Рейдерство жен

Милые бранятся – только тешатся. На самом деле эта народная мудрость в современной Украине уже утратила свой первоначальный смысл. Теперь следует говорить так: милые бранятся – мир тешится. Украину все чаще сотрясают брачные неурядицы местных знаменитостей. Это говорит о том, что народ с упоением наблюдает за разводами светских и знаменитых персонажей. И чем «звезднее» пара, тем интереснее копаться в их белье. Но паре этой вовсе не до смеха.

На прошлой неделе консалтинговая группа DLL Top Consulting обнародовала свои наблюдения из брачного опыта своих клиентов и клиентов своих коллег. Юристы компании разъяснили журналистам особенности гражданского права и защиты бизнес-активов при заключении брака, разводе и наследовании.

Как говорит Юрий Лазуренко, партнер DLL Top Consulting, в России отмечается большой спрос на составление грамотного брачного контракта. Под грамотным следует понимать такой контракт, который обезопасил бы одного из супругов от нечистоплотных действий со стороны другого. Что касается бизнесменов, то здесь в первую очередь речь идет о защите активов.

Вот простая жизненная ситуация: муж создал бизнес, управлял им, сколотил состояние, а жена решила развестись и требует свою долю. «По закону она имеет право на 50% всего, что было нажито в браке», – говорит Лазуренко. Но поскольку исполнительная служба в Украине де-факто недееспособна в отношении, в частности, зарубежных активов, то реализовать этот принцип при разделе крупных состояний не удавалось еще никому.

Ведь что такое крупное состояния мужчины-миллиардера? Это его компания. А компанию нельзя разделить, иначе над ней теряется контроль. Поэтому, как правило, в таких ситуациях адвокаты сторон просто договариваются о фиксированной кругленькой сумме в миллионы долларов, и муж думает, как ее достать, не разрушая свой бизнес.

Но насколько это справедливо с точки зрения мужа? Очевидно, что далеко не всякому супругу это понравится. И благо, если жена – инициатор развода – отдает себе отчет в том, что она по моральным соображениям не может требовать такой большой доли, если муж против.

Украинские светские хроники уже чаще пестрят заголовками о разводах. В частности, последний пример – владелец «Укргазбанка» Василий Горбаль не так давно развелся со своей женой – певицей Галлиной. Успехи Галлины на сцене вряд ли позволят ей вести тот образ жизни, который она вела, будучи женой банкира. И банк, и другой бизнес семьи явно строила вовсе не она, а сам Горбаль. И в политике преуспевает именно Горбаль, а не Галлина. По слухам, их развод был относительно мирным. Галлина получила отступные. Весьма щедрые. Как она ими распорядится – это уже ее дело. Главное, что банк остался во владении того, кто его создал и вывел на ведущие позиции среди множества других в стране.

Раньше мы считали, что семейные дрязги, при которых делятся большие деньги, – это все не про нас. Чаще мы слышали о разводах мировых знаменитостей. Однако украинский бизнес сильно вырос и разбогател. Все больше наших соотечественников попадают в топ богатых людей Европы и мира. Иногда кажется, что разводы «наших» куда цивилизованнее, чем «ихних».

Вся Англия рыдала, сочувствуя сэру Полу Маккартни. Прожив вместе всего несколько лет, битл развелся со своей второй женой Хизер Миллз. Но развелся не сразу и не бескровно.

Вся британская и мировая пресса пристально следила за растущими аппетитами миссис Маккартни. Сначала она требовала 20 миллионов фунтов стерлингов. Затем – 30. Потом – 40. Она шантажировала Пола пресс-конференцией, которую вот-вот созовет и на которой расскажет, как он ее избивал. Как не уделял ей внимания. Как угнетал их малолетнюю дочь. В общем, мы-то думали, что автор песен Michelle и Girl – душка и милашка, а он оказался монстром, который зажал каких-то 40-60 миллионов из более чем 700, которыми владеет.

Но как повела себя британская общественность? Во-первых, она считает, что эти деньги Пол заработал своим честным трудом. Причем заработал тогда, когда родители Хизер еще не познакомились. Во-вторых, Маккартни – народное достояние, и горе тому, кто испортит ему настроение, как минимум, как максимум – кто отвлечет его от создания новых альбомов.

Маккартни впал в депрессию. Его дочь Стелла в сердцах пообещала убить мачеху, если та не прекратит терроризировать отца. Но Хизер не унималась. Она дала постыдное интервью британскому телевидению. В ответ Пол прекратил оплачивать водителя бывшей жены. Затем на поверхности всплыли факты, свидетельствующие о том, что госпожа Миллз в молодости подрабатывала на порностудии. И так далее, и так далее.

В одном из рейтингов богатейших представителей мирового шоу-бизнеса Маккартни спустился с первых позиций на менее престижную. Говорят, что в семейных делах он слишком доверчив. И не исключено, что дела его могли быть еще хуже. В 80-х годах Маккартни делал записи песен с Майклом Джексоном. И однажды Пол сказал, что намерен защитить авторство своих песен, потому что только автор должен на них зарабатывать. Джексон был благодарным учеником. Вскоре он зарегистрировал права на свои песни. А заодно и на песни Пола. Мало кто знает, но права на песню Yesterday принадлежат господину Джексону. С тех пор Маккартни стал более осторожным с такими друзьями, но он никак не ожидал, что нож в спину ему воткнет законная супруга. Однако же это произошло.

В компании DLL Top Consulting этому даже название придумали – “семейное рейдерство”. Поэтому консультанты рекомендуют структурировать свои активы, например, создавать трастовые компании, которые будут управлять всем, что создал и заработал один из супругов. Не говоря уже о том, что необходимо позаботиться о брачном контракте. Это не панацея, но суд может принять к сведению содержание этого документа.

Если бы такой документ был у Дмитрия Фирташа, у него не было бы проблем с его бывшей женой Мариной. Эта бывшая семейная пара сейчас переживает не самые лучшие времена. Это связано с двумя вещами: во-первых, уже год Шевченковский суд Киева рассматривает иск Марины об отмене развода, а, во-вторых, сын Марины от первого брака Сергей Калиновский обвиняется в гибели двух людей. И главная движущая сила во всем этом – деньги Фирташа.

Дмитрий и Марина поженились 12 лет назад. В киевском бизнес-сообществе не секрет, что их брак был, по сути, фиктивным. Уже в то время Дмитрий Фирташ был крупным бизнесменом, поскольку участвовал в поставках газа в Украину. Марина работала в офисе Фирташа. Его бизнес разрастался. И ему необходимо было обезопасить свои активы в первую очередь от государства, которое жило по диким законам.

Одним из способов защиты была женитьба. Официальный брак был хорош тем, что все активы записывались на жену. Но она, согласно семейному кодексу Украины, как и любой страны мира, не могла продать или подарить собственность без согласия мужа. Равно как и муж не мог ничего сделать без согласия супруги. Главное, чтобы даже в фиктивном браке было доверие между мужем и женой. Дмитрий и Марина друг другу доверяли.

Она старше его на 10 лет. Она далеко не модельной внешности, у нее были дети от первого брака, хотя Дмитрий был человеком такого достатка, что мог позволить себе и более достойную жену. Зачем же он женился на ней? Вероятно, именно для защиты своих активов от конкурентов и государства.

В 2006 году Фирташи решили развестись. Мирно и так, чтобы никто не обиделся. Чтобы Марина не обиделась, по свидетельству близких ей людей, Дмитрий оставил ей $100 млн. Даже притом, что его состояние оценивается журналом Корреспондент более чем в $1 млрд., такие отступные можно считать более чем щедрыми. Жена Маккартни получила меньше. Кроме денег, Марине досталась вся семейная недвижимость – несколько квартир, домов и офисов.

Но как она распорядилась этим богатством? Посильную помощь в освоении этих баснословных денег Марине оказали ее сыновья – Сергей и Александр. По свидетельству друзей Марины, каждый член семьи ее имеет охрану – из «Титана» и частной компании из Израиля, в которой работают специалисты израильской разведки Моссад. Один час работы этих спецов стоит более $100.

Марина и сыновья не обсуждают цену и марку покупаемого автомобиля – это должен быть самый дорогой автомобиль. Напитки и рестораны – самые дорогие. Отдых – самый дорогой. Ювелирные изделия – самые дорогие. По словам владельцев одного из ювелирных магазинов Киева, Марина покупает драгоценности в среднем на $200 тыс. в месяц. А друзья говорят, что в год она тратит $10-30 млн.

Доставшееся ей состояние даже в Киеве промотать сложно. Даже в Лондоне. Но Марине это удается. При этом важно учитывать, что ни у нее, ни у сыновей практически нет никакого бизнеса, а тот, что есть, не способен обеспечить доходы, превышающие расходы. Ключевой вопрос: где брать деньги? Ответ: у бывшего мужа. Еще вопрос: как? Ответ: шантажом и судом.

Явно здесь не идет речь об обманутой Фирташем возлюбленной. И не исключено, что Марина была бы более активной в деле восстановления брака со своим экс-супругом – безумно богатым и влиятельным. Но случилось непредвиденное.

30 мая в 5 часов утра BMW, за рулем которого находился Сергей Калиновский (фамилию сын Марины получил от ее первого мужа), врезалась на большой скорости в припаркованный автомобиль «Жигули» прапорщика внутренних войск Владимира Куликовского. В результате ДТП милиционер погиб на месте.

Девушка-пассажир BMW, 25-летняя Анастасия, после ДТП была доставлена в реанимацию с черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга и переломами ребер. Три дня спустя девушка скончалась. 11 июня Сергей попытался сбежать в Израиль, но был задержан и арестован. Об этом событии до сих пор гудит Киев и вся Украина.

По некоторой информации, Марина предпринимает все для того, чтобы спасти сына от уголовного преследования. Но на это нужно денег больше, чем на покупку бриллиантов. Она уже спасала его, когда два года назад Сергей избил милиционера, который пытался объяснить тому, что нельзя парковаться в неположенном месте. Злые языки говорят, что жена погибшего прапорщика не стала писать заявление в милицию, предпочтя в качестве компенсации дорогую квартиру, подаренную Мариной. А это тоже деньги. Где их брать? Конечно же, у Фирташа!

Однако Дмитрий Фирташ имеет новую семью. Его жена живет в Лондоне. Недавно она родила ему сына. Зачем бизнесмену все эти хлопоты с разбушевавшимися пасынками бывшей жены? Но над ним висит иск Марины. Вряд ли она добивается любимого мужчины. Она хочет пополнить свой банковский счет. Чтобы Дмитрий это понял скорее, в прессу просачивается информация о том, что у Марины якобы есть на него какой-то компромат.

Самый богатый человек России Роман Абрамович тоже развелся. Британская бульварная пресса пристально следила за ним и давно сообщала о проблемах в семье известного бизнесмена и владельца клуба «Челси». Газета News of the World, известная скандальными публикациями о личной жизни знаменитостей, сообщала, что жена Абрамовича Ирина обратилась в одну из ведущих лондонских адвокатских контор, специализирующихся на бракоразводных процессах. Издание писало, что Ирина несколько раз побывала в офисе компании Sears Tooth, представители которой в том числе участвуют в разводе Пола Маккартни с женой Хизер.

39-летняя Ирина прожила с Абрамовичем 15 лет, она мать пяти детей 40-летнего бизнесмена. «Речь идет о таком деле, что его масштабы просто трудно представить, – цитирует News of the World одного из своих источников. – Делить надо океаны денег, компании, яхты, дома и машины».

Формально у сорокалетнего Абрамовича нет практически ничего. Все имущество – дома, замки и яхты в Великобритании и во Франции, а также акции предприятий – записано на пятерых его детей: 13-летнюю Анну, 12-летнего Аркадия, 11-летнюю Соню, 5-летнюю Арину и 3-летнего Илью.

Как оказалось, почти все имущество Абрамовича оформлено на несколько трастов на Кипре – оффшорные трасты не облагаются налогами. Трасты – это соглашения, по которым имущество передается в распоряжение управляющим, но владеют им и получают доход так называемые бенефициары. В этом списке – все пять детей олигарха, имен родителей там нет. Своим состоянием дети смогут воспользоваться, только достигнув совершеннолетия.

Отсудить имущество, зарегистрированное в такой форме, еще никому не удавалось: по кипрскому законодательству ни управляющие, ни правительство Кипра, ни местный Центробанк не имеют права разглашать информацию о трастах. Вот почему DLL рекомендует именно эту форму защиты активов.

История с разводом не стала бы достоянием общественности, если бы супруги смогли спокойно разделить имущество. Но, как утверждает источник, близкий к семье миллиардера, не слишком сведущая в финансовых делах Ирина только после 15 лет брака выяснила, что ни Абрамовичу, ни ей формально ничего не принадлежит.

Марина, возможно, тоже сделала для себя такое открытие два года назад. Все миллиардеры мира используют похожие схемы ухода от налогов и навязчивых бывших родственников. Поэтому получить что-либо сверх уже подаренных ей 100 миллионов может лишь сам Фирташ по своей доброй воле. А поскольку добрая воля, как мы видим, в отношении этой пары давно закончилась, то в ход пошел классический ход не удовлетворенных разделом имущества бывших жен – шантаж. Марина пообещала выпустить книгу под названием: «12 лет жизни с олигархом». Но читая ее не обольщайтесь, что новоиспеченная писательница-любительница бриллиантов решила поведать миру правду о жестком мире олигархов. Все это, к сожалению, исключительно ради денег.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам