, состоятся. Пока готовность участвовать в них задекларировали только две силы — «Наша Украина» и БЮТ. Партия регионов не опровергает свое возможное участие в кампании, но стопроцентной гарантии еще не дает. По крайней мере, так будет продолжаться до их съезда, который запланирован, насколько я знаю, на начало августа. Как и у нас. Я полностью согласен с аргументацией, касающейся бездействия Центризбиркома и отсутствия графика проведения кампании, но ведь сейчас все-таки лето. Жара. Не думаю, что если бы все было в норме, кампания как-то отличалась по динамике. В это время года она всегда проводится именно так. Для активной фазы остается только сентябрь. Думаю, что с 24 августа все и начнется. Времени недостаточно для того, чтобы появились новые партии, блоки, идеи, но, в принципе, достаточно для перегруппировки сил с целью изменить ситуацию в будущем составе парламента. Я считаю так: есть стопроцентные политические основания для проведения досрочных выборов. Остальные вопросы решатся потом. Но выборы будут.


Юлия Тимошенко сказала, что сама в отпуск не пойдет и никому из блока не даст. Может, из-за этого вы так вяло работаете?

— Мы работаем не вяло. Каждый старается в меру своих возможностей. Если же мы говорим о вялотекущей пропаганде, тогда согласен. Такое определение подходит. А по усилиям, которые тратятся на работу, «обороты» набраны высокие, а на «колеса» крутящий момент передается не очень. Что поделать… Лето — пора отпусков. В первую очередь, для людей умственного труда. Но не для села, где как раз начинается уборка урожая, а перед этим еще надо было сделать кучу другой работы в поле. Я сам был депутатом от мажоритарного сельского округа, в котором проводил больше времени, чем в Верховной Раде. Могу сказать — глухой сезон. Пробовал тогда что-то сделать в этот период, но ничего не получалось. Лучше остановиться и хорошо поработать осенью.


А вы сегодня «закреплены» за каким-то округом? Сколько процентов голосов вам нужно обеспечить?

— Я закреплен за двумя избирательными округами — Дрогобыч и Турка. Это на Львовщине. Огромные районы в горах, что даже приятно. Смена формата нагрузки — тоже хорошо. В определенной степени это отдых. Горы, другие люди, другой формат проблем. А по поводу процентов могу сказать, что задача всегда ставится на грани возможностей исполнения. Что же касается процентных показателей, то, думаю, в этих округах мы на 20—25% улучшим результат по сравнению с прошлыми парламентскими выборами.


Политологи утверждают, что кампания ведется вяло, поскольку ставка делается на автоматическое поведение избирателя. Можете подтвердить или опровергнуть такое предположение?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, позвольте сделать небольшое отступление. Мы проводили на Львовщине социологические «замеры» и констатировали повышение уровня доверия к нашей силе. Он заметно возрос. Но есть один нюанс. Избиратели нам говорят: ребята, мы готовы пойти и проголосовать за вас, но при условии, что до президентских выборов вы нас уже не потащите на избирательные участки. Вот ответ электората: еще разок проголосуем — и все. Баста. Поэтому даже имея на руках хорошие результаты социологических опросов, нельзя перегружать избирателя внешней агитацией, собирать какие-то митинги. Тем более что когда к агитации подключатся все, выйдет каша. Мы сделали ставку на работу с людьми. Лучше просто поговорить, пройтись по сельской улице, чтобы тебя увидели. Если люди в поле, то можно побеседовать со священником. Как правило, он свободен в это время. Вот такие вещи серьезно влияют на популярность политической силы в условиях, когда все привыкли к рекламе по телевизору. Именно такой подход дает позитивный результат. Так что мы не рассчитываем на автоматизм при голосовании. И не следует забывать о будущих президентских выборах. Все политические силы будут принимать участие в досрочной парламентской кампании с прицелом на будущее. Поэтому работать спустя рукава нельзя.


Парламентские выборы рассматриваются в контексте президентских? Своего рода генеральная репетиция?

— Я имею в виду то, что те политические силы, которые пока не очень могут рассчитывать на электоральную поддержку в трехпроцентном объеме, способны продемонстрировать свою заинтересованность в президентской кампании. Та же Витренко имеет возможность показать себя ценным кадром, чтобы ее потом взяли куда-нибудь. Хотя не знаю, доживет ли ее партия до следующих выборов… Вот каким будет главный подход к проведению избирательной кампании. При этом главные политические игроки станут отрабатывать новые электоральные методики. Хочу отметить, что, наконец, кампания будет проводиться на качественно ином, почти европейском уровне. Проявится максимально западный подход к проведению выборов. Это связано с тем, что кампания должна пройти в очень короткий срок. Меньше двух месяцев. Под европейскими технологиями я понимаю отсутствие того, что у нас называют «черным пиаром». Это когда говорят ложь, похожую на правду. В Европе берут маленький, но все же факт, который затем раскручивают. Это лучше, чем делать ложь из ничего.


Вы противоречите генеральной линии вашей партии. Юлия Тимошенко говорила о том, что чувствует намерения некоторых нехороших людей фальсифицировать результаты выборов, а кампания будет «грязной».

— Когда я говорю о европейском подходе, то имею в виду трех основных игроков. Но фальсификация выборов возможна в том смысле, что, к большому сожалению, Украина разделена и доминирует, скажем так, определенное ощущение «вотчинности». И в связи с этим можно задействовать местный административный ресурс, работать по принципу «ты на меня работаешь и проголосуешь за того, на кого я укажу». Подобный подход недопустим. Я хочу, чтобы подобного не происходило.


Позвольте уточнить. Вы сказали, что рейтинг БЮТ на западе растет, но там же популярны всего две силы — БЮТ и «Наша Украина». Значит, он растет за счет «Нашей Украины»? Вы, кстати, не встречались в горах с их представителями?

— Нет, не встречался, но на общих праздниках мы, конечно, видимся. Говорим о наших делах. Главное заключается в том, что мы без взаимных упреков и шпилек в адрес друг друга идем на выборы. Каждый презентует свою силу. Такова общая позиция. А по росту рейтинга могу сказать, что, в соответствии с тем же социологическим опросом, до 21% людей на Львовщине готовы проголосовать за другие политические силы. Не забывайте, что на прошлых парламентских выборах партия «Свобода» набрала там 10%, а «Пора-ПРП» — около 7%. Это весомые показатели. И за счет данного ресурса может вырасти рейтинг.


То есть «Наша Украина» и БЮТ — это цивилизованные конкуренты?

— Мы цивилизованные союзники. Я хотел бы, чтобы мы были конкурентами, и нас было всего двое. Это было бы неплохо. Неплохо было бы также организовать блок «БЮТ — «Наша Украина». Хотя это невозможно и, наверное, не нужно. Но самое главное — надо изъять из межпартийной конкуренции и вообще из Украины подходы, разрушающие основы государства. Я, например, против того, чтобы была конкуренция между левыми и правыми. Это слишком сильное политическое колебание, и система может рассыпаться. Лучше, чтобы конкурировали лево- и правоцентристы. Тогда можно играть на выравнивание, плавно корректируя ситуацию вправо или влево. Подобная система более устойчива.


Вы не боитесь, что люди, проголосовав «из последних сил», вдруг увидят, что расклад сил в новом парламенте не изменился? В результате, партии, которые выступали за досрочные выборы, окончательно потеряют доверие избирателей?

— Именно так и случится, если не будут предложены новации в избирательной кампании и не будут исполнены предвыборные обещания, в том числе и те, что не удалось выполнить из-за роспуска парламента. На этих выборах хорошо проявляется один из принципов политической теории: ни одна политическая сила, в первую очередь провластная, не имеет твердых гарантий, что она пришла на пять лет. Для этого нужно быть лабильнее, гибче, политичнее, если хотите. Даже за самые радикальные призывы нужно будет отвечать, обещания придется выполнять или не давать их вовсе. Так теперь и будет. Главной составляющей нынешнего избирательного процесса является стратегия развития Украины на срок, больший чем одна пятилетняя каденция. И это должен быть не лозунг — «через десять лет у вас будет все», а поэтапный график того, каким образом будут достигаться поставленные цели, что будет делаться, а что — не будет.


Такие стратегии обычно появляются при одном условии: вот если мы получим всю власть, тогда это все будет выполнено. А поскольку всю власть мы не получили, то, извините, нам помешали…

— Нет, речь идет о другом. Да, обещания должны быть выполнимыми. Но стратегия — это то, какие задания стоят перед партией, если она окажется при власти, и план того, что она будет делать в оппозиции. Конечно, это не должно быть написано именно так, но каждый, кто читает подобный документ, должен понимать, что поставленные задачи можно выполнить и при власти, и в оппозиции.


То есть БЮТ на всю полноту власти не претендует?

— Претендуем. Как и любая другая политическая сила. Ситуация для нас складывается очень благоприятно. Просто в любом случае мы формируем такие цели, которые можно реализовать независимо от того, каким окажется результат. И первое, что мы станем делать в новом парламенте, — требовать принять закон об оппозиции для защиты ее прав.


А вы претендуете на полноту в парламенте, в Кабинете министров или вам необходимо президентское кресло?

— Эти выборы позволяют четко планировать достижение одной цели — создание мощной фракции в парламенте и, соответственно, участие в формировании правительства. Наметки на президентские выборы пока существуют только технологические. Это Ющенко и его окружение должны думать о подобной перспективе. А для нас главное — правильно использовать новые технологические приемы. Нам нужно победить на выборах. Пока работает нынешняя Конституция, парламенту отведена достаточно важная роль в системе власти.


Все-таки странно звучат в ваших устах слова о победе. Вы можете победить «Нашу Украину», но никак не Партию регионов.

— Победителем БЮТ будет тогда, когда станет участвовать в формировании коалиции. Будем мы ее формировать сами или вместе с «Нашей Украиной» — не важно. Все равно станем победителями. Это не тот случай, когда выражение «мы победили на выборах» означает результат в 3%. Мы можем набрать меньше Партии регионов или больше «Нашей Украины». Главное, чтобы в совокупности у нас было большинство в парламенте. И в соответствии с настроениями в обществе, которые мы ощущаем, это вполне реальный сценарий. Да, не будет тотального превосходства, но ответственность за формирование коалиции, скорее всего, будет лежать на плечах «оранжевой» команды.


Первая «оранжевая» коалиция создавалась полгода и просуществовала несколько дней. Насколько устойчивой она будет в этот раз?

— Если наша коалиция сформируется до 30 октября, то парламент будет работать пять лет. Это я вам могу с уверенностью обещать. Весьма негативный опыт прошлых лет оставляет нам всего два варианта: либо коалиция будет сформирована очень быстро, либо не будет сформирована вообще.


Но вы же сами создали прецедент, когда меньшинство распускает парламент. Не боитесь, что повторится та же ситуация, только наоборот?

— Мы не боимся, поскольку представители нынешней правящей коалиции исходили из позиций безапелляционности и безальтернативности. Это неправильно. Знаете, вот необходимо ощущать габариты машины. Если ты их чувствуешь, то будешь нормально ездить, а если нет — станешь постоянно ремонтировать. Так вот, коалиция постоянно требовала ремонта, поскольку ее представители не ощущали габариты. У нас ситуация будет совершенно иной. Да, меньшинство создало прецедент. Но теперь мы прекрасно знаем, чем все может закончиться, если наше большинство будет действовать так, как действовала нынешняя коалиция. Будет уже другая система сдержек и противовесов. Все уже знают: не надо совать пальцы в розетку — током ударит. Я считаю, это архиважно для украинского политикума. К сожалению, общество должно постоянно учиться. Вариант «получил диплом и иди» нам не подходит. Следующий этап — научиться ощущать ответственность за государство. И это касается не только политиков. Все должны думать о стране, о ее судьбе, о том, что с ней будет. Кстати, именно поэтому мы инициируем референдум по Конституции, чтобы неформально посовещаться с народом. Причем хотим предложить на выбор девять вопросов, чтобы люди сами выбрали два, которые они хотели бы вынести на референдум. Только так можно избежать того, чтобы Конституция была переписана под некие временные обстоятельства. Конституция — это стабильность, это постоянный закон. Один раз еще можно его изменить, но больше у нас запаса прочности не будет, поскольку в таком случае Конституция разрушится и перестанет быть константой. Правда, сначала надо объяснить народу, для чего это делается. Должна быть пропаганда референдума. Это долгий процесс. Тем более что он касается того, в каком государстве нам всем жить. Но если выбор будет сделан, то мы получим документ, который нельзя переписать с помощью митингов, плакатов, перекрытия железных дорог. И претензии предъявлять будет не к кому. Что делать, сами выбрали, как жить дальше.


Если на выборах победят представители нынешней коалиции, будете ли опять инициировать роспуск парламента и новые внеочередные выборы? Будете ли это делать в случае, если не сможете сформировать коалицию, и ее станут создавать «регионы», коммунисты и социалисты?

— Мы не можем не рассматривать такого варианта. Но коалиция тоже пройдет через выборы. Часть людей в ней и дальше будут думать, что они смогут победить столько раз, сколько захотят. Но большинство понимает, что каждый шаг в сторону еще одних досрочных выборов будет десятикратно уменьшать их рейтинг. Любая политическая сила, которая окажется при власти и не удержит определенное время стабильность в стране, по крайней мере, на законодательном уровне, потеряет доверие в глазах избирателей. И этот фактор действует и в отношении нас, и в отношении их. Уверен, что «еще раз — и все» говорят своим партиям избиратели и на востоке страны. И всех в парламенте это будет останавливать от непродуманных решений. Коалиция может быть сформирована по-разному, но даже если ее сформируют другие, то все равно одним из первых будет принят закон об оппозиции. И также независимо от состава коалиции будет пересмотрена депутатская неприкосновенность. Нужно определиться, что является льготами, а что — работой депутата, и раз и навсегда поставить на этом точку. Через досрочные выборы мы универсализуем ряд правил, которые станут общими для всех.


А БЮТ переживет победу Партии регионов? В первую очередь, как сила, инициировавшая выборы, но не сумевшая на них победить?

— Конечно, переживет и выйдет из проигрыша еще более крепкой. Главное, чтобы Партия регионов пережила нашу победу. Все, что нас не убивает, делает сильнее. Ведь мы говорили, что не может быть безнаказанного злоупотребления властью. Может быть, партийные пропорции в парламенте не так уж сильно поменяются, но мы станем другими. И общество изменится. Общество понимает, что не может быть таких вещей.


Вас не смущают разговоры о том, что блоки нужно превратить в партии с жесткой дисциплиной и перенести эту дисциплину на фракции? Правильно ли это, соответствует ли демократическим традициям и вообще украинской ментальности?

— Укрупнение и переформатирование блоков в партии позитивно. Это приведет к интенсивному развитию политической среды в Украине. Лишь бы все не делалось искусственно.

Беседовали
Дмитрий Заборин,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам