Говорун Наливайченко и геополитика

Отношения Украины с Россией переживают не лучшие времена. Россия переходит к новой модели определения цены на газ – унифицированная стоимость для всех. Это означает, что страны, которые раньше платили дороже, получат голубое топливо дешевле, те, для кого цены были меньше, будут вынуждены переплатить. Причины происходящего лежат в геополитической плоскости. Но есть и один субъективный момент – глава украинской спецслужбы Валентин Наливайченко. С тех пор, как он рассказал об убийцах Курочкина, его рот не закрывался. На этот раз площадкой для смягченной антироссийской аналитической риторики шеф СБУ выбрал Financial Times.

Статья Стивена Уэгстила и Романа Олеарчика, озаглавленная «Глава Службы безопасности Украины заявляет об «угрозе» российского вмешательства», появилась в самый неподходящий для этого момент. С одной стороны Виктор Ющенко заявил, что намерен предложить Владимиру Путину отказаться от резкого повышения цены на газ для Украины и 10 июня в Санкт-Петербурге безуспешно попытался реализовать данный план. С другой стороны, исполняющий обязанности руководителя главной службы социально-экономической политики Секретариата Павел Гайдуцкий, вероятно, с санкции Виктора Балоги, в ответ на слова Путина, что Украина дотировалась на $3-5 млрд. по газу, поднял вопрос стоимости аренды военной базы Черноморского Флота РФ на нашей территории. По всей видимости, он засветил украинскую карту в переговорах с Россией, которые мы будем вынуждены вести по газу.

Впрочем, ни Черноморский Флот, ни другие возможные «предъявы» не поколеблют решение Кремля перейти на новую систему тарифов. Дело в том, что это не самодурство Путина или Миллера, а результат лоббирования со стороны европейских держав. Уже давно в мире существуют два мнения относительно того, как должна формироваться цена на газ. Одни выступают за сохранение нынешней системы, при которой в конечную цену газа закладываются расходы на транзит, и те страны, что расположены дальше, платят больше, а те, что ближе – меньше. Другие требуют ее пересмотра.

Следует отметить, что существующая система позволила Украине и странам Восточной Европы все годы покупать газ дешевле, чем странам Западной Европы. Но сейчас, когда цены на энергоносители подорожали до невероятной точки, расположенные дальше всего потребители оказались в очень сложном положении. По некоторым данным, стоимость газа, скажем, для Португалии может составить почти $500 за тыс. куб. м. При такой цене Португалия как страна становится экономически неконкурентоспособной во всех без исключения отраслях.

Поэтому влиятельные страны Западной Европы просят Россию перейти на унифицированную цену на газ, вне зависимости от затрат на транзит. В таком случае страны Восточной Европы фактически будут дотировать Запад. Но России такой вариант нравится. Во-первых, Москва сможет посеять разброд и шатание в Евросоюзе, и это позволит ей более успешно вести дипломатические маневры. Во-вторых, с радостью откликнувшиеся на призыв американцев разместить у них ПРО восточно-европейские страны будут наказаны рублем. В-третьих, Россия не может выставлять заоблачные цены на газ для западноевропейских потребителей, потому что рано или поздно они найдут альтернативный выход, и она потеряет рынок. А наличие унифицированной цены заставит правительства этих стран на время расслабиться, считая вопрос решенным, и Россия продолжит наполнять свой бюджет газовыми доходами.

Украина в этой конфигурации оказывается в роли неудачника, которого придется «кинуть» ради блага всех остальных. Причем, поскольку в проекте заинтересованы влиятельные члены Евросоюза, ждать от них поддержки нам нет смысла. Единственный путь – договариваться с Россией о скидках в обмен на газотранспортную систему, или продолжать «кушать» среднеазиатский газ, поддерживая с Москвой хорошие отношения, чтобы она не перекрыла нам транзит из Азии.

В любом случае выходит, что в нынешней ситуации нужно торговаться, имитируя большое дружелюбие. И лучше других это должен понимать глава спецслужбы, у которой есть целый штат высокооплачиваемых аналитиков, надрессированных на сбор и анализ данных о геополитической ситуации с целью выявления рисков для Украины. Но, похоже, что аналитики либо дремлют в жару, либо Наливайченко их не слушает.

Вообще, его умение невпопад «подавать голос» начинает становиться проблемой для всех. Когда президенту нужно было заручиться поддержкой Конституционного суда, он выступил с разоблачением Сюзанны Станик, обвинив ее (без суда, следствия и прочих «формальностей) в получении «взятки» в $12 млн. Потом, как сказал в интервью «Киевскому телеграфу» заместитель министра внутренних дел Украины – начальник ГУБОП Игорь Белозуб, чуть не сорвал своими заявлениями об аресте киллеров Курочкина раскрытие этого преступления. По словам Белозуба, «на момент обнародования «сенсации» у нас в руках были все контакты возможных преступников, все их выходы на Москву. Более того, мы к тому времени уже подключили россиян, и они работали по людям, которых нам удалось вычислить в России. Но после интервью Наливайченко все отслеживаемые телефоны «остановились», подозреваемые, к которым мы практически вплотную приблизились, исчезли, мы потеряли все нити и вынуждены были в расследовании возвращаться на несколько шагов назад…».

Теперь вот Валентин Александрович не смог отказать себе в удовольствии поразмышлять о том, что главными дестабилизирующими факторами в Украине являются вмешательство России в украинскую политику и непрозрачность энергетических поставок.

Старательно избегая острых углов, он сказал Financial Times, что некоторые политические организации финансируются из-за границы (в качестве примера назвал «Прорыв» – русскую националистическую группировку, чей офис в Севастополе был закрыт по решению суда), и пообещал этим летом более четкую информацию о сделках по природному газу, главную роль в которых играет «РосУкрЭнерго».

«Украина и Россия должны сделать эту ситуацию более прозрачной. Огласить, каковы реальные цены и каковы реальные финансовые источники, какие денежные потоки, велик ли риск «грязных денег» и отмывания денег. Ключ в том, чтобы знать истинную ситуацию, истинных действующих лиц, истинные условия сделки», – сказал он.

В принципе, сказать, что Наливайченко сильно «наехал» на Россию, нельзя, поскольку он заявил, будто в Украине не будут размещены войска НАТО. И намекнул на недостаточно тесное сотрудничество с российскими спецслужбами.

Из того, что руководитель секретного ведомства сказал, замолчал и мог бы сказать, напрашиваются по меньше мере два вывода. Первый – Наливайченко решил попиариться. Второй – пиар адресован не Путину, а Ющенко.

Дело в том, что уже не первую неделю в околопрезидентских кругах обсуждается вопрос: брать или не брать Валентина Александровича в список «Нашей Украины», и если брать, то зачем. Очевидно, что он не сохранит влияния на СБУ после ухода с должности и.о. председателя, а его нынешние заслуги не столь велики, дабы оплачивать их местом в списке. Тянуть Наливайченко в политику с тем, чтобы принести ему на блюдечке с голубой каемочкой должность министра иностранных дел, никто не будет: за этот пост идет слишком серьезная борьба, в которую наш герой не вписывается.

Получается, что единственное амплуа, которое может быть уготовано нынешнему главе СБУ, это замена внешнеполитического спикера фракции, которым сейчас «по умолчанию» считается Борис Тарасюк, на нового говоруна – Валентина Наливайченко. Ради такой перспективы последнему стоит постараться, потому что второй обсуждаемый вариант – должность посла в Швейцарии – выглядит довольно призрачно. Швейцария очень скрупулезно подходит к выбору послов и может не дать агреман бывшему руководителю секретного ведомства. Так что вариантов на трудоустройство у Валентина Александровича немного. Не возвращаться же ему на филфак учить студентов изящной словесности в самом деле?..

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам