Особенности национального госпереворота

Ну, вот Украина в противостоянии ветвей власти, позиции и оппозиции и дошла до своего рокового конца – в ней сделана попытка государственного переворота. Президент Виктор Ющенко 2 апреля 2007 года подписал указ о досрочном роспуске Верховной Рады, даже не превысив свои конституционные полномочия в этой части Основного Закона, а изобретя новые. Конституция Украины в статье 106, пункт 7 действительно дает ему такое право.

Но в статье 90 четко сказано, что для этого нужны три, повторяю, только три условия. И ничего другого изобретать не надо, если не пытаться силой захватить власть…

Вот эти три условия досрочного роспуска парламента. Он может быть распущен досрочно, если:

а) на протяжении одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций согласно статье 83 этой Конституции. Это было сделано летом прошлого года;

б) на протяжении 60 дней после отставки Кабинета министров Украины не сформирован персональный состав КМУ. Это тоже имеется – ВР даже назначила главой МИД президентского ставленника Арсения Яценюка, чтобы только Ющенко не выпендривался;

в) на протяжении 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться. ВР, как известно, работает, легитимна, сформировала правительство, может принимать законы и другие акты в полном соответствии с Конституцией.

Беда заключается в том, что Ющенко не понравилась эта Верховная Рада. Даже не так: она ему нравилась до тех пор, пока ему не показалось (или ему не подсказали), что депутаты забирают у него полномочия. Точнее, остатки полномочий, которые ему «нарезала» измененная политической реформой Конституция. Особенно его возмутил новый Закон о Кабмине, который уточнил все процедуры работы правительства в новых условиях.

В принципе, Ющенко должен был благодарить Раду за такой закон. Он гарантировал ему работу в излюбленном режиме: создавать видимость деятельности и ни за что не отвечать. Так Ющенко провел первые полтора года своего президентства, когда у него были все полномочия, что были и у его предшественника Леонида Кучмы, но он не смог и не захотел ими воспользоваться. Ни для усиления своей личной власти, ни для блага страны и народа. Ющенко только тасовал колоду из своих «любых друзив» и «верных предателей», записывая своих якобы соратников то в ту, то в другую категорию и меняя их местами. Все это привело к сокрушительному поражению «оранжевых» на парламентских выборах 2006 года.

И вот соратники, вдруг уяснившие, что стали оппозицией в государстве, в котором они до этого ничего путного не смогли сделать, «отомстили» своему «верховному», но функционально бессмысленному вождю – они подтолкнули его на госпереворот.

Ющенко довольно долго тянул кота за первичные половые признаки, но решающим обстоятельством для рокового шага стало то, что коалиция национального единства (КНЕ) решила нарастить свою численность до 300 мандатов. В этом случае она могла бы работать, не обращая внимания на президента. А вот этого уже не мог стерпеть и сам Ющенко. К тому же его, скорее всего, дошлые советники еще и настращали: мол, эти гады и пасеку отберут…

И он решился. Но вот что он предложил как обоснование своего шага. В указе о роспуске Рады сказано, что Ющенко руководствовался:

а) частями второй – четвертой статьи 5 («Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине есть народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть».) Обратите внимание на выделенные слова – в них суть происходящего. Но об этом ниже;

б) частью второй статьи 77 («Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются президентом Украины и проводятся в период 60 дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины».). Тут что-либо комментировать бессмысленно – техническая статья. Можно разве что отметить: президент спешит – назначил досрочные выборы на 27 мая, чувствует, что кошка съела не свое сало;

в) частью шестой статьи 83 («В Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основании согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины», то есть 226 и больше нардепов.);

г) пунктами 1 и 7 части первой («Президент Украины: обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства; назначает досрочные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, предусмотренные этой Конституцией»), частью третьей («Президент Украины на основании и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для выполнениями на территории Украины») статьи 106 Конституции.

И действовал Ющенко во исполнение части второй статьи 102 Конституции («Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина»).

Я не зря так обильно цитировал Конституцию. Цитирование показывает, что ни один из указанных пунктов не имеет никакого отношения к причинам досрочного роспуска Рады и не дает Ющенко ни одного основания для учиненных им действий – издания указа о разгоне парламента.

Но Ющенко уверен, что сделал правильно, ибо, сказал он в обращении к гражданам страны:

а) в Раде неконституционным путем (путем индивидуального членства, а не только фракциями) пытались расширить состав правящей коалиции и таким образом, по мнению Ющенко, узурпировать власть и изменить конституционный строй;

б) Рада принимала законы, ограничивающие полномочия президента, что Ющенко тоже расценил как узурпацию, хотя никто не доказал, что именно так это и было;

в) Рада действовала политиканскими методами и обижала президента «несоблюдением договоренностей, политикой мошенничества, интриг и предательств» и прочими аморальными непотребностями.

Но опять же – где здесь нарушение Радой законов, несоблюдение Конституции или – о, Боже! – узурпация власти?

Даже если предположить, что КНЕ действительно хотела расшириться до конституционного большинства (300 голосов) и убрать президента Ющенко как помеху, то она ТОЛЬКО ЖЕЛАЛА это сделать, но НЕ СДЕЛАЛА. Ведь НАМЕРЕНИЕ или ЗАДУМКА – это еще НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. А вот Ющенко уже посягнул на другой институт власти – пытается его разогнать. И вот именно это и есть узурпация власти. Или, другими словами, государственный переворот.

Потому что наказание за несовершенное преступление или проступок – это произвол. Как в анекдоте о человеке, которого обвинили в печатании фальшивых денег на том основании, что у него под кроватью нашли соответствующий станок. «Так вы арестуйте меня еще и за все изнасилования, совершенные за год», – простодушно, но очень мудро посоветовал мужичок. «А вы что, еще кого-то и изнасиловали?», – оживились полицейские. «Нет, но у меня же имеется в штанах соответствующий «станок», – ответил арестованный…

Ведь согласно букве и духу права в любой демократической и правовой стране совершенное кем-то преступление нужно НЕ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, а ДОКАЗАТЬ. А если кому-то что-то кажется, то можно, например, перекреститься – лабуда с глаз, может быть, и спадет. Ведь демократию невозможно установить недемократическими методами. Это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Многие из нас к тому же пережили то время, когда большевики-коммунисты ленинского и сталинского «разлива» хотели загнать нас «железной рукой к счастью»…

Но Ющенко ПОКАЗАЛОСЬ, что кто-то хочет власть узурпировать, и он решил действовать «адекватно» – сам узурпирует власть путем госпереворота. Потому что даже толковый словарь Ожегова гласит: «переворот – это 1) резкий поворот, перелом в развитии чего-нибудь (в науке); 2) коренное изменение в государственной жизни (революционный и государственный перевороты)».

Науку Ющенко тоже, конечно, тронул, когда решил насильственно всех заставить «думать по-украински». Но сейчас не это главное. Не стоит обращать внимание и на обвинения в «нарушении договоренностей, политике мошенничества, интриг и предательств». Потому что можно, например, поинтересоваться, где выполнение ключевых обещаний, выданных «оранжевыми» и их вождем на Майдане?

Важно то, что Ющенко коренным образом решил изменить ход жизни в государстве. Потому что надеется, что на досрочных выборах к власти придут его сторонники. И не дадут его в обиду.

Именно об этом свидетельствуют и семь пунктов ультиматума Ющенко, выдвинутого им КНЕ на съезде своей партии. На всякий случай напоминаю их:

– прекращение нелегитимного расширения персонального состава КНЕ за счет перебежчиков из других фракций;

– принятие закона об императивном мандате, распространяющемся и на депутатов ВР;

– немедленное рассмотрение Конституционным судом представлений президента в его пользу;

– прекращение политизации силовых структур;

– создание единой конституционной комиссии, которая подготовила бы новый проект Конституции, выгодный президенту;

– утверждение подписанного прошлым летом Универсала нацединства специальным законом;

– принятие закона о Кабмине, учитывающего все, повторяю, все замечания президента.

Если уж Ющенко так печется о счастье народном, о госбезопасности и территориальной целостности страны, то где в этих пунктах ультиматума хоть слово об этом? Здесь все – только об укреплении личной власти президента. Зачем?

Ну и, конечно же, язык ультиматумов одной ветви власти другой не имеет ничего общего с демократией, правом и законностью, предусмотренными, кстати, Конституцией в качестве основы для деятельности органов власти. Статья 19 ее гласит: «Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и методами, предусмотренными Конституцией и законами Украины». Где, спрашивается, закон или статья Конституции, которые освобождают президента от вышесказанного?

Ах, он у нас – гарант. Так вот пусть и гарантирует то, что ему предписано Конституцией, а не выдвигает другим ветвям власти ультиматумы. И не узурпирует власть (смотрите выше пункт статьи 5 Конституции). И не наказывает других за «преступления», которые ЕМУ ПОКАЗАЛИСЬ, но НЕ БЫЛИ ДОКАЗАНЫ ТОЙ ЖЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ. Ведь если что-то в деятельности КНЕ и ее правительства Ющенко не нравилось, то нужно было хотя бы дождаться решения Конституционного суда, куда он направил свои представления, а не являться пред ясны очи судей и оказывать на них политическое давление. Давление на органы власти, в частности, на суд – это тоже шаг к узурпации власти. Ибо давление тоже не предусмотрено Конституцией…

Рада и Кабмин, конечно, пока послали Ющенко с его указами куда подальше. Но проблему это не снимает. Страна втянулась в новый очень опасный виток противостояния.

Лидеры так называемой объединенной оппозиции уже протащились на Майдане от ющенковских решений, как черепахи по теплому песку. А Юлия Тимошенко уже пообещала выиграть досрочные выборы.

Что ж, и это может быть, если КНЕ и правительство уступят Ющенко.

Но вот стоит ли самому президенту радоваться такому исходу – это еще вопрос. Ибо ему нужно, как минимум, обратить внимание на две вещи. Первая: вспомнить, как радостно, непосредственно и по-детски захлопала в ладошки Юлия Владимировна, комментируя указ о разгоне парламента. Вторая: уяснить, что она при этом сказала.

Ведь именно Тимошенко выиграла в этой ситуации больше всего. Потому что:

а) она уже сказала, что на досрочные выборы два осколка «оранжевых» – БЮТ и «Наша Украина» с примкнувшей к ним «Народной самообороной» Юрия Луценко – пойдут «двумя демократическими колоннами». Это означает, что Тимошенко ни с кем из коллег по оппозиции не хочет делиться своим высоким рейтингом. А значит, «нашеукраинцы» рискуют пролететь на возможных выборах как фанера над Парижем или как они сами в 2006 году;

б) Тимошенко заявила, что все должности в будущей «оранжевой» коалиции уже распределены и не станут камнем преткновения при создании депутатского большинства. Какую должность отмеряла себе Юлия Владимировна в будущем? Правильно: премьер-министра. Она об этом все время говорит открыто. А чем сейчас руководствуется в своей деятельности Кабмин? Правильно: законом, который Ющенко признает неконституционным и ограничивающим его полномочия. И если кто-то думает, что Тимошенко уступит президенту хоть на йоту предусмотренные этим законом полномочия, то он глубоко заблуждается. Юлия Владимировна, голосуя за этот закон, а потом вместе с коалициантами преодолевая президентское вето на него, всегда говорила, что принимает его ДЛЯ СЕБЯ. НА ТОТ СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ОНА СЯДЕТ В ПРЕМЬЕРСКОЕ КРЕСЛО.

Вот она и пытается усесться в него путем ющенковского указа о разгоне парламента. Так что Ющенко, узурпируя власть, даже не понимает, что действует он не в своих интересах. И что его развели, как лоха наперсточники на вокзале. Он своими руками передает власть Тимошенко. А она все ему припомнит. Она – не Янукович с его призывами к консолидации и попытками примириться с президентом хотя бы для видимости…

…Так что, получается, Ющенко затеял переворот даже не для себя. Он просто таскает каштаны из огня для других. Сам он их даже не попробует. Нельзя же всерьез верить в то, что лидер «Нашей Украины» Вячеслав Кириленко будет защищать «нашего европейского президента». Да он его сдаст первым. За должность в правительстве Тимошенко. И так же поступят и другие видные «нашеукраинцы», если переворот увенчается успехом. И в этом случае главное слово «если». Рада и правительство сдаваться не собираются. Так что жизнь продолжается. А что наша жизнь? Игра…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам