Списать на берег!

Это хорошо, когда на корабле есть капитан. И у капитана должна быть не только фуражка на голове, твердая рука и меткий глаз, но и немного везения. Море не прощает ошибок. Впрочем, и политика тоже.

Моряк в кресле. Траяну Басэску все-таки легче, чем «гению Карпат». Чаушеску просто расстреляли, а могилку его никто не найдет: свидетелей давно устранили. Демократия: президента «импичнули», а теперь за дело возьмется народ.

Если вы родились в Одессе, Бресте (французском!), Саутгемптоне — путь вам один: в море. Румынская Констанца — самый большой порт, кстати, очень похожа на нашу «жемчужину у моря» и на вольный город Марсель. Отец Басэску был военным, сын же пошел по торгово-морской линии. В Констанце есть Морской институт, где Траян Басэску получил образование офицера торгового флота. Работал в «Навроне» — тогдашнем румынском морском монополисте. Капитаном стал удивительно быстро: в 1976-м получил диплом, а уже через пять лет имел капитанскую лицензию. Поначалу на большие суда его не пускали, все-таки было маловато опыта. Но ему хватило всего шести лет морской практики: в 1987-м Басэску назначают капитаном танкера «Бируинчи» — самого большого корабля тогдашнего румынского флота.

Капитан на корабле — царь и Бог, по крайней мере, выполняет функции Нептуна во время пересечения экватора. Басэску оказался не только умелым капитаном, но и неплохим негоциантом, а также администратором. В последний год правления Чаушеску его командируют в Бельгию возглавлять представительство «Наврона». Очевидно, именно эта командировка помогла ему в дальнейшей политической карьере: большинство «декабрьских бунтовщиков» не дожили до сегодняшнего дня. А те, кому удалось пережить смутное время, уже не поднялись до настоящих высот. Траян Басэску был коммунистом — иначе ему не выдали бы капитанскую форму и не отправили за границу. Как только режим Чаушеску рухнул, бывшие коммунисты разбежались. Басэску «попал» во Фронт национального спасения — самую крупную политическую организацию страны конца 80—90-х. В Румынии до сих пор не проведена настоящая люстрация — говорят, это спасло нацию от гражданской войны. Но всех, кто избрал политику, государственную службу либо военную стезю, в обязательном порядке спрашивали: а чем вы занимались до 89-го года? Траян Басэску объяснял свое пребывание в компартии соображениями сугубо практическими: мол, все ходили, и я ходил… под знамена. А в партию записался, поскольку хотел сделать карьеру. Подобное оправдание весьма распространено и не вызывает отрицательной реакции — все мы люди…

Корабли по волнам морей-океанов Басэску уже не водил, а подался в мутные воды политики. В 92-м Фронт национального спасения раскололся на Демократическую партию Пэтрэ Романа и Социал-демократическую Йона Илиеску. Бывший капитан примкнул к «просто демократам». Почему сделал такой выбор? При Илиеску можно было сделать карьеру, но Басэску по природе — немного авантюрист, конечно, в хорошем смысле. И свободу ценит выше, чем карьеру: после Чаушеску такое уже можно себе позволить. Илиеску был хитрым партократом, возглавившим народное движение, а Роман — вспыльчивым, но в основном честным борцом за идею.

Басэску пробыл в парламенте два срока, несколько раз возглавлял министерство транспорта. При этом ему удавалось уживаться и с Пэтрэ Романом, человеком взрывного темперамента, и с технократом Теодором Столояном, и еще с несколькими премьерами. И вот, наконец, настал момент, когда нужно было выбирать: продолжить «плавание в спокойных водах» (быть «каботажным» политиком) или стать самодостаточным, объявить о собственных претензиях на «капитанство». В декабре 1987-го Траян Басэску дает интервью газете «Эвениментул Зилэй», одной из самых влиятельных в Румынии. Журналист Клаудиу Сэфтою (ставший позже директором румынской внешней разведки при Басэску) поведал читателям, что тогдашний премьер Виктор Чорба препятствует реформам. А вот кто реформатор — это Басэску! И началась шумная дискуссия, завершившаяся… впрочем, она и по сей день еще не закончилась.

На мели. Траян Басэску в 2001-м стал главой Демократической партии. Для этого пришлось свалить бывшего патрона Пэтрэ Романа. Но своих партийных сил не хватало — и Басэску идет на рискованный союз с либералами. Пакт, названный «Справедливость и правда» (Alianta DA), завоевал места в парламенте. Хотя этого было и недостаточно, чтобы сформировать правительство, но вполне хватало для создания трамплина… Так скажем — стапеля для строительства президентской яхты.

К тому времени Басэску был мэром Бухареста. Жители столицы еще помнят некоторые экзотические предложения городского головы. Он пытался пропагандировать легальную эвтаназию, что помогло бы, по его мнению, разгрузить клиники. Стерилизация бродячих псов, названная «войной собак», уменьшила количество беспризорных «шариков», которых в Бухаресте в наихудшие времена насчитывалось 200—300 тысяч (подсчитать точнее не представляется возможным!). Были случаи, когда собак забирали коммунальные службы, а на следующий день сердобольные соседи возвращали назад. Однако мэру не удалось покончить с «хвостатым царством»: он просто переместил собак из центра на окраины. Но все закончилось скандалом: бешеный пес укусил японца, и тот умер. А Басэску пошел в президенты…

Три года назад все думали, что президентом станет популярный Теодор Столоян. Однако он неожиданно снял свою кандидатуру. В первом туре Басэску проигрывал сопернику — премьеру Адриану Нэстасе — 7%. Победу с минимальным отрывом менее чем в 2,5% обеспечила… наша революция. Именно так расценивают в Румынии влияние «оранжевых» событий на Майдане. Басэску же называют «оранжевым» президентом. Его риторика в большей степени напоминает Виктора Ющенко образца 2004-го: реформы, еще раз реформы, борьба с коррупцией, снова реформы… Альянс «Справедливость и правда» своим электоральным фоном избрал оранжевый цвет, правда, несколько иного оттенка. У Траяна Басэску не было столь мощного соперника, каким был Виктор Федорович для Виктора Андреевича, а вот соратника он себе выбрал явно неудобного.

Басэску назначил премьер-министром лидера союзных либералов Кэлина Попеску-Тэричану. Почти с самого начала их отношения не заладились. Басэску за эти годы из капитана без фуражки превратился в импульсивного и нетерпимого «теоретика реформ» — с громкой демократической риторикой на устах и без понятия о великой роли закулисья в истории. Он любит выпить в компании и громко, по-капитански, поговорить «за жизнь» грубоватым голосом. Тэричану — типичный серый кардинал: технократ и политик от природы. Басэску поссорился с одним из членов парламентского большинства — и кабинет, как правительство меньшинства, временно завис.

Метод своего правления Траян Басэску определяет сам как presedinte jucator — президент-игрок. Что-то вроде играющего тренера в футболе. Басэску популярен своей открытостью и «чистотой рук» — не столько настоящей, сколько народной молвой о чистоте. именно на этом Басэску и споткнулся о Попеску. Предыдущий румынский лидер старался быть похожим на нашего Кучму — тот, напомню, все «играл меж политических сил». Басэску непосредственно во все вмешивался — конечно, с благими намерениями. Однако не все любят, когда в их дела запускают руки. Невзлюбил это и Кэлин Попеску-Тэричану. Напряженные отношения между двумя главными лицами в державе стали одной из основных тем в румынской прессе. По Конституции глава государства имеет право назначать — хотя, скорее, все же как у нас, предлагать парламенту назначить, — премьер-министра. А вот смещать с должности — такого права у президента уже нет. Одним из поводов для конфликта стала разноориентированность: Басэску мнил себя большим союзником Америки, ему принадлежит идея оси Вашингтон—Лондон—Бухарест. А Тэричану все больше смотрел в сторону старой Европы. Когда же премьер предложил вывести румынских солдат из Ирака — а наличие там контингента Басэску считал своей заслугой, — президент собрал Высший совет обороны. И войска остались.

Конфликт перерос в войну слов и законодательных инициатив. Страшное слово «импичмент» прозвучало в начале года. Главу государства обвинили в попытке подменить собой правительство — у нас это называется «узурпацией полномочий». Президент акцентировал на своей «оранжевой» платформе — премьер же постоянно хвалился либеральной экономической политикой. Президента обвинили в том, что он использовал секретную службу для прослушивания телефонных разговоров политических противников и слежки за ними. Дело подали в Конституционный суд, но он не усмотрел нарушений, точнее, нарушения вроде и были, но недостаточно весомые для отставки. Однако скандал уже выплеснулся на улицу. Кадровая проблема с министром иностранных дел переполнила чашу терпения. Предыдущий шеф МИД подал в отставку после ареста американскими солдатами в Ираке трех румын — их обвинили в шпионаже. Обвинение оказалось ложным, однако министр не доложил об инциденте. Басэску решил убрать министра, но пост главы внешнеполитического ведомства оппонентам не отдавать. Кстати, Румыния с того времени не имеет послов почти в двух десятках стран мира.

Президент и премьер начали пикировку по всем возможным и невозможным поводам — даже в связи с чисто техническим вопросом сроков проведения выборов в Европейский парламент. И тут Басэску сказал: «Нам нужен глоток чистого воздуха» и предложил… догадались, а? Провести перевыборы парламента. Правда, противники оказались многочисленнее и организованнее: главу государства «импичнули» подавляющим большинством. Никто не хотел терять свое место в парламенте… Сейчас слово оставили за народом: если на референдуме румыны выскажутся против отставки президента, «на слом» пойдет законодательная ассамблея. Однако у оппозиции есть еще один козырь: сенат принял проект закона о люстрации. Из документа, правда, убрали пункт, запрещающий капитанам времен Чаушеску занимать высокие посты. Но это так просто переиграть: закон ведь — как дышло…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам