Шантаж с подтекстом

«Приват» и его люди бросили вызов Кабмину и вообще украинской власти – пишет интернет-издание «Ура-информ»
Являясь «младшим партнером» государства в крупнейшей нефтедобывающей компании «Укрнафта» (у них лишь 42% акций против 50%+1 акций у правительства), они с 1 марта 2007 года самовольно приостановили добычу углеводородов на месторождениях Западного нефтепромышленного региона (Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая области), требуя снизить рентные платежи компании в бюджет.

При этом разыгрывается хитрая схема по втягиванию правительства в переговорный процесс, а наблюдательного совета во главе с неподконтрольным «Привату» Вадимом Чупруном – в ловушку…

ОАО «Укрнафта» является монополистом по добыче нефти в Украине. В среднем за год она добывает по приблизительным подсчетам 2 млн с лишним тонн нефти, около 400 тыс. тонн газового конденсата, около 3 млрд кубометров природного газа и свыше 700 млн кубометров газа нефтяного. Если в процентах, то на » Укрнафту» приходится 93% общей добычи нефти в Украине, 40% газового конденсата и 18% природного газа. Работает всегда без убытка, хотя ее топ-менеджеры при желании могут достаточно свободно обращаться с цифрами, демонстрируя разные показатели, в зависимости от того, какие требуются на данный момент.

Кстати, о менеджменте. Как широко известно, «Укрнафтой» владеют одни (государство), а управляют другие («приватовский» менеджмент во главе с Игорем Палицей). Попытка выровнять эту ситуацию и перебрать законный контроль над компанией правительству не удалась из-за позиции Президента. Напомню, что в прошлом году парламент принял закон, снижающий уровень кворума на собрании акционеров с 60% до 50%, что автоматически позволило бы исполнительной власти в лице (скорее всего, в лице Юрия Бойко) заменить «проприватовский» менеджмент государственным. Однако закон был ветирован Президентом, а Верховная Рада вето преодолеть не смогла.

Впрочем, нынешний кабинет, в отличие от предыдущих, продолжает вести с финансово-рейдерской империей Игоря Коломойского позиционную войну, постепенно отыгрывая у нее «пядь за пядью».

Так, на последнем собрании акционеров компании осенью прошлого года были заменены многие члены наблюдательного совета, а его главой вместо Владимира Каретко стал бывший посол Украины в Туркменистане, донецкий экс-губернатор и креатура Юрия Бойко Вадим Чупрун. Все это усилило позиции Кабмина в вопросе управления нефтегазовым гигантом, хотя «Привату» удалось сохранить на должности топ-менеджера своего ставленника Игоря Палицу.

Причиной «ничьей» в первом раунде битвы за «Укрнафту» стало, как мы уже сказали, вето Президента на Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О хозяйственных обществах», где разрешалось созывать собрания акционеров владельцам не 60%, а 50% акций компаний. На момент договоренности по Чупруну и Палице «Приват» мог и был близок к тому, чтобы сорвать собрание.
Правда, вскоре за «ничьей» последовала перманентная победа Юрия Бойко при помощи «Укргаз-Энерго»: Коломойского заставили «потрясти мошной» и отобрать складированный на черный день в ПКХ газ, принадлежащий его трейдерам «Энергоальянсу» и «Индеко».

Это было сделано через отказ «Укргаз-Энерго» поставлять голубое топливо 16 предприятиям, из которых 14 принадлежат «Привату». Обоснования Минтопэнерго были весьма аргументированными – у «приватовских» трейдеров «Энергоальянс» и «Индеко» в украинских ПКХ имелся свой запас в размере 1,8 млрд кубов, помимо этого «Укрнафта» «припрятала» около 1,8 млрд кубов газа. Для чего? Чтобы использовать принцип коктейля, аналогичный модели работы у нас «УкрРосЭнерго». А именно – дешевый украинский газ смешивается с дорогим покупным и получается «среднеценовая» консистенция, позволяющая получать сравнительно более дешевое голубое топливо, чем у соседних предприятий. Однако когда «Привату» отказались поставлять газ, он был вынужден сначала «сжевать» запасы, а потом платить по полной. Коломойскому это не понравилось, и, как известно, уже появилась информация о его намерении продать убыточный «Днепроазот» структурам Дмитрия Фирташа.

И тут возникает вопрос: где «Приват» брал дешевый газ? У народа Украины.

Напомним, что в прошлом году следственная комиссия парламента обвинила руководство ГАО «Черноморнефтегаз» и ОАО «Укрнафта» в поставке промышленным потребителям газа украинской добычи, предназначавшейся для населения. Алексей Ивченко, занимавший тогда должность руководителя «Нафтогаза», заявлял, что «Укрнафта» свой отказ заключать договор на реализацию газа населению объясняет тем, «что они не имеют права продавать газ в убыток, потому что за это наступает для руководителей уголовная ответственность». При этом он так подозрительно беспокоился о руководителях «Укрнафты», что возникали туманные ощущения «осязаемой коррупции».

К счастью, «штучки» с продажей «Привату» дешевого украинского газа были пресечены. Правительство приняло необходимые меры и документы, которыми определило «Нафтогаз» компанией, которая полностью распоряжается ресурсами украинского природного газа, использующегося для потребностей населения. Таким образом, ГАО «Черноморнефтегаз», ОАО «Укрнафта» и НАК «Надра Украины» передают добытый газ в распоряжение компании, после чего в НАК решают, какой объем из него необходимо поставить населению. Это делает невозможной продажу добытчиками газа промышленным предприятиям.

Председатель правления НАК «Надра Украины» Владимир Каретко, бывший при Ивченко главой наблюдательного совета «Укрнафты» (лояльный к Коломойскому), отказался подчиниться, и 31 января 2007 года Кабинет Министров уволил его, назначив Эдуарда Ставицкого. В «Укрнафте» дипломатично промолчали, но кукиш в кармане был свернут, и «Приват» готовил ответный удар правительству – саботажный.

С марта месяца правление компании решило приостановление добычи углеводородов на ряде буровых скважин Западного нефтепромыслового региона. Речь идет об 1 тыс. 207 буровых скважинах с общим среднесуточным дебитом 1 тыс. 662 тонны нефти с конденсатом и 801 тыс. кубометров газа. На заседании наблюдательного совета «Укрнафты» 13 марта 2007 года будут обнародованы соответствующее технико-экономические обоснования. По предварительным подсчетами, до конца года «Укрнафта», приостановив добычу на указанных скважинах, в целом недополучит около 500 тыс. тонн нефти с конденсатом и почти 250 млн кубометров газа.

Это большой урон общей копилке украинского газа, поскольку каждая его капля на вес золота. Зная взрывной характер Премьера и вице-премьера по ТЭК, Коломойский и его стратеги не решились заявлять о своих намерениях зимой, они подали голос только в конце отопительного сезона.

Повод был выбран – лежащий на поверхности. Помощник главы правления «Укрнафты» Виктор Полубинский сообщил, что с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» №398-V от 30 ноября 2006 года рост цен на добычу углеводородов на глубине до 4 тыс. метров для «Укрнафты» составил 25%, а на глубине до 5 тыс. метров – 50%. При этом рента за нефть возросла с 17,34 грн/т в 2001 году до 1090 грн в 2007 году. Рента за газовый конденсат, не взимавшаяся в 2001-2002 годах, в 2007 году составила те же 1090 грн. Поэтому, дескать, после повышения с 1 января 2007 года ставок рентной платы за нефть и газовый конденсат «Укрнафта» работает себе в убыток, и возобновление добычи на упомянутых месторождениях возможно только при условии уменьшения государством фискальной нагрузки на компанию. На самом деле, жонглируя цифрами, «проприватовские» управляющие забыли сказать, насколько повысились цены на их товар с 2001 года и как это удорожание соотносится с повышением ставки рентной платы.

Анонимный источник в Минтопэнерго, к которому мы обратились с вопросом: «Как Ваше руководство оценило заявления топ-менеджмента «Укрнафты» по поводу сокращен добычи?» – ответил одним словом: «Наглеют». Примерно так же отреагировали источники в других добывающий компаниях, которые платят ренту и молчат. Заместитель министра финансов Татьяна Ефименко заявила, что о снижении рентной платы за пользование углеводородными месторождениями не может быть и речи:

– Ее для того и ввели, чтобы лишить компанию сверхприбылей, которые она получает, используя принадлежащие государству природные ресурсы.

Совершенно очевидно, что, зацепившись за ренту, «приватовский» менеджмент по указанию из «центра» решил продемонстрировать свои возможности в шантаже правительства. При этом они «убивают» нескольких зайцев. Подставляют Вадима Чупруна, поскольку с одной стороны ему кладут на стол обоснования убыточности нескольких проектов и, как хозяин, он должен эти проекты прикрыть. С другой – вынуждают государство в лице Министерства топлива и энергетики идти на переговоры, в ходе которых можно что-то выколотить для себя. В-третьих, напрягают Минфин, поскольку у него в бюджете поступления от упомянутых рентных платежей уже заложены и просчитаны. И если их не будет, значит какая-то больница не получит оборудования, а детям не построят школу.

Эксперты полагают, что целью интриги является принуждение власти к согласию продавать часть добычи заводам Коломойского. Поскольку дешевый газ они уже скушали, а дорогой покупать не хочется, ищут разные пути, чтобы вернуть схему смешивания дешевого отечественного и дорогого импортного газа, от которой их вынудили отказаться.

Правда, не исключено, что наши герои попытаются в свойственном им стиле совместить приятное с полезным (точнее, прибыльным) и выкрутить из признания скважин нерентабельными одну из своих обычных схем. Дело в том, что «Приват» за время хозяйствования в «Укрнафте» научился махлевать со скважинами в двух (как минимум) вариантах. Во-первых, нормальную скважину признают якобы нерентабельной, продают частному инвестору (угадайте с трех раз, кто это), а затем запускают в рабочем режиме. Ревизоры удивляются: как это так – была скважина непригодная, хотели закрыть, а пришла оффшорная фирма со словами «мы от Бени» и все заработало? Неужто волшебное слово сказали? «Нет, – отвечают затейники из «Привата», – это все частный инвестор постарался, хозяин, понимаешь». На самом деле это просто банальный обман государства. Вполне возможно, что в случае с упомянутыми в начале статьи скважинами планируется именно такой трюк.

Второй вариант сложнее, но тоже построен на воровстве. Поскольку скважины подключены к общей трубе, путем нехитрого регулирования (грубо говоря, подкручивания счетчиков) можно нерентабельную скважину представить рентабельной. Для этого надо занизить показатели на соседних скважинах, которые работают на «полную катушку». И получается, что малорентабельная скважина вдруг заработала! Но, естественно, в пользу «новых хозяев».

В любом случае, государство не должно сдаваться. Отдельные решительные товарищи из окружения Бойко и Клюева говорят, что, если «Приват» будет и дальше наглеть, его надо бесцеремонно выбрасывать из «Укрнафты».

– Хватит проявлять вежливость по отношению к тем, кто ни с кем никогда не считался, – сказал один из правительственных аналитиков, – если постараться, можно поставить вопрос о национализации «приватовского» пакета, а также о реструктуризации компании и лишении ее лицензий на добычу, с передачей этих лицензий новосозданной структуре. Иначе мы будем терпеть шантаж со стороны Коломойского по любому поводу.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам