Полураспад

Я тут подсчитал на днях: за два с половиной года правления нынешнего президента политический кризис длился почти год. Посчитайте сами – три месяца длились президентские выборы плюс «оранжевая революция», шесть месяцев ушло на создание «оранжевой коалиции» с последующей «премьериадой», и два с половиной месяца продолжается роспуск Верховной Рады. Вывод: Украины как целостного территориально-политического образования де-факто не существует. Мы по инерции живем в неком образовании, которое не имеет признаков государства.
Но самое интересное другое. Нет никаких положительных признаков того, что распад завершится. Наоборот, появляется все больше и больше фактов, которые позволяют спрогнозировать переход Украины в состояние повышенной политической и экономической энтропии. Проще говоря, неуправляемого хаоса. Я не имею в виду гражданскую войну, которой постоянно пугают представители противоборствующих сторон. Возможны лишь локальные вооруженные конфликты с участием силовых структур с относительно незначительными жертвами среди мирного населения. Да и то на этапе институционального противостояния основных политических игроков. А потом просто некому будет организовать масштабный вооруженный конфликт. Столкновение крупных охранных контор, защищающих бизнес своих хозяев, при всем желании нельзя назвать гражданской войной. Да еще сопутствующий рост влияния криминалитета, который всегда заполняет вакуум, образовывающийся при ослаблении влияния государственных институтов.

Досрочные парламентские выборы, которые считаются панацеей чуть ли не от всех нынешних бед, на самом деле являются прологом к дальнейшей деградации основных государственных ценностей – суверенитета, территориальной целостности, авторитета основных институтов власти. На данном тезисе стоит остановиться более подробно. Почему досрочные выборы не изменят существующую ситуацию?

Во-первых, задача избирательной кампании не улаживать «терки» между представителями политического истеблишмента, а учитывать интересы избирателей в рамках существующей конституционной модели правления. Последнее особенно важно, поскольку, согласитесь, было бы глупо возлагать надежды на новый состав парламента, если ему уготована роль «местечкового совета», одобряющего инициативы президента. В формально действующей Конституции Верховная Рада обладает полномочиями, сопоставимыми с ресурсами главы государственной власти. Да что скрывать – законодательный орган власти благодаря появлению такого феномена, как правящая коалиция, доминирует в системе центральных государственных органов.

Однако нынешние досрочные парламентские выборы должны не «перезагрузить» Верховную Раду, а изменить форму правления, сделав акцент на усиление президентской составляющей власти. Ведь что стало первопричиной конфликта? Законное усиление роли парламента в соответствии с новой Конституцией. Не верите? А почитайте формулировки первого указа президента от 2 апреля. «Угроза формирования конституционного большинства», «нарушение баланса власти». Следовательно, в рамках существующей модели организации высшей власти перевыборы ничего не изменят. Недаром же Секретариат президента планирует совместить кампанию с проведением референдума по проекту новой Конституции. Поэтому рассчитывать на то, что все уляжется и рассосется после 30 сентября, – по меньшей мере, наивно. Досрочные выборы являются всего лишь элементом стратегии дискредитации сегодняшних конкурентов Виктора Ющенко. И поэтому ну никак не получится стабилизировать кризис с их помощью. Они (выборы) – всего лишь прелюдия будущей войны.

Во-вторых, невооруженным взглядом видно различие между декларируемыми и реальными целями досрочной кампании. Надо быть очень ограниченным человеком, чтобы поверить в тезис о том, что чем чаще проводить выборы – тем крепче демократия. Любая кампания, в том числе и в так называемых европейских странах, сопровождается массовыми выбросами негативной информации. Что делать, мы живем в медиа-эру: газеты поднимают свои тиражи, а телеканалы – рейтинги на скармливании аудитории информации о «подлинном лице» того или иного кандидата. Опыт проведения президентских и парламентских кампаний у нас свидетельствует о том, что главный упор делается на самые примитивные и жесткие избирательные технологии. И это вполне объяснимо, поскольку мы еще не доросли до изощренных и по-своему красивых методик оболванивания избирателей. А что делать, если почти 80% населения страны живет за чертой бедности, и игры разума высокооплачиваемых пиарщиков их мало волнуют. Примитивность общества обуславливает и примитивные методы ведения избирательной борьбы.

И возвращаясь к вопросу о реальных целях досрочных выборов. Их же никто не скрывает:

1) создать объединенное пропрезидентское большинство в будущей Верховной Раде на базе «мегаблока» Виктора Ющенко и БЮТ;

2) сделать премьером ставленника президента. И далеко не факт, что кандидатура Тимошенко всерьез рассматривается окружением главы квазигосударства;

3) загнать представительство восточных регионов страны в прокрустово ложе оппозиции;

4) сформировать новый состав Кабмина с доминированием представителей президентского блока;

5) вернуть полномочия Леонида Кучмы Виктору Ющенко;

6) удалить с политической сцены СПУ, поскольку эта партия страшно обидела Виктора Андреевича;

7) вступить в режиме он-лайн в НАТО;

8) создать предпосылки для демонтажа экономической инфраструктуры под стандарты Евросоюза, которому не нужны новые постиндустриальные страны в качестве членов ЕС. Зачем плодить конкуренцию?

9) провести мероприятия по расчистке крупного бизнеса под потребности группы победивших «оранжевых олигархов»;

10) ускоренными темпами провести тотальную украинизацию с сопутствующей данному процессу люстрацией.

В-третьих, выборы в условиях распада основных институтов государства являются формой ведения относительно «мирной» войны основных политических игроков. Это промежуточный этап выяснения отношений. И каждую из сторон устраивает только один результат: игра на условиях, выгодных или Ющенко, или Януковичу. Бессмысленно говорить об истинно «народном выборе», если под этим понятием президент понимает одно, премьер – другое, а народ – третье. В условиях отсутствия общепризнанного механизма легализации результатов кампании и, самое главное, методики удержания взятого электорального «веса» будущее осеннее мероприятие не имеет ничего общего с фиксацией воли народа. Половина Центризбиркома признает итоги досрочных выборов, а другая половина – нет. Судебная система заполитизирована и деморализована Секретариатом президента. Конституционного суда нет. Поэтому победитель предопределен. Им станет тот, кто превзойдет уровнем своего цинизма Виктора Ющенко. Если цели, поставленные Секретариатом президента, не будут достигнуты, то новый парламент не приступит к работе. В этом-то и заключается цинизм ситуации.

Ну а если, допустим, пропрезидентские силы получат большинство, то проигравшие, то есть Партия регионов и их союзники, никогда не смогут воспользоваться нынешним прецедентом «самороспуска» Верховной Рады, поскольку вдруг окажется, что это незаконно и антиконституционно.

Парламент сегодня обречен в любом случае. Когда начнется кампания, на действующий состав ВР никто не будет обращать особого внимания. А после выборов единственным квазилегитимным представителем высшей власти окажется президент. Он может признать новый состав парламента. Может не признать. Последнее ему, кстати, гораздо выгоднее. Зачем стеснять свое историческое предназначение ненужными ограничителями – Верховная Рада, Конституция, демократические нормы? Не проще ли сформировать по своему усмотрению «временный состав» правительства на базе СНБО и объявить подготовку к принятию нового, очень правильного Основного закона?

Знаете, труднее всего прогнозировать эволюцию политикума при монаршей форме правления. В том, что несгибаемый премьер согласится с уготованным ему местом, сомнений почти нет. Да и абсолютное большинство представителей нынешней так называемой политической элиты демонстрируют удивительные способности к мимикрии. Они приучены к этому Леонидом Даниловичем.

Но есть одна особенность текущего момента – фактическая ликвидация парламентской формы правления усиливает привлекательность должности президента. А она (должность) на троих или даже двоих не делится. Любой мегаблок, идущий под знаменами Ющенко, наберет меньше голосов, чем политическая пирамида, выстроенная Юлией Владимировной. И ее стратегический интерес на ближайшие два года – организация досрочных президентских выборов. Ну а если она получит премьерское кресло, то ослабление полномочий Ющенко и его окружения становится первейшей задачей команды Тимошенко. Следовательно, Юлия Владимировна в настоящий момент не заинтересована в изменении формы правления.

Еще одно обстоятельство заставляет говорить об иллюзорности решения проблемы перераспределения власти с помощью досрочных выборов. В результате «народного волеизъявления» состав политического истеблишмента практически останется прежним. Шансов у новых сил закрепиться в новом составе ВР почти нет. Да и, честно говоря, просто нет этих новых сил. Поэтому в рамках используемого алгоритма проблема существования биполярной Украины не решается. Зато практически неминуем экономический кризис. Сегодня «оранжевые» выезжают за счет того, что «регионалы» с надрывом пытаются компенсировать политические шалости. Фактически кризис проходит в относительно стабильных экономических условиях. Через полгода кризисный финансовый маховик раскрутится. Вот тогда и возникнут предпосылки для фактического распада государства.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам