Посему Павел и выдвинул иск против «подсудимого Бога, который проживает на небесах, а в Румынии представлен Православной церковью». В заявлении румын утверждает, что во время таинства крещения он «заключил с обвиняемым договор», предметом которого было избавление его от бед. «Однако контракт так и не был выполнен, несмотря на получение от меня оплаты в разной форме, а также многочисленных обращений в виде молитв», – отметил Павел в иске. Звучит убедительно, но суд, тем не менее, претензии заключенного отклонил на том основании, что «Бог не является объектом права и не имеет адреса проживания». Интересно, что было бы, если бы Павел сумел конкретизировать адрес?..
Или вот еще новшество, причем введенное и католиками, и иудеями, – доставка молитв и всяческих просьб посредством SMS. Вероятно, мессиджи попадают непосредственно на мобильник Бога. Скажем, в Иерусалиме работает специальный проект «Скайспелл»: обратившийся со своей просьбой или посланием человек получает возможность через интернет-портал виртуально присутствовать у Стены плача и видеть, как его послание доставляется к ней.
А католическая церковь на Филиппинах разрешила верующим при помощи SMS отправлять свои просьбы Богу. Все пришедшие SMS-прошения включаются в ежедневные молитвы монахинь-кармелиток и в ежедневные мессы, совершаемые в филиппинских храмах.
В принципе, как потомственный атеист я, наверное, не имею морального права оценивать те или иные способы общения верующего человека с Богом. С другой стороны, отчего бы мне не высказать свое скромное мнение? Вот мне (да и не только мне, мысль моя отнюдь не оригинальна) почему-то кажется, что в общении с высшим существом посредники не нужны. И совершенно не важно, носят ли эти посредники рясы на весомых организмах или ноутбуки под мышками. Думаю, что люди, обращающиеся к Богу через церковь или мобильного оператора, на самом деле ищут что-то вроде случайного попутчика в купе поезда. То есть человека, по большому счету не имеющего ни имени, ни прошлого, ни будущего, но такого, которому можно под бутылку коньяка (или церковные песнопения) рассказать о себе все. Рассказать, выйти на своей станции и навсегда забыть о его существовании. А если потом вдруг окажется, что этот попутчик еще и чем-то помог – слава Богу!
С другой стороны, как мне представляется, большинство людей, молящихся в церкви, вряд ли верят в то, что в ответ на их просьбы Бог сотворит какое-то реальное чудо. Речь, скорее, идет о возможности поделиться с неким всезнающим и теоретически всемогущим существом тем, чем нет решительно никакой возможности поделиться с кем-то еще, часто даже с самим собой. Или сформулировать просьбу, которую совершенно бессмысленно адресовать кому-то другому, кроме Бога и себя.
А для этого совершенно не нужна ни церковь, ни SMS. Вполне достаточно придумать себе своего рода «номер телефона Бога». Помните, у Мураками в «Охоте на овец» безымянный шофер дает главному герою такой номер?
«Благодарю вас, – сказал я. – Только о чем же мне разговаривать с Богом? Я ведь даже не христианин…
– Я думаю, это не так уж и важно. Нужно просто очень искренне рассказать о том, что волнует и мучает вас больше всего. Как бы нелепо и странно ни звучал ваш рассказ, Господь никогда не заскучает, слушая вас, и не станет держать вас за дурака».