Опасные игры

Последнее заседание СНБО войдет в историю как яркий пример попытки приобщить к управлению страной пресловутую кухарку. В разгар обсуждения вопроса энергетической безопасности, когда дискуссия плавно перетекла от цены газа к соглашению между «Укратомпромом» и «Росатомом», Виктор Андреевич зачитал письмо, полученное им в Кировоградской области (!) от неизвестных граждан…

Как объяснил его содержание Иван Плющ, «граждане волнуются, что снова создается какое-то СП с «Энергоатомом» и что это может поставить крест на диверсификации поставок атомного топлива».

Вы поверите, что в период засухи и плохих видов на урожай в Кировоградской области нет других проблем, кроме диверсификации поставок атомного топлива? Думаю, с большей вероятностью можно предположить, что письмо отправлено из американского посольства, Госдепа или других адресов, которые заставляют Президента Украины немедленно действовать…

Как сообщили СМИ, поскольку СНБО не смог принять консолидированного решения, которое бы признавало действия правительства неправильными, Виктор Ющенко отреагировал на эти действия самостоятельно. По словам Ивана Плюща, Президент поручил Генеральной прокуратуре проверить, соответствует ли законодательству соглашение о сотрудничестве «Укратомпрома» и «Росатома», подразумевающее создание российско-украинского предприятия по производству ядерного топлива.

Об этом шеф СНБО заявил на брифинге по окончании заседания. В то же время Плющ не уточнил, о каком именно соглашении идет речь. На заседании, как указывалось в пресс-релизе СНБО, предполагалось обсудить, в частности, «актуальные вопросы по энергетической безопасности государства». Впрочем, догадаться, вокруг какого документа начался сыр-бор и, главное, почему, не составляет труда.

4 июня текущего года Государственный концерн «Укратомпром» и Федеральное агентство по атомной энергии РФ («Росатом») подписали протокол о намерениях сотрудничества между предприятиями атомного энергопромышленного комплекса Украины и Российской Федерации. В нем сказано, что «Укратомпром» и «Росатом» намерены развивать сотрудничество в таких направлениях, как научно-техническое сопровождение атомной отрасли, повышение безопасности и продление срока эксплуатации энергоблоков АЭС, проектирование и строительство новых атомных станций, развитие предприятий ядерно-топливного цикла, а также совместный выход на рынки третьих стран. Стороны в ближайшее время намерены изучить возможность создания совместных предприятий в сфере добычи и обогащения урана, а также производства ядерного топлива на предприятиях Украины и РФ, отмечается в сообщении «Энергоатома».

Также «Укратомпром» и «Росатом» планируют подготовить и согласовать перечень конкретных проектов сотрудничества до 1 июля 2007 года. Предполагается, что организация взаимодействия сторон в направлениях, предусмотренных протоколом, будет осуществляться на базе совместного предприятия (СП), созданного на паритетных основах. Учредителями СП с украинской стороны выступит ОАО «Харьковский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Энергопроект», с российской – ОАО «Атомное и энергетическое машиностроение». Зная приблизительный текст соглашения и ценные указания Ющенко, можно догадаться, кто недоволен происходящим: это поставщики ядерного топлива из дальнего зарубежья. Кроме России, производством топлива для АЭС традиционно занимаются американцы и французы – компании Westinghouse и АRЕVА. Каждая производит хорошее топливо, но только для своих реакторов. Попытки же Westinghouse закрепиться на рынке Восточной Европы особыми успехами не увенчались.

Как показывают последние тендеры, их продукция проигрывает российской. В частности, по результатам тендеров этого и прошлого годов в Чехии и Финляндии Westinghouse проиграл в торгах на поставку ядерного топлива для реакторов ВВЭР российскому ТВЭЛу. Более того, Чехия, несмотря на прямые экономические убытки, готова выгрузить топливо Westinghouse даже раньше времени – уж очень с ним много проблем. Чашу терпения переполнил последний случай, когда в середине января сего года персоналу пришлось остановить первый блок АЭС для проведения замены четверти активной зоны, а его возвращение в работу состоялось только в апреле. Вот и решили чешские атомщики перезагрузить реактор на год раньше.

Кстати, если бы Французская АRЕVА захотела изготовить ядерное топливо для украинских АЭС, ей бы понадобилось для этого как минимум 5-7 лет. Причем, по примеру Westinghouse, без всяких гарантий на успех.

Возникает вопрос: чем руководствовался президент, говоря о диверсификации поставок? Технико-экономическими обоснованиями? Геополитическими интересами? Или настойчивыми лоббистскими «просьбами» отдельных политиков и западных компаний?

Наверняка ему известно, что тема диверсификации поставок муссируется уже 5 лет и за деньги американского правительства реализует проект квалификации топлива. Результаты есть, но говорить о более-менее ясной перспективе пока преждевременно. Лишь 6 американских ТВС находятся в экспериментальной эксплуатации на Южно-Украинской АЭС. Первая загрузка реактора планируется в 2009 году, да и то, если разрешит регулирующий орган. Говорят, что сам Westinghouse отказывается поставлять в дальнейшем то топливо, которое сейчас испытывается в Украине, потому что признает – оно несовершенно.

Что же касается французов, то они вряд ли питают большие иллюзии относительно нашего рынка. Гораздо больший интерес AREVA проявляет к украинскому урану, упорно пытаясь обосноваться на Восточном ГОКе и установить полный контроль над предприятием. В этом им помогают отдельные «бескорыстные» чиновники. В свое время в парижском ресторане соседом президента по даче, тогдашним министром топлива и энергетики Иваном Плачковым и руководителем AREVA Анн Ловержен в присутствии премьера Юлии Тимошенко был подписан протокол о допуске французов на ВостГОК. Не успели. Сейчас AREVA трясет от возможной смены руководства в связи с приходом на президентский пост Николя Саркози. Вскоре после решения внутренних вопросов, она может опять обратить внимание на Украину.

К слову, именно Юлия Владимировна, будучи вице-премьером в правительстве Ющенко, пролоббировала соглашение о поставке того топлива для украинских АЭС от Westinghouse, аналог которого привел к авариям на АЭС Восточной Европы, и атомщики всего мира сейчас изучают их под призмой того, как делать не нужно.

Что в сухом остатке? Топливо, которое Westinghouse будет предлагать Украине, только разрабатывается. После чего предстоит лицензирование, опытная эксплуатация и т. д. Не обращая внимания на этот факт, СНБО настоятельно рекомендует «Энергоатому» как можно быстрее «диверсифицироваться» и загрузить в реактор одновременно три разных вида топлива: российское и два американских. Странно, что данной идее не возразил инвалид Чернобыля Иван Степанович Плющ. Как человек в возрасте и здравом уме, он должен был бы понять, что анонимное письмо из Кировоградской области – еще не повод рисковать всей системой атомной энергетики Украины, пишет «Ура-информ».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам