Когда форма важнее сути

Политики «помаранчевого» лагеря любят нумеровать уровень своих амбиций. Такой способ подачи материала создает видимость целостности и последовательности при изложении идеологических принципов в программе действий. 10 шагов навстречу людям, 17 требований к власти… Что дальше? Сложно анализировать 17 требований оппозиции как целостный серьезный документ, претендующий на ультиматум исторического масштаба.
Во-первых, не совсем понятен адресат и потребитель этого документа. Во-вторых, среди набора декларативных заявлений сложно вычленить собственно требования. В-третьих, документ носит явно риторический характер, не предусматривающий ни исполнения, ни аргументированного оппонирования.

Тимошенко последовательна в своем популизме, Ющенко последователен в своей непоследовательности. Специально для президента ключевым пунктом сделали защиту украинского языка, предварительно показав «невежество» новых донецких, рассказывающих анекдоты на болезненную для главы государства тему. Как результат, рядовой украинец наблюдает картинку на большинстве каналов об исключительно важном соглашении об объединении оппозиции. Президент Ющенко патронирует подписание соглашения, политики уровня Балоги и Кириленко озвучивают некоторые требования из ультиматума. Однако главным действующим лицом выступает лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Именно она становится лидером объединенной усилиями Ющенко оппозиции, и, очевидно, именно она намерена стричь купоны в будущем противостоянии с коалицией.

Риторика выступлений оппозиционеров – крайне жесткая, чувствуется уверенность в себе и непогрешимость скрепленных самим президентом соглашений. Эта жесткость граничит с глупостью. Особенно тогда, когда оппозиция прибегает к крайне «неординарному» тактическому ходу – покидает помещение Верховной Рады и призывает президента ветировать все законопроекты, принятые парламентом без участия фракций БЮТ и «Нашей Украины». И это в то время, когда в повестке дня стоят социальные законопроекты и вопросы, касающиеся тарифной политики.

Уже тогда стало понятно, что президент не перейдет на такой уровень безответственности. И уже в ближайшее время следует ожидать нового этапа переговоров на наивысшем уровне. Экспертное сообщество не могло поверить, что Ющенко банально превратится в спикера объединенной оппозиции и сам отстранится от роли гаранта над противоборствующими силами.

Не успели выйти последние депутаты двух оппозиционных фракций «навсегда» из сессионного зала (до тех пор, пока не будут выполнены все 17 требований оппозиции), как в СМИ начали поступать заявления о возможном возвращении ряда депутатов для рассмотрения «ключевых» законов. Стало понятно, что объединение оппозиции – иллюзия, поддерживаемая Тимошенко для борьбы за электорат Ющенко. Как результат – подписание «соглашения трех», снимающее наиболее острые моменты коммуникации между ветвями власти. Политический кризис, не успев начаться, был снят. И главную роль в этом сыграл именно президент Ющенко. Было понятно, что ни правительство во главе с Януковичем, ни Александр Мороз, ни коалиция во главе с Богатыревой с самого начала не относились слишком серьезно к ультиматуму оппозиции. Они были готовы к диалогу с президентом, но не воспринимали ультимативного тона Тимошенко. О чем не раз говорила координатор большинства Богатырева, предлагая политическим силам сесть за круглый, а не треугольный стол и снять все проблемные вопросы путем диалога, а не перекрикивания. Именно так все в результате и произошло. Однако от Ющенко зависело, услышит ли он эти меседжи коалиции или же пойдет по пути конфронтации, теряя свою влиятельность и авторитет. Реакция президента, в принципе, была прогнозируемой – он не привык выглядеть деструктивным элементом. Как правило, он пытается решать острые вопросы за круглым столом, а не с мегафоном в руках.

Тогда возникает вопрос, как же все-таки относиться к требованиям оппозиции? Был ли это фальстарт Тимошенко или же Ющенко в последний момент сменил точку зрения? Складывается впечатление, что все же до президента смогли донести тезис о несостоятельности требований, которые он же и благословил. Рейдерство как явление; сращивание бизнеса и власти; проблема коррупции в судах – эти проблемы зародились и были актуальны для правительства Тимошенко и Еханурова. Нынешняя же ситуация является продолжением тех кризисных явлений, которые начались в украинской экономике не один год назад. Не секрет, что первыми рейдерами называли соратников Виктора Ющенко – Николая Мартыненко и Александра Третьякова. А обвинение о сращивании бизнеса и власти звучало не так давно из уст Тимошенко в сторону именно «Нашей Украины» и президента.

Нельзя не отдать должное Юлии Тимошенко – она умеет очень убедительно выглядеть даже с откровенно популистскими заявлениями, бездоказательными декларациями. И это очень хорошо почувствовали на собственной шкуре многие из команды президента. Вот почему «соглашение трех» является тем компромиссом, на который сегодня готов пойти и президент, и те либералы в его окружении, которые не готовы вести войну на уничтожение, без корректной мотивации и веры в собственную правоту. В экспертном сообществе бытует мнение, что незначительное количество шагов встречу людям было сделано правительством Тимошенко до ее отставки. Из 17 нынешних требований оппозиции вряд ли стоит ожидать реализации хотя бы одного.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам