Дверь, но еще не выход

Несмотря на то, что переговоры в ночь на Троицу длились почти девять часов, троица руководителей государства вышла к прессе радостной и возбужденной. Улыбались и жали друг другу руки, заявили о том, что общий язык найден и 30 сентября пройдут досрочные выборы в Верховную Раду. Как говорится в преамбуле официального текста заявления, с целью «недопущения эскалации политического кризиса и немедленного его разрешения исключительно мирным путем на основании диалога ведущих политических сил, а также для обеспечения национальных интересов и единства страны». Всем в стране как-то сразу стало легче: Партия регионов свернула палатки на Майдане, возвратились в родные казармы солдаты ВВ МВД. Даже погода порадовала ночными дождями и утренней прохладой. Но ровно через 48 часов все началось сначала. И всем в стране стало еще легче, поскольку до конца в соблюдение договоренностей не верилось: слишком легко стало нарушить данное слово и преступить закон. Кризис продолжается, и пока главным результатом «встречи троих» стал рекорд по длительности переговоров. Но надежда, что выход все же будет найден, есть.

В последние дни мая процесс выхода из кризиса сплелся в тугой клубок: очевидно, что Верховная Рада в «отведенное» Президентом время провалила принятие пакета законопроектов, обеспечивающих проведение досрочных выборов в том виде, как желает оппозиция. Не ограничиваясь «заявлением троих», парламент занялся предписанной ему Конституцией процедурой назначения Генпрокурора, чем вызвал глухую злобу «оранжевых» фракций. Вместе с тем в первом чтении приняты изменения в Госбюджет и деньги на выборы выделены в сумме 365 млн. гривен. И хотя понятно, что выборы скорее состоятся, чем нет, вопросы, по каким правилам выборы пройдут и действительно ли станут выходом из кризиса, остаются без ответа. Точнее, во втором случае ответ скорее «нет», чем «да».

И дело тут даже не в императивном мандате и прочих нюансах, которые хотят получить БЮТ и «Наша Украина», не воспринимая при этом 50-процентный барьер явки избирателей, желаемый коммунистами и социалистами. Все это — второстепенное и таким быть и должно. Проблема в том, что всего за несколько месяцев в стране исчезло понятие власти, единый механизм государственного управления оказался поделенным на неравные части. Причем в общем месиве слов, поступков и оценок носителей власти стало сложно отличать от тех, кто на нее только претендует.

Так, глава одной политической силы вдруг оказывается в числе переговорщиков, представляющих государственные институты, а лидер другой дает распоряжения, как именно должен работать парламент, и определяет, до которого часа Рада легитимна. В результате вполне адекватные попытки коалиции провести границу между властью и не властью в рамках решения общей проблемы кризиса представляются оппонирующей стороной как его усугубление. А по сути установление главенства закона при восстановлении единого механизма управления и есть настоящий выход.

В принципе, именно в этом ключе следовало бы рассматривать договоренность Президента, премьера и спикера, озвученную воскресным утром 27 мая. Каждая из сторон, участвовавших в многочасовых переговорах, условно говоря, является собственником определенной доли власти в государстве. Отобрать ее друг у друга или хотя бы расширить за счет оппонента не получилось, хотя был предпринят ряд энергичных действий. И в какой-то момент стороны осознали, что если бы такие действия продолжились дальше, это привело бы к обрушиванию всей системы власти, к уничтожению собственности. А сотрудничество, пусть даже в существующем виде, должно было стать ее сохранением, сохранением системы.

«Существующий вид» — это семь пунктов соглашения, которыми Верховной Раде в течение 29 и 30 мая было предписано принять проекты нормативно-правовых актов, «согласованные рабочей группой уполномоченных представителей Президента, Кабинета министров, парламентских коалиции и оппозиции» и другие, также ранее согласованные законопроекты, касающиеся «социалки» и вопросов экономики. Но из-за этой своеобразной формулировки ситуация получилась любопытной: упомянутые вопросы по императивному мандату и прочим спорным вещам ранее согласованы не были, поэтому и проголосовать за них Рада не могла. Юлия Тимошенко немедленно обвинила коалицию в срыве договоренностей.

Четверг близился к вечеру, когда из Хорватии подал голос Президент, заявивший, что если парламент «не реализует политические договоренности, то досрочные выборы состоятся через 60 дней». Таким образом, возникла уже четвертая дата выборов, и она тем интереснее, что заявлений о снятии депутатских полномочий от оппозиционных фракций (что должно было послужить законным основанием для роспуска парламента) никто так и не увидел. Попросту говоря, как в народной притче, вор громче всех кричит «обокрали»: как-то незаметно речь пошла об ультиматуме, а не о договоренностях. И это как раз яркий пример смешения власть имущих и на власть претендующих, ведущая к окончательному разрушению системы государственного управления.

Интересно, что подобного рода действия тут же были провозглашены волей народа. Глава Секретариата Президента Виктор Балога заявил о том, что это общество признало переизбрание парламента единственным способом «лечения политического паралича», а Президент лишь выполняет эту волю и «непоколебим в своем желании вывести страну из кризисного пике», и это «объединит Украину». Следовательно, коалиция, как подчеркнул Балога, должна продемонстрировать «реальную, а не мнимую готовность к ответственному компромиссу». И подчеркнул, что неприемлемы любые сценарии искусственного «заяложування» тех договоренностей, «которые были положительно встречены по всей стране».

Цензурно перевести название загадочной манипуляции, которую обозначил Балога, никто так и не смог, но общий смысл понятен: коалиции следует встать по стойке «смирно» и делать, что велят. Президент пошел на встречу со спикером и премьером, пожал им руки, а затем умыл свои, отдав дальнейшее течение процесса на волю временно вернувшихся в сессионный зал оппозиционных фракций. А они с коалицией ни о чем не договаривались и продолжают стоять на своем. В этом контексте смысл достигнутых договоренностей утрачен.

Но удивительнее другое. Обычно руководитель не просто объединяет людей вокруг себя. Он объединяет силу, соединяющую их вместе, рассеянную общественную энергию, направляя ею в некое русло. Известно, что великие вожди обычно возникают в эпохи великого хаоса, когда эта сила переходит в свободное состояние и ею можно завладеть. Ющенко оказался не в состоянии удержать в своем распоряжении силу, полученную во времена большого хаоса, он не может управлять силой даже двух оппозиционных фракций, но при этом хочет получить в распоряжение силу, объединяющую коалицию, чтобы просто довлеть над ней. Это парадоксально!

Не менее парадоксален на фоне заявлений о том, что Президент и его сторонники спасают страну, тот факт, что прошло уже полгода, а Украина так и не услышала ежегодного послания Президента Верховной Раде и вообще не имеет никакого курса. Более того, не имеет она и утвержденной программы правительства. Тот же Балога поясняет это все с той же наивной простотой: указать курс для страны сейчас нельзя, поскольку это сыграет в пользу признания распущенной Рады легитимной. Так что Президент выступит, но только тогда, когда «после внеочередных выборов в зале под куполом соберется новый депутатский корпус», когда парламент будет более чистым и честным. То есть вторичное опять доминирует над первичным.

При этом Балога обратил внимание, что в этот раз Президент озвучит послание в новых общественно-политических условиях. «В государственную практику будут введены внеочередные выборы парламента, которые до недавнего времени считались только теоретически возможными. Верховная Рада, как и политикум вообще, будут качественно обновлены. Поэтому глава государства надеется, что положения его послания будут восприниматься и воплощаться с позиций высшей ответственности за страну», — подчеркнул он. Следуя данной логике, слово Президента теперь стало выше закона и вообще выше всего. Но при этом, как мы все понимаем, выборы ничего не изменят, и толкать речь Президент будет примерно перед таким же составом парламента, будет говорить то, что нужно было сказать год назад.

Между тем, чтобы государство действительно стало качественно иным, переизбрать нужно не только парламент, но и Президента (также создав прецедент), и местные органы власти. «Обнулить» придется не только пару списков кандидатов в народные депутаты, но и все правила игры, поскольку игроки остаются те же, а задачи неизменны. Меняться должны способы их достижения, чтобы через год не повторилось то же самое. Вот о чем нужно договориться в ночь перед каким-нибудь другим праздником. И, конечно, отделить административный аппарат от политики (на что, впрочем, никто не пойдет).

В общем, на ощупь, но дверь к истинному компромиссу конфликтующие стороны все же отыскали. Теперь они толкаются у длинного коридора, ведущего к выходу. Соблазн снова повторить драчку «своих» с «чужими» и «спасти страну» путем печатания листовок очень велик. Но шанс превратить «пакеты акций» власти в эффективно работающее предприятие-страну все же есть. Главное, чтобы при движении по длинному коридору партии и политики перестали путать «свою шерсть с государственной» и начали отличать главное от второстепенного.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам