Дешевое – детям?

Каждый год 1 июня отмечается Международный день защиты детей. В том числе и в Украине. Формат праздника подразумевает традиционные речи чиновников и показные мероприятия для маленьких граждан. А стоило бы поговорить и о проблемах. Тем более, о проблемах детей, которые нуждаются в повседневной заботе, помощи и защите. Речь идет о больных детях. О детях, заботу о здоровье которых взяло на себя государство.

О детях, которые вместо этой заботы нередко получают от системы здравоохранения только усиление своих страданий. Напомним, что 27 сентября 1991 года Украина ратифицировала Конвенцию ООН по правам ребенка. Конвенция, в частности, содержит положение, согласно которому государство признает права ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

На практике же чиновники без зазрения совести нарушают Конвенцию. Нередко вместо наиболее совершенных препаратов они обеспечивают детей наиболее дешевыми лекарствами. И это притом, что, по оценкам специалистов, средств, выделяемых на госзакупки по ряду специализированных программ («Дети Украины», «Детская онкология» и др.), достаточно, чтобы закупать исключительно оригинальные препараты с подтвержденным качеством.

Но слоган «Навіщо платити більше?», видимо, пришелся по сердцу не только потребителям моющих средств. Общественность и пресса уже не раз акцентировали внимание на проблеме неадекватных закупок медпрепаратов тендерным комитетом Минздрава. Именно он должен дать маленьким гражданам шанс вернуться к нормальной жизни.

Вместо этого сформировалась порочная практика, когда под видом «защиты отечественного производителя» государство закупает вместо качественных препаратов сомнительные суррогаты, предлагаемые якобы украинскими производителями. А дети вместо лечения получают его имитацию. К тому же, в ряде случаев, губительную имитацию.

В общих чертах схема выглядит следующим образом: на тендер вместе с проверенным импортным лекарством выставляется «отечественный аналог», который позиционируется в качестве абсолютного генерика оригинального лекарства. Как правило, главное преимущество таких псевдогенериков – дешевизна. Тендерный комитет, учитывая лишь физико-химические свойства препарата и соответствие действующих веществ, главным критерием выбора делает цену лекарства (это то же самое, что сравнивать два автомобиля, например, «Волгу» и «Мерседес» по количеству затраченных на их производство материалов).

Вследствие этого медучреждения получают лекарства с непроверенной клинической эффективностью, к тому же сомнительные с точки зрения безопасности. Очень часто комиссии экспертов высказываются против подобных закупок. Но комиссия имеет ограниченные права и не всегда может влиять на решение тендерного комитета.

Случаев закупки сомнительных лекарств более чем достаточно. Например, компанией «Биофарма» для детских онкологических заведений был поставлен препарат «Филграстим». По физико-химическим свойствам этот генерик является аналогом признанного медиками всего мира препарата «Нейпоген». Но исследования, проведенные в немецкой лаборатории FCC GmbH Analytical Clinical Concepts, показали, что говорить о полном соответствии не приходится. Согласно выводам немецких специалистов, содержание белка в «Филграстиме» ниже, чем содержание белка в «Нейпогене». Зато количество сопутствующих веществ почти в три раза выше, чем в импортном аналоге. Общий вывод: «Результаты исследования свидетельствуют о том, что фармацевтическое качество «Филграстима» компании «Биофарма» не отвечает спецификации качества «Нейпогена».

Как скажутся неизученные свойства отечественного препарата на детском здоровье? Лучше было бы не экспериментировать…

Другой пример не менее показателен. В 2007 году для детей, страдающих гипофизарным нанизмом (болезнь, при которой организм не вырабатывает гормоны роста), был закуплен препарат «Растан». Формально он является отечественным аналогом препарата «Генотропин», производящегося лидером мировой фармакологии, компанией Pfizer. В предыдущие годы Минздрав закупал именно это лекарство.

В этом же году выбор был сделан в пользу «отечественного» препарата. По физико-химическим свойствам лекарства идентичны – оба содержат искусственный гормон роста соматропин. Но исследование стокгольмской лаборатории Uppsala свидетельствует: «Проба «Растана» не отвечает границам спецификации для монографии Соматропин… Степень чистоты/качества препарата «Растан» значительно ниже, чем у препарата «Генотропин» (Pfizer)».

Вывод западных специалистов подтвердили и украинские ученые. Исследование, проведенное Институтом молекулярной биологии и генетики НАН Украины, показало: препарат содержит примеси, которых в нем быть не должно. А в международной классификационной системе отсутствует даже код, к которому можно было бы отнести препарат гормона роста человека с характеристиками, которые имеет «Растан».

Смена препарата вызвала протест родителей детей, страдающих гипофизарным нанизмом. Президиум созданной ими Всеукраинской общественной организации «Дети Украины: сантиметры надежды» выступил с соответствующим заявлением.

Родители подвергают сомнению украинское происхождение препарата. Ведь по данным специалистов в Украине отсутствуют технологии для изготовления соматропина. Субстанция для производства лекарства импортируется из России. Причем, что интересно, сами россияне ее не используют как раз по причине сомнений в качестве и безопасности.

Кроме того, оказалось, что компания-поставщик раньше регистрировала свои препараты без надлежащих клинических исследований и с нарушением процедуры регистрации.

Специалисты утверждают, что «Растан» – некачественный гормон роста. Он вызывает образование в организме ребенка антител, которые делают бессмысленным прием любого другого препарата. В итоге – ребенок на всю жизнь остается инвалидом.

Тревога родителей понятна: в истории медицины около 20 лет назад уже был случай, когда с помощью генной инженерии был синтезирован препарат гормона роста. На первых порах он давал положительный эффект. Но в итоге приводил к выработке антител. Естественно, препарат был снят с производства. Производители «Растана», похоже, на чужих ошибках решили не учиться.

Не сделали выводов и чиновники. Никто даже не попытался приостановить регистрацию и реализацию препарата. Дети вместо качественного лекарства получают сомнительный суррогат.

Практика подмены оригинальных препаратов якобы украинскими генериками объясняется заботой об отечественном производителе. Вот только не совсем логичным видится выбор между здоровьем детей и благополучием производителей сомнительных лекарств в пользу последних. По словам заведующей Центром детской онкогематологии и трансплантации костного мозга УДСБ «Охмадет», кандидата медицинских наук, заслуженного врача Украины Светланы Донской, «использование любых препаратов, не имеющих документальных подтверждений своего соответствия всем необходимым требованиям качества, – аморально, юридически неправомочно и недопустимо с точки зрения ответственности врача».

Чиновники же почему-то не прислушиваются к врачам. Видимо, считают, что лучше них знают, как лечить людей. Или за сухими цифрами статистики детской заболеваемости не видят конкретных судеб.

Экономия государственных денег, конечно, дело важное. Но Украина не настолько бедная страна, чтобы экономить на здоровье детей. Когда речь идет о здоровье ребенка, на первый план должно выходить качество, а не стоимость лекарства. Причем, доказанное качество. Иначе забота государства о здоровье детей будет столь же неискренней, сколь неискренни большинство речей в День защиты детей.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам