Точка бифуркации

Наверное, сидеть на многочасовых переговорах Ющенко и Януковича с глазу на глаз ужасно нудно. И так понятно, что выборы будут, а бесконечное обсуждение того, когда им быть, – серьезное испытание для мозга. От даты голосования и для одной, и для другой стороны, как им кажется, многое зависит. Чисто механически выборы – проверка рейтингов на практике и желание очиститься от радикальных партнеров и неудачных решений. Но при этом они являются перекрестком, одна дорожка от которого ведет в пропасть, другая – дает шанс для Украины …

Понимание того факта, что общественное мнение не приемлет выборов ради выборов и вообще много чего не приемлет, вынудило сторону оппозиции в составе рабочей комиссии по подготовке досрочного голосования буквально «упереться рогами». Предложение Мороза установить планку в 51% проголосовавших для признания выборов состоявшимися было отвергнуто ими категорически. Как выразился по этому поводу член рабочей группы, народный депутат Онищук, это архаично и «почти все развитые демократии таких электоральных порогов не имеют». Мол, надо дать гражданам право голосовать, а как они им распорядятся – их дело.

Таким образом, у нас (явно не по образцу развитых стран) действует вариант «дикой демократии». То есть люди могут выборов не хотеть, массово голосовать против всех и вообще игнорировать голосование, но выборы все равно будут назначены в произвольном порядке, и если хотя бы один человек проголосует «за» – можно подводить итоги и распределять места в парламенте. Меньшинство у нас уверенно определяет жизнь большинства.

Можно, конечно, преподать это с помощью примера строительства дома, когда все работающие должны беспрекословно выполнять решения руководителя (и именно так оппозиция объясняет поведение президента). Но проблема в том, что нет проекта строительства страны, вокруг которого все должны объединиться в едином порыве. «Демократический опыт» – это неубедительно. Никому же не придет в голову с помощью соседей подорвать собственный дом, чтобы получить опыт как НЕ нужно действовать команде единомышленников. Вот почему Ющенко – не власть минимум для половины страны: во-первых, он не является частью того, чем пытается управлять, во-вторых, управляемые не вписываются в его личные картины мира.

Таким образом, происходящее в стране антиобщественно, поскольку радетели наши неправильно понимают термин «развитая демократия» и «демократический опыт». В качестве центрального объекта здесь следует принимать общество как возможность совместной, скоординированной деятельности людей. Мы можем иметь друг о друге мнение (орать на митинге), даже взаимодействовать (толкаться в переполненном автобусе), но это все не общественные отношения. Вот если кому-то надо из автобуса выйти, то это можно сделать только сообща, то есть на короткое время возникают общественные отношения, граждане дружно убирают попы и втягивают животы.

То есть общество не состоит из людей, как стена из кирпичей. Люди могут покидать его, уезжая или умирая и выходя из автобуса, но оно остается таким же. Это скорее сила, соединяющая людей вместе, цемент, без которого кирпичи – просто груда стройматериала. И когда мы говорим «страны старой демократии» и пытаемся брать с них пример, следует понимать, что речь идет не о системе голосования, проведения досрочных выборов или ротации элит, а об обществе. То есть о давно сложившейся системе общественных отношений, в которой надежно закреплена и постоянно подтверждается готовность людей делать разные нужные дела совместно с другими людьми.

Кстати, очень интересно предположить, какими лозунгами основные неидеологические партии, которые будут формировать новый, демократически опытный парламент (а это, что особенно забавно, БЮТ, «Наша Украина» и Партия регионов), собираются агитировать одуревшего от жары избирателя. В третий раз запускать шарманку про «идеалы Майдана», «остановить бандитов» с одной стороны, «оранжевую чуму» и НАТО с противоположной явно глупо. Тем более что базовые условия для мероприятия президентом предложены самые что ни на есть благородные: пусть, мол, народ рассудит. Умными словами говоря, внеочередные выборы станут для «регионалов» актом окончательной легитимизации, и, услышав слово «бандит» в свой адрес, они будут иметь все основания дать говорящему интеллигентную пощечину.

При этом «Регионы», чья позиция в плане общего понимания справедливости сильнее, могут (и, скорее всего, так и сделают) отстраниться от «левых» и стать «партией европейского типа» – насколько это применимо к ее заскорузлым методам политической работы. Соответственно, более важные, чем сами выборы, процессы формирования большинства и правительства они могут начать, как ни в чем не бывало, с доброй детской улыбкой на лице. А хоть бы и конституционное большинство затеять – теперь известно, как это делается.

Но, возвращаясь к теме лозунгов, следует заметить, что досрочные выборы с необходимостью формировать новый «мед», на который полетят «мухи», – чуть ли не уникальная возможность слепить хотя бы подобие «украинского проекта», отделить привычное советское от иного настоящего и непонятного будущего и развивать тему дальше. В политологии это называется «точка бифуркации», раздвоения, момента, когда от принятого решения зависит, по какой дорожке дальше побегут события: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – жена голову открутит. Сам того не понимая, президент подвел нас к историческому моменту.

«Привычное советское» – это конструкции долженствования, когда государство обязано все делать за его жителей (и не делает). Когда богатые должны помогать бедным, хотя бы на выборах, хотя бы продуктовыми пайками. Когда будущее путают с прошлым, и слово «национализм» означает не комплекс идей по реализации интересов страны, а навязчивое желание снести памятники. Или удивительно настойчивые попытки заставить всех поверить, что все национальные формирования в ваффен-СС давали присягу верно служить фюреру и Третьему Рейху, а для галичан сделали исключение ввиду их большой любви к Украине. Парадокс, но «исконно украинское» возникло и продолжает существовать в рамках советского, не в силах оторваться от него.

И политические партии могут, наконец, проявить себя во всей мощи своего интеллекта. Не только измерять общественное мнение на предмет того, что оно настроено по поводу НАТО, ЕС и за кого проголосуют «если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье», но и формировать это мнение, энергичными мазками рисуя пути следования и получаемую пользу. «Пройти демократический процесс» для того, чтобы у страны появилась «европейская перспектива», мало. Перспектива – она и так есть, а Европа не примет за нас решение, что делать с нашей страной. Вы же не стали бы записывать себе в родственники персонажа, который лезет в ваш холодильник, тырит деньги из тумбочки и требует решить все его проблемы. Банальность, но для многих политиков не очевидная. И для «оранжевых» эта банальность – ответ на вопрос «как трансформировать рейтинг президента в рейтинг партии».

Кстати, спешка с организацией выборов как раз и связана с этой проблемой. Ющенко ведет себя нетипично и долго так держаться не может. Для объяснения мотивов поведения любого человека (и президента в том числе) достаточно трех вариантов. Первый – он ведет себя потому, что ему так хочется. Второй – потому, что он пытается добиться каких-то результатов. Но есть и третий вариант: человек что-то делает именно так потому, что он умеет это делать, а по-другому не может. Большая часть наших поступков совершается именно по этой причине, и искать тут работу мозга бессмысленно.

То есть Ющенко заставили сделать несколько резких движений, издать указы о роспуске Рады и назначить выборы, но он просто не умеет проводить жесткую линию. Лучше всего он умеет говорить – обильно, перескакивая с мысли на мысль, причмокивая и сбиваясь на философию. Что мы сейчас и видим: назначены уже две даты выборов, но ни в одну из них участники не попадают. А Виктор Андреевич ведет многочасовые переговоры с человеком, который оказывает сопротивление попыткам привлечь его к отношениям, в которые он вступать не хочет. Все это в итоге приведет к новому падению популярности «сильного президента». Но это все, опять же, не общественные отношения.

Народ тем временем положением дел в стране недоволен, он желает жить лучше и даже постепенно понимает как именно. Ускорить процесс понимания можно через идею, которую пока никто не предложил – как обрести всяческие блага и свободы, ничего не разрушая, ни с кем не борясь, и никого не свергая. Это одна тропинка, идущая от точки бифуркации: направить процесс кипения возмущенного разума (возмущенного не наличием в стране памятников Ленину, а отсутствием чистой питьевой воды в Приазовье, например) сделанными делами – обрести, пользуясь интернетным языком, «респект и всяческую уважуху».

Это легко доказать на простых примерах «инвестиционно-инновационной модели» Партии регионов, или президентской программы «10 шагов навстречу людям» с ее защитой предпринимателей и «едиными окнами» или программы БЮТ, в которой вообще нет ничего конкретного. Точнее, на простых примерах отсутствия результата. А ведь только грамотно проведенная кампания по обработке общественного мнения в вопросе продажи земли с последующей реформой, разрушающей теневые схемы «дерибана», сделала бы честь любой партии, как бы она ни относилась к «памятникам советской оккупации».

Но пока президент и премьер движутся по второй тропинке, ведущей в никуда. Они говорят о временах года. Июль – время, удобное для президента. Прохладный октябрь – время премьера, в руках которого экономика и бюджет, с его возможностями постоянного повышения социальных выплат (кстати, технология тоже абсолютно бесполезная). Вот и говорят они часами, забыв обо всем и не видя будущего. Для них оно выглядит большим, расплывчатым пятном. Зато, отправившись по второй дорожке, мы можем уверенно сделать вывод о том, что «именно в рамках пула из трех партий будут выстраиваться основы будущих коалиционных комбинаций».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам