СНБО как лазерный пистолет

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не руками», – любил повторять мой дедушка и был прав. СНБО стало для президента любимой игрой, лазерным пистолетом, с помощью которого он воображаемыми очередями отстреливает, как ему кажется, монстров. Но, как обычно бывает в таких забавах, условные враги не гибнут, а только смеются. Хотя порой им бывает не до смеха. Это когда «дитятко» разыграется до того, что поверит в реальность происходящего.
Один из приближенных к власти источников информации поведал автору интересные мысли насчет СНБО. Раньше, по его словам, заседание СНБО было священнодейством, которое выполняло главную задачу – подтвердить лояльность к Леониду Даниловичу Кучме и создать декорации коллегиального обсуждения вопросов, по которым президент на самом деле принимал единоличные решения. Во все остальное время Совет существовал как весьма формальная структура, и вес имел лишь его секретарь. И то до тех пор, пока был вхож в главный кабинет страны.

Первым изменить декоративную сущность СНБО на вполне прикладной механизм попробовал Петр Порошенко. И это ему вполне удалось. При Порошенко СНБО был органом, реально координирующим действия силовиков и одновременно информационной базой, куда (параллельно СБУ и МВД) стекалась важная государственная информация.

Имея влияние на руководство силовых структур и поэтому наводя страх на средний оперативный состав, тогдашний секретарь СНБО наладил эффективную систему сбора данных о происходящем в стране через многочисленных ОДРов (офицеров действующего резерва), прикомандированных практически к каждому государственному ведомству.
В результате Порошенко иногда знал о каждом шаге премьера Юлии Тимошенко и ее министров быстрее, чем верный соратник Юлии Владимировны, тогдашний председатель СБУ Александр Турчинов.

В то время СНБО не рассматривал побочные вопросы, а высказывался, например, по отсрочке вывода войск из Ирака.

После политического кризиса 2005 года внимание на отлаженный Петром Алексеевичем механизм обратил его шеф – Виктор Ющенко. Напоминало это ситуацию, которая регулярно происходит с одним моим приятелем. Он очень любит новейшую бытовую технику. Но эта любовь не взаимна. Приходит как-то этот добрый человек ко мне на кухню, с восторгом смотрит на кухонный комбайн и одновременно с вопросом «как эта штука работает?» что-то нажимает, крутит, трогает. В результате громкий скрежет, и машинка вышла из строя. Хотя никаких особых манипуляций дружбан не проводил. Руки у человека такие, что тут сделаешь.

Нечто подобное произошло и с Виктором Андреевичем. Он почему-то решил, что в его руках СНБО будет столь же эффективным инструментом, как и в руках Порошенко. Но не учел главного: монолитности «оранжевой» коалиции пришел конец, изменения в Конституцию, вступившие в силу с 2006 года, лишили гаранта Конституции влияния на правительство; видя это, хитрые силовики перестали внимать воле Банковой и попытались вести свою линию, направленную главным образом на сохранение занимаемых должностей. А после парламентских выборов, когда президент фактически потерял даже неформальный контроль над Кабмином, прокуратурой и МВД (отошедшими в зону влияния премьера), СНБО и вовсе превратился в «потешное войско».

Как коллегиальный орган он потерял смысл. Как инструмент воздействия на ситуацию в стране – тем более. В качестве рупора мнения президента не состоялся, поскольку выяснилось, что в этом мнении и рекомендациях больше не нуждаются ни премьер, ни генпрокурор, ни министры.

Как рассказывает наш источник, когда после 2 апреля пошла череда еженедельных собраний Совета, к ним стали относиться вообще с иронией. Дескать, у Виктора Андреевича нет другого способа вызвать нас на совещание и заставить выслушать себя, кроме как собрать СНБО.

Ситуация усугубляется тем, что Совет национальной безопасности и обороны не имеет права обязывать правительство выполнять его решения. Кабинет министров по Конституции подотчетен и подконтролен парламенту, и поручения СНБО, даже введенные в действие указом президента, это всего лишь стрельба лазером. Такая себе имитация грозного оружия.

Игра началась с малого. Президент ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О состоянии жилищно-коммунального хозяйства Украины и основных направлениях его реформирования». Как сейчас помню, произошло это 17 ноября прошлого года.

В решении СНБО состояние ЖКХ было названо критическим, представляющим угрозу для жизнедеятельности граждан и общества, а также нормального функционирования хозяйственного комплекса Украины. Сильно сказано, но если представить, как прорвавшаяся канализация затапливает нечистотами евроремонт в национальном стиле где-нибудь в Безрадичах, а с мусорной свалки, примостившейся в Конча-Заспе (Подгорцы), в ветреную погоду пованивает, понимаешь: президент прав. Коммунальный сектор явно находится в нехорошем месте.

В феврале этого года Совет рассматривал тему бегства капиталов, после чего Виктор Ющенко издал указ «О мерах по предотвращению непродуктивного оттока капиталов за пределы Украины». Капиталы не прореагировали, но, тем не менее, «галочка» была поставлена.

Потом заострились проблемы с возмещением НДС у некоторых крупных корпораций, например, одной российской компании, имеющей химзавод в Калуше. И последовало заседание СНБО по вопросу неравномерного возврата НДС налогоплательщикам разных областей. Крут и суров был Виктор Андреевич, нетороплив и неактивен генпрокурор, остальные держались за свое. Кабмин возражал с цифрами и фактами. Губернаторы на всякий случай по привычке поддержали гаранта. Была создана комиссия, где смог самовыразиться молодой да ранний Арсений Яценюк. Прокуратура ушла в глубокий отказ, не найдя нарушений. Скандал улегся. Со временем о теме забыли все, включая, похоже, заказчиков.

В марте глава государства переключился на новый уровень: пообещал сделать так, чтобы ни одно решение по энергосектору не принималось без участия президента и СНБО. Уточню – без аналитического участия. Поскольку другого в данном случае президенту не дано. Насколько я помню, данное заявление было сделано во время политических консультаций лидеров парламентских фракций: Виктор Андреевич отвечал на слова лидера БЮТ Юлии Тимошенко о том, что без согласия президента или парламента функция по транспортировке газа передана НАК «Нефтегаз Украины» компании неукраинского происхождения.

И снова суров был президент. Суров и категоричен. Жаль, что этого никто не оценил по достоинству. Пришлось усугубить. Появился указ о роспуске парламента. СНБО, как мы уже отмечали, превратился в пятничный дискуссионный клуб, куда одни ходили с удовольствием, другие – по принуждению. К первым можно отнести губернаторов, начальника Генерального штаба, командующего внутренними войсками. Действительно, эти добрые люди дальше ведомственных коллегий и полигонов не ходили, на Банковой бывали редко, с министрами виделись от случая к случаю. В общем, никакого тебе культурного досуга. А теперь Александр Кихтенко и Сергей Кириченко гордо вносят себя на ступеньки Секретариата президента, впереди ватаги бодрых губернаторов. Губернаторы тоже не против. Еженедельные командировки в Киев многим пошли на пользу. Новые знакомства, автомобильные и авиапутешествия, достойный круг общения, один, говорят, чуть не женился в Киеве…

В общем, все отлично, за исключением одного: Кабмин то и дело отказывался выполнять решения СНБО и Ющенко, и даже уверения отдельных юристов «Нашей Украины», что за это будут штрафовать и привлекать к уголовной ответственности членов правительства (прокурор рассмеялся. – Авт.), не меняли ситуации. В разгар этой суеты уволился Виталий Гайдук. Прошли переговоры о преодоления кризиса. Были достигнуты компромиссы. Но привычка играть в СНБО у президента осталась.

Последнее заседание он посвятил вопросам энергетической безопасности, соглашению между «Укратомпромом» и «Росатомом» и тому подобным вопросам. Не добившись от СНБО консолидированного решения, которое бы признавало действия правительства неправильными, Виктор Ющенко решил доиграть сам, и поручил Генеральной прокуратуре проверить, соответствует ли законодательству соглашение о сотрудничестве «Укратомпрома» и «Росатома», подразумевающее создание российско-украинского предприятия по производству ядерного топлива. Иван Плющ объяснил это тем, что некоторые граждане в Кировоградской области волнуются, письма пишут, диверсификации поставок ядерного топлива просят.

Но со стороны ситуация выглядит все трагичнее. В одном фильме я видел такой фрагмент: чудаку завязали глаза и предложили поиграть в прятки. Потом все разбежались, оставили его одного, а он все бегал, играл, думая, что остальные тоже в игре. Хотя их уже давно не было. Печально кончился этот фильм: бедолага стукнулся лбом о косяк и зашибся. Потом его нашла любимая девушка, откачала и вернула в грешный мир. Но это уже другая история…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам