Печерский гамбит

Для людей, не слишком часто заглядывающих в шахматные учебники и не проводящих время в парке Шевченко за партией-другой, поясним, что звучное слово «гамбит» означает жертву фигуры — чтобы ускорить развитие событий. В нашем конкретном случае речь пойдет о том, как блок киевского мэра посредством нехитрых, но остроумных судебных комбинаций наглядно демонстрирует, что закон об императивном мандате, «выторгованный» Юлией Тимошенко в обмен на поддержку закона о Кабмине, практически не действует.

Напомним, как развивались события на «императивных фронтах». После того как Виктор Ющенко в первых числах февраля подписал принятый Верховной Радой закон об императивном мандате, Юлия Тимошенко собралась дать всем «отступникам», по тем или иным причинам покинувшим БЮТ, «последний и решительный». Говорят, что юристы блока имени Юлии Владимировны серьезно подготовились к потенциальным судебным разбирательствам по искам депутатов, которых БЮТ намеревался вычистить из своих рядов. Вроде бы на каждого «изменника» была даже собрана папка с документами, изобличающими ренегатов как злостных «нарушителей норм этики и морали» и «использователей мандата в личных целях».

Естественно, первой целью должна была стать Киеврада, ибо еще в самом начале года Александр Турчинов, потирая руки, предсказывал, что, как только закон об императиве вступит в силу, власть в Киеве перейдет в руки БЮТ. Дескать, «блудные бютовцы», испугавшись утраты мандата, вернутся в лоно, и будет всем счастье в виде переформатирования большинства под эгидой Юлии Владимировны.

Однако киевский мэр Леонид Черновецкий — «вдохновитель» действующего большинства — сделал хитрый упреждающий ход. Или, вернее, не хитрый, а совершенно прямой и вследствие этого еще более действенный. В свойственной только ему жизнерадостной манере Леонид Михайлович честно заявил, что намерен довести ситуацию с законом об императивном мандате до абсурда: «Я хочу доказать, что практическая реализация абсурдного закона, который инициировала Тимошенко с целью расправы над свободными людьми из ее фракции, невозможна — он противоречит Конституции». Сказано — сделано: 27 февраля межпартийный съезд блока Леонида Черновецкого решил лишить мандата своего депутата Виктора Гринюка «за нарушение партийной дисциплины». После чего Гринюк немедленно подал иск в Печерский суд столицы.

5 марта суд, рассмотрев заявление Гринюка, запретил политическим партиям, избирательным блокам политических партий, Центральной избирательной комиссии и территориальным избирательным комиссиям совершать ряд действий относительно отзыва и досрочного прекращения полномочий депутатов местных советов на основе закона об императивном мандате. В связи с этим ЦИК принял протокольное решение обратиться в Печерский районный суд города Киева с просьбой разъяснить порядок выполнения Центральной избирательной комиссией этого постановления. Аргументируя свое решение о запрете применять императивный мандат, суд сослался на необратимость закона, а также на верховенство Конституции (именно на нарушение его конституционных прав истец и ссылался).

7 марта должно было состояться первое заседание по рассмотрению дела по существу, но оно было перенесено на 13 марта — не в последнюю очередь из-за попыток членов БЮТ давить на суд. Дальше — больше. Пока вся страна праздновала 8 Марта, депутаты фракции БЮТ в Верховной Раде так прямо и потребовали от Высшего совета юстиции и лично от дорогого Виктора Андреевича уволить судью, принявшего не устраивающее их решение.

А 13 марта судья Печерского районного суда Владимир Карабань известил о переносе слушания по существу дела — по иску Гринюка, мотивируя это решение тем, что блок Черновецкого обратился с апелляционной жалобой на постановление Печерского райсуда о начале процесса. Как заявил по этому поводу секретарь Киеврады Олесь Довгий, перед тем как принять постановление о рассмотрении дела, этот же суд отказал Гринюку в рассмотрении его иска. Причиной «диаметрально разных действий» судей одного суда, по мнению Довгого, является давление, которое осуществляет БЮТ с целью отстоять закон об императивном мандате.

Для того чтобы уважаемый читатель окончательно не запутался в хитросплетениях исков, жалоб и апелляций, поясним: блок Черновецкого на полном серьезе разыгрывает «демо-версию» затяжного судебного разбирательства, с одной стороны, всерьез пытаясь лишить своего же депутата мандата и с другой — одновременно доказывая, что сделать это фактически невозможно. Собственно говоря, это было ясно и ранее. Принцип верховенства права. Как показали проведенные в Верховной Раде «полевые испытания», без желания самого депутата выйти из фракции выгнать его нельзя: согласно Конституции, «полномочия народного депутата приостанавливаются в случае невхождения парламентария, избранного от политической партии (избирательного блока), в состав фракции этой партии (блока) или выхода депутата из такой фракции» (статья 81, пункт 6). А пункт 3 статьи 60 Регламента ВР гласит, что «о вступлении или выходе из состава фракции народный депутат информирует председательствующего на пленарном заседании в письменной форме». А если депутат заявления не пишет, то остается в составе фракции вместе с мандатом.

Тем не менее киевский мэр решил наглядно продемонстрировать, что будет, если народного избранника местного уровня все же исключат, а он за это подаст на обидчиков в суд. Причем продемонстрировать обстоятельно, играя сразу за обе стороны, учитывая любую юридическую зацепку и отводя БЮТ роль статиста. Любопытно, что того же 13 марта представители Тимошенко подали свою апелляционную жалобу на постановление суда о рассмотрении иска Гринюка по существу, в точности повторив ход Черновецкого.

Итак, что ждет участников «императивных войн» в ближайшей перспективе? Судя по всему, процесс затянется надолго. Вполне возможно, что Киевский городской апелляционный суд отменит решение Печерского райсуда, последует апелляция в суд второй инстанции, затем — в Верховный суд (поскольку предмет рассмотрения содержит конституционные нормы). Далее пойдут отводы судей, неявки представителей сторон, авитаминоз, сломавшийся будильник. Да мало ли что может придумать изобретательный юридический ум…

Таким образом, как минимум, закон об императивном мандате имеет все шансы быть похороненным под грудой бумаг с подписями и печатями. Как максимум — останется юридическим фарсом, несбывшейся мечтой авторитарного романтика… Собственно говоря, и жалеть-то о нем вряд ли кто-то будет, кроме Юлии Владимировны, конечно. Поскольку ее шансы вернуть сбежавших депутатов и осуществить передел власти в регионах становятся совсем уж призрачными.

И в этом случае оппозиции, в частности в Киевраде, остается два пути. Либо критиковать власть по поводу и без повода, либо включаться в работу законодательных органов. К сожалению, приходится констатировать, что пока, похоже, БЮТ выбирает первый вариант. Достаточно вспомнить недавнюю продажу на земельных торгах за рекордную сумму — 999,763 млн. грн. — земельного участка по улице Озерной в Оболонском районе столицы. Стартовая цена этого участка составляла 869 млн. 359 тыс. грн., а за право покупки лота соревновались два участника. В ходе торгов участок площадью 113,5 га купило ООО «Баски Плюс 2004». Покупатель намерен построить и эксплуатировать на этой территории жилые дома и объекты социально-культурного назначения. Казалось бы, все отлично — город получил в бюджет почти миллиард гривен, которые можно использовать на нужды всех киевлян, например, на проекты развития городской инфраструктуры, в частности транспорта. Да и несложно подсчитать, что цена одной «сотки», по результатам аукциона, приближается к 20 тысячам условных единиц. А это — практически рыночная цена, особенно учитывая размер отводимого участка. Однако, по мнению оппозиции, киевские власти и здесь неправы — оказывается, участок надо было продавать не за миллиард, а за полтора. Кстати, говорят, что в свое время бывший киевский городской голова Александр Омельченко готов был отдать этот участок чуть ли не даром. Но желающих тогда не нашлось — потенциальных владельцев испугало то, что по участку проходят два магистральных газопровода высокого давления и высоковольтная линия электропередач. Так что, как видим, критика оппозиции подкупает своей «конструктивностью».

В свою очередь секретарь Киеврады Олесь Довгий считает, что проведенный аукцион не только побил все рекорды по цене, но и стал очередным подтверждением прозрачности действий власти при решении земельных вопросов.

Где правда — решать, как всегда, предлагается людям, не сильно искушенным в ценах на землю, но, с другой стороны, уже изрядно «подуставшим» от нигилистской риторики оппо-фракций в стиле «все кто в белом — Д’артаньяны»…

Пока остается лишь надеяться, что в конце концов здравый смысл победит и оппозиция, вспомнив, что смирительные рубашки — тоже белые, от демонстративных акций и подготовки «весеннего наступления трудящихся» перейдет к нормальной работе на благо всех жителей страны. Собственно говоря, большего от нее никто и не требует…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам