За стабильностью в Первопрестольную

Конечно, сообщение из Киева о том, что президент Украины Виктор Ющенко готов в четверг, 29 марта 2007 года, до конца бороться с «ревизией народного волеизъявления», а посему собирается без правовых оснований распустить Верховную Раду, несколько испортило настроение и в Москве. Особенно участникам международной конференции «Новые времена, прежние проблемы. Украина – год спустя после парламентских выборов», которая и проводилась в Первопрестольной именно в этот злополучный четверг, когда у Ющенко проявились борцовский зуд и тяга к справедливости…
Все украинские и российские политики, политологи и журналисты на конференции, разумеется, стали гадать на тему «распустит – не распустит» и значительно удалились от предмета разговора. А, в общем-то, зря – поговорить было и есть о чем.

Первые слова названия мероприятия удивительно удачно отражают главный итог поствыборного года в Украине: времена вроде бы наступили новые, но проблемы остались старые. Главная из которых – отсутствие политической стабильности, о чем и свидетельствует метание Ющенко по политическому полю страны. Ситуация в Украине удивительным образом напоминает экстраполяцию одного популярного анекдота («два украинца – три гетмана») на другой не менее популярный рассказик о том, что в украинском партизанском отряде всегда есть, как минимум, три человека: командир, комиссар и предатель. Все вожди современной Украины охвачены неизбывным и остро прогрессирующим властолюбием. Все мнят себя – и только себя! – самыми достойными высшей власти «спасителями нации» и не хотят делиться властными полномочиями, даже если им это предписывает Конституция.

Но, с другой стороны, ради достижения вершины власти и сосредоточения в своих руках полноты полномочий каждый из вождей готов предать, подставить, «опустить» и по-любому всячески «загнобить» того, с кем совсем недавно договаривался о совместных действиях, сидел за «круглым столом», подписывал всякие Универсалы и прочие судьбоносные бумажки.

Но и этого мало: все вожди перманентно ищут, кто же из них кто: командир, комиссар или предатель. И по очереди оказываются в роли каждого…

Итог известен – Украина балансирует на грани политического кризиса, рискующего перерасти в конституционный. Это когда вроде бы кризиса власти нет – она худо-бедно работает своими институтами. Но периодически возникает и начинает материализовываться желание одного из них перетянуть на себя властные полномочия при помощи уличных акций протеста, принятия неоднозначных и противоречивых законов в пользу одной из ветвей власти или переманывания к себе части депутатов и чиновников. Результат – нестабильность, как мешающая всем окружающим нормально сотрудничать с Украиной, так и не позволяющая установить внутренний мир и согласие в украинском обществе.

Второй негативный итог такой ситуации – невозможность выработки внятной долгосрочной стратегии развития страны как внутри, так и в отношениях с партнерами. Все ограничивается тактическим и конъюнктурным мелкотравчатым подергиванием в ответ на сиюминутные вызовы. Как у препарированной лягушки: кольнули или подвели ток – лапки задергались…

Понимает это и Россия. И тоже находится в похожем состоянии в отношениях с Украиной. Директор Института стран СНГ (организатора упомянутой конференции), депутат Госудмы России и персона нон-грата в Украине Константин Затулин признался, что в его стране только его структура системно и последовательно «занимается Украиной». Остальные же российские политики и руководители, признавая важность отношений с Украиной, просто не знают, что им делать с соседней страной. По словам участников конференции с российской стороны, если раньше нынешняя кремлевская верхушка сначала пыталась выяснить, «ушла» или не «ушла» Украина от России, и не могла сказать, что с этим делать, то теперь многие в Кремле уверены, что таки «ушла», но опять не знают, как себе вести и что предпринимать в этой ситуации. Политолог, профессор МГИМО Андраник Мигранян вообще предложил реализовать свою давнюю идею: мол, если в Украине есть много «точек разрыва», то не надо ей мешать – пусть «разрывается» и по частям отходит то к Западу, то к России.

Собравшиеся в зале россияне к такому сценарию явно были не готовы. Они решали два вопроса: как не дать Украине окончательно отдалиться от России и с кем можно на эту тему в Украине сотрудничать? А значит, стратегия российских симпатиков Украины остается прежней – поддерживать тех, кто похоже мыслит по ряду ключевых вопросов, которые и являются пресловутыми «точками разрыва».

В первую очередь, это, конечно же, защита прав русского языка в Украине. Россия рассматривает эту проблему двояко: с одной стороны, это неотъемлемое право русскоязычных и русскоговорящих граждан Украины на свой родной язык как средство коммуникации, образования, культурного воспитания, поддержки традиций и т. д. С другой – русский язык связывает Россию и Украину прочнее всех политических и экономических договоров и соглашений, вместе взятых. А посему наступление на русский язык в Украине Россия рассматривает как политическое средство уничтожения исторических связей между двумя странами. И будет поддерживать все движения, партии и общественные организации, которые противостоят бюрократической и бездумной украинизации и отстаивают предоставление русскому либо статус второго государственного, либо регионального языка. Как говорится, не мытьем, так катаньем, но укрепить русский язык в стране, где на нем говорит две трети населения, а понимают почти 100%. Политолог Виталий Третьяков вообще посетовал, что русские в Украине прошляпили момент в начале 90-х годов прошлого века и не объявили себя вторым государствообразующим народом Украины, что, в принципе, не далеко от истины, учитывая численность русских в стране и их роль в ее развитии.

Второй вопрос – это вступление Украины в НАТО. Тот же Затулин заявил, что такой шаг Киева заставляет Москву пересматривать всю военную доктрину и перестраивать свой ВПК, на что, по его словам, потребуется столько денег, что «это убьет все ростки нашего экономического возрождения». А посему политолог, ведущий телепрограммы «Постскриптум» Алексей Пушков предлагает России занимать в этом вопросе не созерцательную, а наступательно-агрессивную позицию. Во-первых, он предлагает уже сейчас провести в Украине референдум о вступлении в Альянс и, пользуясь низкой поддержкой этой идеи среди граждан Украины, провалить его, «чтобы закрыть вопрос» и не дожидаться момента, когда свои плоды принесет активная пронатовская пропаганда, развернутая в Украине. Во-вторых, «выставить цену Западу и США». То есть потребовать от них каких-то преференций и уступок взамен попыток втянуть Украину в НАТО. «Нужно объяснить администрации Джорджа Буша, что Россия готова противостоять удовлетворению антироссийских интересов за ее счет», – сказал он. С ним были согласны и многие украинские участники конференции.

Третья проблема – защита канонического Православия в Украине и противодействие созданию «единой поместной православной церкви», анонсированной прежней «оранжевой» властью и президентом Ющенко. Вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин уверен, что все эти попытки имеют целью не просто создание церкви при помощи вмешательства государства, что запрещено украинской же Конституцией, но отрыв украинских православных вообще от православия. Он нарисовал и такой путь: сначала уход из лона Русской Православной Церкви Московского Патриархата, потом сближение с униатами и после этого окатоличивание.

Россия и ее политики, естественно, готовы противостоять всем этим процессам. И многие представители Украины с ними согласились. Потому что, как заметили выступающие, за ними не просто стоят указанные действия, но они еще выступают и ролью ширмы, за которой происходит цивилизационный разрыв. Другими словами, по мнению того же Бабурина, Украину хотят вырвать из православной славянской цивилизации и растворить ее в западном католическом мире. «Для нас важен не союз с Украиной, а ее братство с Россией», – сказал он.

Однако и на этой конференции получила подтверждение еще одна проблема сторонников сближения с Россией. Россиянам трудно найти верных и сплоченных союзников среди пророссийски ориентированных организаций в Украине. Как украинские национал-демократы в своей среде, так и пророссийские силы в своей, они грызутся между собой гораздо яростнее, чем друг с другом. Они также конкурируют друг с другом за российскую помощь, за близость к политическим кругам, за звание «самого пророссийского». И в этой борьбе готовы испепелить союзников гораздо успешнее, чем «общего врага».

В этом плане характерен был и такой момент конференции. Затулин откровенно заявил, что на это мероприятие они сознательно не пригласили представителей противоположного – «оранжевого» – политического лагеря. И потому, что в Москве уже знают, что те скажут. И потому, что делают ставку на нынешнюю украинскую коалицию национального единства (КНЕ) во главе с Партией регионов (ПР), которая обещала бороться за права русского языка и православных, наладить более тесные контакты с Россией и СНГ, не допустить ускоренного вступления в НАТО и т. д. «Мы надеемся, что «регионалы» не забудут свои обещания», – таков был рефрен и многих выступлений. Но тот же Затулин заметил, что, например, такой «естественный» союзник ПР, как Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) Наталии Витренко, сейчас непримиримо и жестко больше критикует «регионалов», чем их противников. «Создается такое впечатление, что Наталья Михайловна побьет друзей раньше, чем врагов», – с улыбкой сказал он. «Предателей…», – жестко вставила Витренко свою реплику при слове «друзей». Все засмеялись, но как-то невесело…

Нардепы-«регионалы» Вадим Колесниченко и Юлия Ковалевская и еще один представитель КНЕ социалист Иван Бондарчук на этой конференции, мне так показалось, чувствовали себя не очень уютно, так как им пришлось отбиваться от огульных обвинений как в «предательстве», так и в забвении собственных предвыборных обещаний. Но, с одной стороны, все они однозначно признали, что указанные темы действительно раскалывают Украину, а с другой – просили не драматизировать ситуацию и в стране, и во власти, которую они знают все же лучше, чем любые посторонние наблюдатели и даже искренние друзья. Они в один голос говорили, что для решения проблем нужна стабильность и несколько лет кропотливой работы, после которой и появится реальная возможность выполнить все поставленные задачи. «Мы готовы выполнить все свои обещания, но не ценой раскола Украины. И поэтому мы сейчас ищем компромисс», – сказала, в частности, Ковалевская…

…И многим в московском «Президент-отеле» показалось, что эти слова представителям КНЕ нужно чаще говорить не за границей, а дома. Это единственный путь быть более понятным собственному народу, который изнывает не только от социальных бед, но и от неизвестности…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам