День шакала. Украинский вариант

На завершившейся недавно пресс-конференции президент Украины Виктор Ющенко сообщил, что поручил министру обороны пускать депутатские инспекции на спецобъекты. До этого Анатолий Гриценко запретил народным избранникам посещать спецподразделения. Запрет появился после беседы с группой депутатов, которые 7 апреля побывали на Рыбальском острове в «логове» ГУР и увидели нечто интересное.
Отдельной не менее интересной темой является ротация в СБУ, точнее переход зампреда СБУ Геннадия Москаля в СНБО. Ситуация отдаленно напоминает по духу бестселлер Фредерика Форсайта – «День шакала»…

Самое важное заявление Виктора Ющенко – это его обещание, что никаких силовых вариантов урегулирования ситуации в Украине не будет. Комментируя заявления политиков о введении повышенной боевой готовности в войсках, гарант заверил: «Это исключительно ложь. Никаких изменений режима Вооруженных сил нет и не будет». По словам президента, он каждый день встречается с руководителями силовых структур и владеет полной информацией о том, что происходит.

Не сомневаемся, что уши Виктора Андреевича работают как дизель в Заполярье, получая массу полезной и не очень информации от окружения. Вопрос в том, кто информируют президента – сторонники силового противостояния или мирного разрешения конфликта. На сегодняшний день линия водораздела лежит в плоскости Балога–Гайдук. И глава Секретариата, и секретарь СНБО являются ключевыми фигурами в организации политического конфликта и подготовке указа о роспуске парламента. Но Виктор Балога склоняется к радикальным действиям, если Виктор Янукович не согласится на выборы, а Виталий Гайдук хочет решить все путем переговоров, в которых видит себя ключевым участником.

Как правильно заметил политолог Виктор Небоженко, переворот, не закончившийся до утра первого дня, по украинский традиции превращается в скучный и затянутый процесс переговоров, обмена политическими «офертами» и «поиска» выхода при помощи скучающих международных посредников. Но рано или поздно он должен закончиться. Либо президент отменит указ, либо «регионалы» согласятся на выборы, либо согласие не будет достигнуто, и тогда победителя противостояния будет определять не правда, а сила.

Это тот самый третий вариант, от которого все открещиваются, но одновременно – готовятся и ждут. Звеном в цепи подготовки к противостоянию стал переход зампреда СБУ Геннадия Москаля замом в СНБО под начало Виталия Гайдука. Оценивая эту ротацию, необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, именно Геннадий Москаль опроверг информацию о списках на арест и свою причастность к каким-либо планам по интернированию политиков и депутатов. После разговора с нами, он даже собирался позвонить своим «потенциальным жертвам», чтобы сказать им: «Спокойно, ребята. Все в порядке. Никаких арестов с участием СБУ не будет».

Во-вторых, Москалю, как кадровому милицейскому генералу в недавнем прошлом, любое отклонение от норм уголовного кодекса и законов о правоохранительных органах (в частности, закона о СБУ) кажется форменным безобразием. Поэтому, по неподтвержденной информации, он не сошелся во мнении с той группой из окружения президента, которая все настойчивее втягивала СБУ в оперативное сопровождение политического конфликта. И предлагала использовать частные охранные структуры с сомнительной репутацией в качестве боевой единицы.

Поскольку в подчинении Геннадия Геннадиевича находилось оперативно-следственное управление, его, вероятно, все чаще «доставали» с назойливыми просьбами. Переход в СНБО оказался для генерала самым лучшим выходом из сложной ситуации. С одной стороны, Ющенко сумел сохранить его в своем распоряжении (на пресс-конференции президент сказал, что высоко ценит профессиональные способности Москаля, о чем говорит его карьера человека, который постоянно находится в важных точках), с другой – получил возможность заметить более исполнительным кадром.

Слухи прочат на место Москаля Василия Грицака (не путать с тезкой-депутатом из Партии регионов), который сейчас возглавляет столичное управление УСБУ. Информированные источники утверждают, что в ближайшие дни будет подписан указ о назначении Грицака зампредом СБУ с переподчинением ему «Альфы», которой сейчас формально командует Валентин Наливайченко. Якобы уже прошла встреча будущего зампреда с Балогой, где обсуждались весьма пикантные (с политической точки зрения) вопросы. Что же касается нового замсекретаря СНБО, то, по агентурным данным, он решил использовать перевод с одного места работы на другое для законного отпуска и отбыл ненадолго в родные места.

Впрочем, роль СБУ в политическом конфликте сведена к аналитике и «вуайеризму». Поскольку украинская спецслужба за 15 лет реформ превратилась из филиала грозного КГБ в «дохлую лошадку» с ограниченными функциями, ждать от нее чего-то вроде участия в арестах правительства не приходится.

Источники в СБУ утверждают, что нынешний и.о. главы Валентин Наливайченко старается дипломатично и постоянно доказывать свою лояльность президенту, но реально ситуацию в Службе не контролирует. Активное «копошение», по словам спецслужбистов, пожелавших, ввиду личной скромности, сохранить анонимность, отмечено лишь в двух подразделениях. Это так называемое Управление операций содействия и Управление «Т».

В первом подразделении веселые затейники готовят «несъедобное блюдо» поиска косвенных улик «руки Кремля» в поддержке коалиции. Якобы затейники ждут с нетерпением первой неофициальной встречи Петра Симоненко, Дмитрия Табачника или хотя бы Андрея Клюева с россиянами, дабы представить это как переговоры коалиции с Кремлем по обсуждению плана свержения Ющенко. Слабенький повод для издания указа о прекращении полномочий правительства, но, как говорится, на безрыбье и рак рыба.

Другие поводы якобы ищут в Управлении «Т». После того как большинство сотрудников ОТУ СБУ стало фактически саботировать выполнение приказов с политическим привкусом, основные функции по мониторингу и наружному наблюдению перешли к «Т», имеющему собственные оперативные возможности для проведения данных действий. Поговаривают, что под все действия дается обоснование «противодействия террору», поэтому предусмотренные разрешения под «вуайеристические» действия не нужны.

Впрочем, от СБУ большего никто не ждет. Основным персонажем возможного силового сценария называют начальника ГУР МО Александра Галаку и его «диверсантов». Этих групп насчитали уже три.

Первая группа численностью около 100 бойцов, как мы уже писали, располагается непосредственно в казармах ГУР МО на Рыбальском острове. Это так называемое элитное засекреченное подразделение – специально тренированное, подготовленное и сплоченное многолетней корпоративной дружбой. Около 80 бойцов находятся там же и составляют вторую группу: личный состав полностью офицерский, статуса боевой группы нет, официально считаются “установщиками по противодействию террору”, но реально специализация та же.

Поскольку народная мудрость учит, что лучше один раз увидеть, чем сто – услышать, сошлемся на впечатления народного депутата от «Регионов» Олега Калашникова, который сегодня выступал с трибуны Рады, за что получил «черную метку» от министра обороны. После выступления в парламенте Калашников поделился с нами своими впечатлениями от визита на Рыбальский 7 апреля в составе межфракционной группы комитета по вопросам национальной безопасности.

По его словам, после 40 минут ожидания на КПП к визитерам вышел начальник ГУР Александр Галака и допустил посетителей в святая святых военной разведки под свое «честное слово». Депутаты посетили несколько частей, осмотрели дежурную часть – все соответствовало уставу. А под конец попросили проводить их к месту дислокации элитного подразделения (судя по всему, из числа упомянутых нами выше).

«Первое, что поразило меня как кадрового военного, – говорит Калашников, – это дата выдачи боеприпасов. По всем документам, боеприпасы были выданы 3 апреля, хотя на дворе было уже 7-е. То есть 4 дня они находились «на руках». Командир части, переглянувшись с руководителем ГУР, объяснил это устным распоряжением руководства и необходимостью охранять склады. Дальше мы настояли, чтобы нам показали, где находится оружие, в каком оно состоянии».

Оказалось, что оружие разложено в специальных шкафах, заготовлены боеприпасы, снайперские винтовки отечественного и зарубежного производства, пулеметы Калашникова (не путать с депутатом), автоматы с подствольными гранатами. Осуществлено снаряжение патронов в магазины, хотя по всем правилам хранения оружия в мирное время это не допускается. На каждой полке – так называемая «разгрузка» спецназа, упакованная минимум двумя магазинами патронов, пистолетами и т.п. мощным оснащением. Патроны для пулемета насыпаны в ящиках. Как для мирного времени подготовка беспрецедентная. Понятно, что в такой «экстремальной экипировке» склады не охраняют. Не говоря уже об архивах.

Еще более интересной нам показалась информация, озвученная Олегом Ивановичем (и косвенно опровергнутая Гриценко) о наличии плана захвата кортежа премьера по дороге в Киев. Проведя небольшие собственные изыскания, мы разузнали следующие детали.

Кроме Рыбальского, группа около 150 бойцов расположена на территории учебного центра спецназа ГУР МО за Лютежем (около 2,5-З км. по дороге за Лютежем от Киева справа в лесу). Группа официально оформлена в составе ГУР МО как диверсионное подразделение.

Если верить утечке информации из Лютежа, там проводились тренировочно-учебные занятия по захвату гипотетического кортежа, проезжающего недалеко от базы. По странному стечению обстоятельств, дача Виктора Януковича около Ново-Петривцив находится в 6-7 мин. езды от лютежской базы. Источники утверждают, что, по указанию свыше, традиционный путь следования кортежа неоднократно прослежен и просчитан по времени. Зачем?

Впрочем, это не единственный вопрос, который возникает в данной ситуации. Зачем ГУР схемы коммуникаций и план размещения депутатов в кабинетах постоянных комитетов, как утверждает Калашников? Правда ли, что в Лютеже, как утверждают источники, появились какие-то частные охранники, больше напоминающие лиц с небезупречной в уголовном плане репутацией? С какими иностранными гражданами регулярно встречается экс-руководитель ГУР и СБУ г-н Смешко? И нет ли у этих граждан навыков военных советников, прикрытых дипломатическим статусом?

Вопросов много. Есть надежда, что на них ответит министр обороны, генеральный прокурор, к которому собираются обратиться народные депутаты (обращение уже подготовлено), и парламентская следственная комиссия по изучению «особенностей функционирования» частей специального назначения МО в кризисный период, постановление о создании которой также в стадии подготовки.

Возможно, будет достаточно просто встречи депутатов-офицеров и генералов с личным составом тех подразделений, которые называют в качестве ударной силы при реализации силового варианта. Пока Гриценко, переподчинивший на днях спецназ ГУР и взявший на себя ответственность за принятие решений, категорически возражает против такой встречи. Дескать, люди в ГУР – засекречены. Да и президент пообещал, что силового варианта не будет. Интересно, сам он в свои слова верит?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам