Сила без ума

Последние события в Верховной Раде, вокруг Генпрокуратуры и министра внутренних дел Украины свидетельствуют: договоренности между Президентом, премьер-министром и спикером парламента от 27 мая сего года действительно отодвинули силовой вариант разрешения кризиса. Но не сняли его окончательно с повестки дня. А значит, продолжается и конкретная жесткая борьба за контроль над силовыми структурами. В первую очередь — над ГПУ и МВД. Суть интриги: кто возглавит эти структуры?
Актуальность этого вопроса определяется тем, что именно соблюдение законов Генпрокурором Святославом Пискуном и главой МВД Василием Цушко еще неделю назад не дало совершить государственный переворот насильственными методами. И именно поэтому Президент Виктор Ющенко постарался убрать со своего пути Пискуна, увольняя его с должности и меняя на своего ставленника Виктора Шемчука, а также переподчиняя Внутренние войска МВД себе и незаконно выводя их из подчинения Цушко.

Ведь уже в середине прошлой недели инициаторам узурпации власти под видом «укрепления демократии в стране» казалось, что все «на мази». Ющенко предпринял ряд мер, необходимых, как ему казалось, для успеха. Он назначил нового начальника Управления госохраны (УГО) — Валерия Гелетея и бросил его с «бойцами» на выполнение еще одного приказа — об увольнении Пискуна и водружении в его кресло Шемчука. Параллельно Президент переподчинил себе ВВ и начал стягивать их в Киев, заручившись клятвой в верности себе их командующего Александра Кихтенко. Перед этим он облагодетельствовал генерала — ввел его в состав Совета нацбезопасности и обороны (СНБОУ).

Но оказалось, если перефразировать известное изречение, что не в той стране назвали путчистов «гондурасами», эх, не в той. Гелетей поехал выполнять приказ шефа, захватил здание ГПУ и кабинет Пискуна. А Пискун, увидев незнакомых людей без знаков отличия в здании Генпрокуратуры, которые заперли его подчиненных по кабинетам и не пускали их даже, извиняюсь, в туалет, вызвал милицию. Приехал «Беркут» во главе с самим Цушко, и оказалось, что достаточно одного решительного и смелого человека, чтобы никто в стране ничего не «переворачивал». Сначала «беркутовцы» разблокировали здание ГПУ и вытеснили оттуда «орлов Гелетея» и его самого, а потом Цушко отдал приказ гаишникам не пускать в Киев людей в форме внутренних войск МВД. Те особо и не сопротивлялись — кому ж хочется, чтобы их потом обвиняли в госперевороте…

Кадры «стояния на Резницкой» (улица, где в Киеве находится Генпрокуратура) обошли весь мир. И мало того что они показали подлинное лицо Ющенко, которого многие западные СМИ назвали «автократом», а не привычно — «демократом», но и опустили ниже городской канализации международный имидж Украины. И, разумеется, европейские институты, которые в 2004 году неслабо приложили руку к навязыванию Украине — под видом победы «демократии» — Президента Ющенко. ЕС в лице своего Верховного представителя по вопросам безопасности Хавьера Соланы, который, обеспечивая «демократию», дневал и ночевал в Киеве в 2004-м, резко осудил переведение конфликта в силовую стадию. И стороны пошли на переговоры. В ночь с 26 на 27 мая сего года появились некие договоренности главной гостройки Украины о мирном завершении противостояния и проведении досрочных парламентских выборов 30 сентября 2007 года.
Миру и украинской общественности явили несколько пунктов ночных договоренностей, которые показались вполне выполнимыми. Но при двух условиях: во-первых, при неукоснительном их соблюдении всеми сторонами, без взаимных упреков и шантажа. Во-вторых, при отсутствии неких тайных договоренностей между тремя политиками. О том, что они могли быть, увы, можно только догадываться да слушать комментарии заинтересованных сторон. Ночные бдения оказались и не транспарентными, и не известными.

Представители правящей коалиции, например, уже сообщили общественности, что одним из таких условий является кадровый статус-кво. То есть Ющенко не пытается воздействовать на руководство силовых ведомств и суды, в том числе и Конституционный, не «давит» на Цушко, не меняет Пискуна, не навязывает Шемчука и т. д. Президентская сторона это, естественно, отрицает: дескать, как же «прозрачный демократ» может так поступать.

Но «президентских» можно понять — перед ними стоят другие задачи. Суть их сводится к тому, что если не удастся через Раду провести нужные Ющенко и оппозиции законы, обеспечивающие им победу в сентябре, то нужно опять задействовать силу. А вот для этого нужно сделать выводы из прошлых неудач и «убрать» кадры «ослушников». Так, на всякий случай, для гарантии. Но добиться этого решили, как показывают сегодняшние события, любой ценой…

В этом направлении, к сожалению, все и развивается дальше. Особенно когда в Раде оппозиция опять прибегла к откровенному шантажу: парламент должен принять законы только в их редакции. Если нет, то тогда Рада — опять «распущена».

Под каток, как и следовало ожидать, попали Цушко и Пискун. Первому не повезло больше — у него случился инфаркт. А потом начали появляться очень интересные подробности этого прискорбного факта. Перед попаданием в больницу глава МВД подвергся массированному «оранжевому» психологическому воздействию. Цушко обвинили даже в том, что он «плохо руководит», ибо «беркутовцы» избили футбольных болельщиков на матче киевского «Динамо» против донецкого «Шахтера». К этому сразу приплели политику: дескать, Киев против Донецка, а значит, Цушко при помощи «пернатых» в камуфляже хотел показать, кто есть кто. Потом со слов депутатов стало известно, что Ющенко якобы лично звонил Цушко и рисовал ему его «перспективы». По одной версии (депутата Степана Бульбы) — «я тебя уничтожу». По другой (депутата Владимира Сивковича) — «сотру в порошок». А затем адвокат Татьяна Монтян рассказала, что министра элементарно отравили быстро выводящимся из крови ядом. Когда министр уже лежал под капельницей, его начал «добивать» Кихтенко — рассказами о том, что он двинул войска на Киев, потому что ему стало известно, что министр сосредоточивает в столице снайперов и некие ударные группы. Здоровья министру это явно не добавило…

Президентская сторона эти слухи комментировать отказывается по очень простой причине: как заявила тамошняя пресс-службистка Лариса Мудрак, «когда будут конкретные факты, тогда можно будет что-то говорить». Министр с инфарктом — это, конечно же, для Банковой не факт…

С Пискуном получилось еще проще. Его просто выживают из ГПУ решением Киевского апелляционного административного суда, который отменил восстановление Шевченковским райсудом Пискуна в должности. Но надо знать Пискуна, для которого процесс «увольнение-восстановление» уже переходит в разряд хобби. Он не только отказывается освобождать кресло, но и утверждает, что даже если он подчинится суду, то президентский ставленник Шемчук все равно не будет главой ГПУ. Потому что: а) его в этой должности не утверждала Рада, как того требует Конституция; б) и. о. Генпрокурора может быть только первый зам Пискуна Александр Медведько, который до этого занимал должность главного прокурора страны и прошел все необходимые парламентские процедуры до того, как уступил место восстановленному на работе судом и президентским же Указом Пискуну.
Остается в силе и такой момент — фактор СНБОУ в решении конфликта. Ющенко вопреки закону об этом органе ввел в его состав всех губернаторов. И если СНБОУ примет решение о введении чрезвычайного положения или президентского правления, то даже видимость «поддержки» такого шага «всей страной» создавать не надо: мол, губернаторы в составе Совета нацбезопасности решение уже поддержали. Для пущей убедительности осталось ввести в СНБОУ глав всех райадминистраций, и можно куражиться дальше…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам