Курочкина застрелил "выборгский снайпер"?

С момента убийства в суде российского криминального бизнесмена Максима Курочкина прошло двое суток, а вопросов стало больше, чем ответов. Попытка зацепиться за машину киллеров (обычная методика украинских правоохранителей) результата не дала. Показания свидетелей, на которые опирались сыщики, вызывают сомнения. Оправдания, звучавшие из уст замминистра МВД Николая Купянского, неубедительны: после убийства четырех партнеров Курочкина и его собственных заявлений о покушении, ему отказали в бронежилете, хотя все (!) конвоиры были ими экипированы. Но самое интересное, что убийство во дворе Святошинского суда по почерку идентично работе «выборгского снайпера».

Мотив

До сих пор мотив убийства не ясен, поскольку у Максима было много врагов, в том числе среди бывших партнеров и старых друзей. Из всех, с кем он работал в последнее время в Украине, в живых остался только Александр Кунцевич, который сказал в интервью «Коммерсанту», что опасается за свою жизнь и собирается лететь в Россию.

Александр Кунцевич – партнер и свидетель убийства Владимира Воробьева в Днепропетровске. За несколько часов до смерти последнего Кунцевич, юрист по имени Татьяна и Воробьев посетили несколько ресторанов на набережной, после чего около 23.00 отправились в кинотеатр «Салют» на фильм «Эрагон». Примерно в 00.40, когда они вышли из кинотеатра и подошли к белому минивэну Mercedes Vita, со стороны заброшенной стройки, которая находится за зданием кинотеатра, к автомобилю приблизились двое людей в масках и начали стрелять во Владимира Воробьева из пистолетов. Получив более 14 ранений в область головы и туловища, он скончался на месте. Юрист Татьяна получила ранение правого бедра, Александр Кунцевич отделался легким испугом.

Кунцевич, похоже, грешит на людей Коломойского (иначе бы он не спасался бегством в Россию). Он утверждает, что убийства друзей и деловых партнеров Курочкина – владельца и гендиректора «Озерки» Владимира Воробьева, а также охранников Курочкина Анатолия Курененко, Демьяна Топилина и Андрея Харчишина на Обуховской трассе под Плютами – «звенья одной цепи».

Смерть Воробьева и арест Курочкина сыграли на руку «Привату». Дело в том, что Курочкин переписал рынок на Воробьева. Тот должен был продать его Геннадию Корбану и рассчитаться с Курочкиным. В результате смерти Воробьева и курочкинских «быков» на Обуховской трассе сделка, по слухам, осталась незавершенной: за рынок якобы выплатили неполную сумму.

Как мы уже писали, вторым мотивом может быть желание российских партнеров (из криминального мира) вытолкнуть обезумевшего Макса из бизнеса, в первую очередь гостиничного. Интересно, что помалкивают его бывшие партнеры из числа «Лужниковских». Дело в том, что нет уверенности в полном переходе из-под контроля Макса и его людей сети гостиниц Premier Hotels, куда входят пятизвездочная гостиница «Премьер Палас» (Киев), четырехзвездочные «Ореанда» (Ялта), «Днестр» (Львов), «Стар» (Мукачево Закарпатской обл.) и гостиница «Лондонская» (Одесса). А Кунцевич говорит, что за гостиницы ему должны были серьезные деньги.

Улики

А к вечеру вторника в центре Киева была обнаружена машина, на которой скрылись предполагаемые убийцы российского предпринимателя. Автомобиль Mazda-3 серебристого цвета был брошен на Бульваре Леси Украинки, возле дома 18а. Машину осмотрели взрывотехники, однако ни оружия, ни взрывных устройств в салоне автомобиля не обнаружили. Установить личность человека, на которого была зарегистрирована иномарка, для милиционеров не составило труда. Однако мужчина, который по документам числился владельцем Mazda-3, заявил о том, что ничего не знает об этой машине, и никогда ею не пользовался. По всей вероятности, номера просто «срисовали» с первой попавшейся на глаза машины.

Что касается двух высоких парней в черных куртках и масках, которые объявлены в розыск как убийцы Курочкина, то в приметах есть определенные сомнения. Наши консультанты в правоохранительных органах сказали, что после резонансных преступлений свидетелей одолевают бурные фантазии, и они могут увидеть хоть Бэтмена, хоть черта рогатого. Двоих в масках якобы видела одна старушка. Других свидетелей нет.

Здравая логика указывает на то, что профессионалы (в Курочкина стреляли неглупые ребята) вряд ли устраивали бы маскарадное шоу в подъезде жилого дома и на улице. Ведь им нужно было спуститься с девятого этажа, сесть в машину и незаметно уехать. По всей видимости, киллеры обходили дома вокруг суда не один день, выбирая место для «лежки». Рассказы жильцов о том, что они специально сломали кодовый замок на дверях, неубедительны. Неужто профессионал не сумеет выполнить столь элементарную процедуру, как открытие замка на двери парадного? Как версия, допустимо, что киллеры приходили под видом каких-то рабочих, чтобы не привлекать внимания.

Лаз на чердак был выломан в день убийства. Снайпер пришел с «гитарой» в чехле, потому должен был выглядеть как культурный человек. Его напарник мог держать лифт или другим способом обеспечивать отход из дома. Возможно, он был в спецодежде или обычной спортивной одежде. Хотя время в ожидании Макса они коротали вместе: по неофициальной информации, на чердаке лежали двое. Говорят, будто киллеры «наследили», но окурков и прочей стандартной «чепухи» в стиле Шерлока Холмса вроде бы не нашли. Также возможно, что третий ждал их в машине.

Был ли наводчик в зале суда? Это пытаются установить по звонкам с мобильных телефонов, которые были в зоне судебного помещения и дома. Вообще, на мобильный телефон сейчас последняя надежда. Именно таким образом был взят чеченец, стрелявший (неудачно) в Геннадия Корбана, а также найдены ниточки к убийцам московского банкира Андрея Козлова. Просчитываются все номера, использованные только в это время и в этом месте. Но, во-первых, не факт, что киллеры пользовались услугами украинских мобильных операторов. Во-вторых, не обязательно им подавали сигнал с мобильного телефона. Да и вообще, наводчика могло не быть вовсе, поскольку момент выхода подсудимого из здания хорошо просматривается с крыши – подгоняют автозак, начинается «движуха» на внутреннем дворе. Но, повторюсь, телефоны – это последний шанс.

Почерк

Наши источники говорят, что по первым признакам убийство Максима Курочкина очень напоминает аналогичное убийство некого Сергея Плахтия в октябре 2005 года. Плахтий был бизнесменом средней руки, с криминальным настоящим и милицейским прошлым. На момент убийства являлся кандидатом в депутаты совета муниципального округа Селезневское сельское поселение Ленинградской области. Он был застрелен около 22 часов 6 октября 2005 года на пороге своего офиса в доме №7 по Прогонной улице в центре Выборга. Почерк снайпера, поразившего Плахтия, как две капли воды совпадает с «работой» по Курочкину. Предприниматель вышел покурить на порог, когда раздался выстрел. Пуля прошла навылет, поразив сердце. Киллер воспользовался снайперской винтовкой калибра 7,62, которую, правда, забрал с собой.

Плахтий относился к команде криминального выборгского бизнесмена Сергея Рубиновича, пользовавшегося серьезным влиянием на местном уровне. В 90-х годах Рубинович с партнерами контролировали большую часть перспективного бизнеса в районе, в том числе топливный рынок, но в результате конфликта между акционерами первый лишился почти всех позиций и попал под суд. А Плахтий, ранее работавший в выборгском уголовном розыске, возглавлял охранное предприятие, участвовавшее в переделе сфер влияния между бизнесменами. Ему приписывают убийство другого полукриминального предпринимателя Сергея Голобурдина (прозвище «Скрудж») на выходе из подъезда из охотничьего ружья «БП» 16-го калибра. Преступление не было раскрыто, но убийство в прессе связывали с Плахтием и его другом Сергеем Зотовичем, тогдашним начальником криминальной милиции Выборга. Убийцу Плахтия, насколько нам известно, не нашли.

Аналогии

Вообще, в России и Беларуси было не так уж много преступлений с участием снайперов. Вспомнить подобные случаи в Украине нам не удалось вовсе. Самые нашумевшие – убийство Отара Квантришвили, гендиректора АО «Фул Глобал Лизинг Эйрлайнз» Михаила Левитана, руководителя «Прагма-банка» Ильи Медкова, бизнесмена Иофиса Глоцера, екатеринбургского бизнесмена Игоря Тарланова, вора в законе Длугача (Глобуса), вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича.

Одно из первых в России заказных убийств, осуществленных с помощью снайперской винтовки, произошло в июле 1991 года в Свердловске. Там был смертельно ранен лидер уралмашевской группировки Григорий Цыганов. Ликвидатора не поймали. В мае 1992 года в том же Свердловске был застрелен бизнесмен Игорь Тарланов. Зная о том, что на него объявлена охота, он окружил себя плотной стеной телохранителей и почти не выходил из дома. Однако снайпер его перехитрил. Выбрав позицию на крыше поликлиники, принадлежащей… местному КГБ, он ждал удобного момента. Этот момент подвернулся глубокой ночью. Тарланов вошел на кухню, включил свет. Последовал единственный выстрел, и бизнесмен был убит. Киллера так и не поймали.

В Москве первый выстрел из снайперской винтовки прогремел в апреле 1993 года. Тогда возле спорткомплекса «Олимпийский» был застрелен вор в законе Валерий Длукач (Глобус). Убийцей оказался легендарный Александр Солоник. С расстояния 40 метров он произвел выстрел из карабина СКС и скрылся с места преступления.

11 мая того же года неизвестный снайпер появился в столице Беларуси и помог расстаться с жизнью председателю совета «Белбизнесбанка» Александру Лисничуку. Выстрел прогремел из германского карабина «Крико» калибра 7,62. Это был первый в республике случай расправы с крупным бизнесменом руками профессионального убийцы.

В сентябре 1993 года в Москве из снайперской винтовки застрелен президент «Прагма-банка» Илья Медков. Произошло это в районе Красной Пресни. Медков был жуликоватым «капиталистом-первопроходцем», дружил с первым советским миллионером Артемом Тарасовым.

В апреле 1994 года в том же районе был убит уголовный авторитет, спортсмен и бизнесмен Отари Квантришвили (киллер с расстояния 100 метров под неудобным углом произвел три точных выстрела в течение трех секунд из немецкой винтовки «Аншутц»). Затем в августе того же года в палате 19-й горбольницы Москвы снайпер из винчестера убил авторитета Исаака Саркисяна, который пришел навестить сына.

20 января 1995 года в своем офисе через окно застрелен генеральный директор АО «Фул Глобал Лизинг Эйрлайнз» профессор Михаил Левитан.

20 апреля 1997 года на улице Красная Пресня выстрелом в голову из мелкокалиберной винтовки был убит владелец стриптиз-клуба «Доллс» Иосиф Глотцер. Снайпер стрелял с крыши здания напротив: единственная пуля, выпущенная им, попала бизнесмену точно в висок. В настоящее время его брат Юрий активно участвует в конфликтах, связанных с захватами предприятий.

В 2001 году в Санкт-Петербурге убили вице-президента Академии национальной безопасности (АНБ) Олега Тарана. Снайпер стрелял в него с расстояния 150-200 метров. Тарана застрелили, когда он пытался завести свой черный Grand Cherokee, припаркованный у офиса АНБ на Большом проспекте. В предпринимателя попали три пули, причем одно ранение – в голову – оказалось смертельным. Всего же, по подсчетам оперативников, в Тарана стреляли минимум восемь раз: именно столько пулевых отверстий было обнаружено в автомобиле.

Сотрудники правоохранительных органов обнаружили на чердаке снайперский карабин Симонова (СКС) с оптическим прицелом, но без глушителя. Убийство бизнесмена совпадает с почерком киллеров, стрелявших в Маневича и Аулова.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Маневич был смертельно ранен утром 18 августа 1997 года, когда направлялся на работу в Смольный. Вице-губернатор вместе с женой находился в служебном автомобиле «Вольво». При выезде на Невский проспект с улицы Рубинштейна его машина была обстреляна. Неизвестный снайпер открыл огонь из чердачного окна дома №76 по Невскому проспекту. Пули попали Маневичу в шею и грудь, и он скончался по дороге в больницу. Друг Маневича Анатолий Чубайс пообещал найти убийц. Обвинение предъявлялось многим бандитам, задержанным в разное время и за разные покушения. Некоторые даже «признавались» в убийстве. Но в итоге оно так и осталось нераскрытым. Следствие продлено до лета нынешнего года.

Что касается заместителя начальника Северного и Северо-Западного РУБОП Сергея Аулова, то покушение на него произошло в 1999 году. Но он остался жив. Как и в случае с Тараном и Маневичем, позиция снайпера была оборудована на чердаке и стрельба велась примерно с того же расстояния – 150-200 метров.

Надо также отметить, что осенью 1998 года в Петербурге уже было совершено покушение на одного из организаторов АНБ Михаила Ошерова, бывшего помощника спикера Государственной думы Геннадия Селезнева. Ошерову прострелили голову в подъезде собственного дома на проспекте Грибоедова, но врачи Военно-Медицинской академии спасли его жизнь. Преступление так и не было раскрыто.

Киллеры

Последним из известных российских снайперов был предполагаемый исполнитель убийства Михаила Маневича – Сергей Максимов, который пережил вице-губернатора на два с половиной года. В январе 2000 года 24-летний Максимов был застрелен двумя неизвестными преступниками в холле общежития на Сиреневом бульваре, где, согласно оперативной информации, он обычно покупал наркотики. Сергей Максимов (в определенных кругах был известен как Макс), коренной ленинградец, бывший боец СОБР при петербургском РУБОП, в январе 1995 года в составе воздушно-десантных войск вошел в разрушенную столицу мятежной республики. По итогам кавказской кампании был представлен к ордену Мужества. После Кавказа Сергей некоторое время служил в составе ограниченного контингента российских войск в Югославии. Люди, знавшие Макса, характеризуют его как очень вспыльчивого, неуравновешенного человека, способного на отчаянные поступки, которому на войне был присущ какой-то бесшабашный героизм. В этот период своей жизни Сергей был близок к так называемой «ферганской» ОПГ, которая, как считают компетентные источники, отпочковалась от коллектива Артура Кжижевича. На его счету около 8 покушений и 5 удачных убийств.

Имена действующих стрелков российские правоохранители не обнародуют. Считается, что на рынке России, СНГ (Киргизия) и Европы (например, Испания) работаю около десятка российских ликвидаторов, среди которых – ветераны чеченской войны. Кроме них, встречаются и уголовники-убийцы, которые готовы расстрелять или пырнуть ножом кого угодно, а также бывшие спецназовцы, хорошо владеющие автоматами. Есть ли в Украине профессионалы, способные так чисто выполнить заказ, как это произошло с Курочкиным, сказать трудно. До последнего времени, во всяком случае, не проявлялись…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам