Нужна глобалиада по-новому

СМИ, правительства государств, международные научные и политические организации — все решительно предупредили человечество: глобальное потепление — факт, а не гипотеза… Правда, целый ряд климатических аномалий вызывает новые вопросы. Истекший 2006 год отмечен воистину сибирскими (до 33 градусов по Цельсию) морозами в Германии, наводнением в Сахаре и июньскими снегопадами близ Адриатики.
В Африке впервые за 22 тысячи лет растаяла ледовая шапка Килиманджаро. В октябре 2005 года Амазонку можно было перейти вброд. А пустыни Атакама и Долина Смерти, где ранее выпадало всего несколько миллиметров осадков в год, расцвели после дождей…

Несколько лет назад температура в Бангладеш (почти на экваторе!) падала почти до нуля. В 2003 году летняя жара в Западной Европе достигала 48 градусов по Цельсию.

Что же, собственно, происходит? Если кратко, то дело вот в чем: полярные и альпийские ледники тают, море наступает на сушу, среднегодовая температура повышается, площадь пустынь увеличивается, а количество пресной воды, доступной людям, стремительно уменьшается. Но можно ли что-нибудь сделать для предотвращения этих катаклизмов?

Конечно, лучше всего было бы переместить пресную воду полярных ледников в пустынные районы Земли. Технология подобной транспортировки с помощью буксирных судов разработана еще в 60-е годы прошлого века.

Однако стоимость такой воды будет слишком велика, и опреснение морской воды с применением различных методов обойдется гораздо дешевле. Хотя будет все еще слишком дорогим процессом для потребителей развивающихся стран.

Беглый взгляд на карту мира подсказывает другое возможное решение проблемы. Как известно, Северная Африка, Австралия и Аравийский полуостров обладают обширными пустынными прибрежными низменностями, почти незаселенными. Площадь этих земель — миллионы квадратных километров. При нынешней технике можно было бы прорыть от океанов каналы и создать в глубине пустынь мелкие искусственные моря, где быстрое испарение воды существенно увеличило бы выпадающие дождевые осадки и одновременно уменьшило бы уровень мирового океана. К плюсам этого решения относится то, что такие каналы могут иметь любой заданный уклон, что позволит использовать их и для получения гидроэлектроэнергии. Появятся новые прибрежные зоны с более мягким климатом, улучшатся возможности рыболовства. К минусам проекта относится необходимость затопления хотя и неиспользуемых, но достаточно обширных площадей, на которых могут быть найдены месторождения полезных ископаемых. Впрочем, на небольшой глубине при полностью регулируемом уровне искусственных морей их добыча не составит большого труда.

На сегодняшний день существует несколько почти аналогичных, хотя и меньших по масштабам, уже работающих и находящихся в процессе осуществления проектов. Так, в последние годы существования Советского Союза с помощью искусственной дамбы был изолирован от Каспийского моря залив Кара-Богаз-Гол. В данном случае цель была несколько иная — предотвратить падение уровня Каспийского моря, не допуская проникновения каспийской воды в мелководный залив с высоким испарением.

Однако надобность в сооружении вскоре отпала, так как уровень моря неожиданно стал повышаться естественным образом и Каспий начал разрушать побережья прикаспийских государств. В связи с этим возник другой проект — перебросить часть каспийской воды в котловину почти высохшего Аральского моря, создав тем самым новый водный путь к нефтяному сердцу Азии.

В другой части того же континента правительство Израиля проектирует строительство канала от Красного моря к Мертвому, поскольку уровень последнего за пятьдесят лет упал на десятки метров. И этот канал также планируется использовать для получения гидроэлектроэнергии. Однако не все так просто… Особенно если учесть, что Каспийское море омывает берега нескольких независимых государств, которые с немалым трудом поделили его акваторию. Да и маленькое Мертвое море принадлежит как Израилю, так и Иордании. А если еще принять во внимание возможные претензии Палестины…

Чисто же технические расчеты говорят, что при обводнении, например, Каттарской впадины в Египте (это самый подходящий и дешевый объект строительства) дождевые осадки действительно значительно увеличатся. Вот только выпадут эти осадки отнюдь не в Ливии, а за несколько тысяч километров оттуда — на границе Индии и Пакистана.

Но что означают эти трудности? Не свидетельствует ли именно их масштаб о том, что в самое ближайшее время неизбежно придется принимать решения относительно создания планетарного водного баланса и образования совершенно новых международных хозяйственных организаций?

Вот только кто в современном мире реально готов к выполнению задач подобного масштаба? Ведь достижение столь глобальных целей потребует, кроме адекватных глобальных средств, и полного доверия мирового сообщества. Соединенные Штаты готовы? Но ситуация с Ираком показала, что либо США не имеют эффективной разведки, либо самые высокие должностные лица самого могущественного государства планеты лгали и лгут, оправдывая агрессию, вызванную банальной корыстью. К тому же, как оказалось, легче победить в «холодной войне», чем установить нормальный правопорядок всего лишь в двух слаборазвитых, оккупированных, но всерьез сопротивляющихся американской оккупации странах.

Авторитет ООН также подорван по целому ряду причин. Во-первых, она оказалась не в состоянии противодействовать американскому вторжению в Ирак. Во-вторых, ряд финансовых скандалов с участием руководящих деятелей ООН отнюдь не прибавили ей дополнительного уважения. В-третьих, к горькому разочарованию, выяснилось, что личный состав войск всемирной организации (так же как и состав вооруженных сил США) нередко бывает причастен к вульгарным воинским преступлениям — изнасилованиям и мародерству. А американские военные — еще и к издевательствам над пленными. И ведь речь идет, с одной стороны, об отборных представителях самой могущественной и развитой страны мира, а с другой — о своего рода элите человечества!

И все это заставляет прийти к горькому выводу: говорить об истинной глобализации — экономики ли, политики или даже культуры — пока слишком рано. Такой процесс требует появления значительного количества людей, которые могут подняться до понимания качественно новых задач, быть настоящими космополитами, то есть сознательными и добросовестными гражданами всего мира. А столь высокий статус предполагает как большие права, так и еще большие обязанности.

Увы, в реальности (и это тоже показали стихийные бедствия в Новом Орлеане) большинство населения даже самых развитых государств мира не достигло уровня простой цивилизованности (слова «цивилизация», «цивилизованный» происходят от латинского civilis, что означает «гражданский» и одновременно «достойный, воспитанный»).

В то же время США и Запад вообще официально объявили себя «маяком свободы», «ориентиром для человечества», а предлагаемый ими вариант экономического и иного развития — «идеальным путем» для всех стран мира. Однако здесь налицо терминологическая путаница. Слово «ориентир» происходит от латинского orient, что означает «восток». Слово «ориентация» первоначально означало «поиск места восхода солнца». Искать место восхода солнца на Западе — это ли не нонсенс? Наш глобальный (globus — «круглый», «шар») мир устроен так, что пойдешь на запад — придешь на восток, пойдешь на север — придешь на юг. И наоборот. Поэтому любой стране и любому человеку следует идти не влево или вправо по чьей-то указке со стороны, а туда, куда ему (или ей) надо. «Идеальным» путем? Или все-таки реальным? Idea — cлово древнегреческое, означающее «сознание», «дух», «духовность». Если кто-либо говорит об идеальном решении реальных вопросов — это ли не нонсенс? Слова «реальный», «реальность» происходят от латинского res — «вещи». А каждый человек, не родившийся на Западе, отлично знает, что реально попасть в идеальный западный мир можно, лишь имея достаточно много западных денег. Деньги, согласно римскому праву, есть разновидность потребляемых вещей. А получить западные деньги можно, продав те или иные вещи. Вещи эти требуется либо сделать самому, либо украсть. А уж что в реальности бывает чаще — я думаю, знает каждый. Впрочем, для чистоты опыта спросите еще об этом у российских или американских нефтяных миллиардеров.

Вообще Запад как таковой — это, по большому счету, мир вещей, украденных где-то в другом месте. Даже немалая часть территории Запада — украденные земли. Эти земли, коренное население которых было полностью или большей частью истреблено, занимают континенты Северной Америки и Австралии с прилегающими островами. Итого ни много ни мало более 25 млн. кв. км площади, или четверть обитаемой суши. Притом это же самая лучшая четверть.

В свое время германский канцлер Бисмарк сказал, что «справедливость в международном праве означает полную взаимность». Это совершенно бесспорно, однако история человечества богата парадоксами. Например, несомненно, что Соединенные Штаты Америки возникли в результате геноцида миллионов человек коренного населения, истребляемого оружием, в том числе и бактериологическим, либо вытесняемого в пустыни. А также международной работорговли, уничтожившей десятки миллионов африканцев. И вот 7 лет назад США выступили с оружием в руках якобы против геноцида в Косово. Итог этого вмешательства — гибель тысяч людей, в том числе женщин и детей. Югославия лишилась значительной части своей территории, откуда изгнано славянское население.

Сейчас страны Запада выступают против международной торговли наркотиками, что послужило одним из поводов для оккупации Афганистана. А всего 150 лет назад Англия, Франция и США вели так называемые «опиумные войны» с Китаем, требуя от Поднебесной допустить на своей территории свободную торговлю опиумом, который Англия и Франция закупали в Индии и в том же Афганистане.

Предки нынешних американцев, а также французы и англичане появлялись в чужих странах без всякого согласия их тогдашних обитателей. А нынче визовый контроль при въезде в страны Западной Европы, Канады, Австралии и США становится все более жестким.

В последнее время (видимо, чувствуя некую неловкость ситуации) Запад стал предпринимать некие шаги, направленные на компенсацию своих прошлых действий. Так, белые австралийцы публично и торжественно примирились с оставшимися в живых аборигенами. Регулярно проводятся международные конференции, изыскивающие возможности смягчения последствий многовековой работорговли. Разумеется, такие мероприятия никого воскресить не могут, однако способствуют успокоению совести. Впрочем, нынешняя нелегальная иммиграция и торговля живым товаром по сути также являются некоей заменой древней работорговли.

Еще одним из подобных шагов, сделанных в недавнее время, стало принятие на себя правительствами Германии и Японии обязательств по возмещению вреда, причиненного преступной политикой этих государств во время Второй мировой войны. В частности, Германия в течение нескольких лет обязалась выплатить значительные суммы евреям, пострадавшим от геноцида, а также некоторым категориям граждан стран СНГ, чьи претензии ранее ею не признавались. Япония сочла справедливым и целесообразным выплатить компенсации женщинам из оккупированных ею в то время стран Дальнего Востока — Кореи, Китая и других, которые в свое время были лишены свободы и подверглись сексуальным преследованиям японских военнослужащих.

Эти действия, безусловно, свидетельствуют о значительной гуманизации международного права. Но в то же время один из трагических итогов Второй мировой войны все еще не получил надлежащей оценки. Тягчайшее преступление нацистской Германии осталось почти совершенно вне поля зрения международной общественности. Известно, что нападение во Второй мировой войне Германии и ее союзников было для СССР неожиданным. Используя фактор внезапности, немецко-фашистские войска до 1943 года (по данным, указанным в то время германским командованием) захватили в плен около пяти с половиной миллионов советских солдат и офицеров. Ссылаясь на то, что Советский Союз не является участником международных конвенций об обращении с военнопленными, тогдашние власти Германии установили бесчеловечный режим в отношении советских военнопленных, расстреливая их, мучая голодом и подвергая жестоким медицинским экспериментам. Вследствие этого в немецких лагерях погибли более трех миллионов человек. Подавляющее большинство выживших стали инвалидами.

Несмотря на то что СССР не был участником международных конвенций об обращении с военнопленными, смертность среди немецких и других солдат и офицеров, находившихся в советском плену в течение более длительного времени, была на порядок ниже, чем советских военнопленных в Германии. До самого 1956 года смертность немецких военнопленных не превысила 10%, т. е. 562 тысяч человек. Таким образом, Германия находится в неоплатном демографическом долгу перед Россией, Украиной, Беларусью и другими странами СНГ.

…Подытоживая все вышесказанное, следует с сожалением признать, что «человек западный» оказался не совсем на высоте даже текущих задач. Поэтому когда «оракул наших дней» мистер Френсис Фукуяма вещает о «нашем постчеловеческом будущем», он, скорее всего, несколько торопится. Ведь хорошая английская поговорка советует: «Не пророчествуйте, пока точно не узнаете!» Впрочем, по-человечески многим мыслителям (и не только западным) по духу профессии свойственно воспарять к сияющим вершинам. 100 лет назад тогдашний властитель западных дум герр Ницше даже обещал представить миру в XX столетии (прости, Господи!) «сверхчеловека». Претендентов на сие почетное звание оказалось весьма много, но было бы гораздо лучше для всех, в том числе и для самих энтузиастов, чтобы соревнования не состоялись. А в итоге смелых опытов по реализации идей мир недосчитался нескольких сотен миллионов людских жизней. Впрочем, «никто бы ничего не имел против «музыки будущего», если бы ее так назойливо не заставляли слушать в прошлом и настоящем».

…В общем, перефразируя американского писателя Курта Воннегута, следует прийти к выводу, что по каким-то странным причинам современный человек Запада рассчитывает найти к себе симпатии именно в тех местах, где ему на это надеяться бессмысленно. Притом он почему-то ожидает встретить эти симпатии именно в тех формах, в каких нормальные люди свои симпатии не выражают.

Поэтому сегодня нужно понимать, что, во-первых, односторонние антиамериканизм и антиглобализм достаточно плоски. И даже еще более, чем противостоящие им идея и реальность, теория и практика западной цивилизации. Во-вторых, что касается реальных тенденций мирового развития, то любые по-настоящему глобальные новые проекты, выдвигаемые от имени ООН, США, единого Запада, Китая, России или кого бы то ни было, должны:

а) отвечать сложившемуся положению вещей;

б) изначально преследовать цель пусть незначительного, но общего улучшения положения в мире, а не односторонние финансовые или пропагандистские выгоды той или иной страны или транснациональной корпорации.

И последнее (или первое?): может быть, пришла пора изменить международную научную терминологию, последовательно исходя из логического принципа: «всякое понятие должно быть адекватно хотя бы самому себе»?

…Во всяком случае решать проблему повышения уровня мирового океана (как и другие глобальные проблемы) человечеству все равно придется. Возможные возражения против вмешательства в природные процессы выглядят скорее эмоциями, чем аргументами. В конце концов, строительство Панамского и Суэцкого межконтинентальных каналов, тоннеля под проливом Ла-Манш и голландских дамб, морская (а теперь уже и океанская) добыча нефти также являются вмешательством в природные процессы. Но никто не предлагает вновь засыпать Суэцкий канал или затопить половину Голландии. Что же касается главного вопроса рассматриваемого Большого проекта, то есть вопроса финансового, следует сказать вот что: предлагаемые гидросооружения в любом случае будут стоить много меньше военного бюджета США, который достиг $400 млрд. в год и расходуется на оккупацию Ирака, Афганистана и планируемую агрессию против Ирана.

А пропаганда относительно «борьбы с международным терроризмом» заставляет вспомнить эпизод из биографии американского же писателя Марка Твена. Однажды его спросили: «Мистер Твен, что вы думаете о последней доблестной экспедиции нашей армии против индейцев?» «Сколько участвовало в ней войск?» — спросил Твен, бывший ранее военным. — «Тысяча солдат и офицеров, мистер Твен». — «А сколько убито индейцев?» — «Десять мужчин, восемь женщин и двое детей, мистер Твен». — «А сколько затрачено казенных денег на сей героический поход?» — «Всего лишь два миллиона долларов, мистер Твен!». «Вы знаете, — сказал Твен, — даже малой доли этой суммы было бы довольно, чтобы дать и солдатам, и индейцам высшее образование…»

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам