Совет НБУ как ветряная мельница

У спецслужбистов есть такое понятие, как «негодный объект». Это когда внимание умышленно переводится с действительно важных тем на второстепенные. Нечто подобное происходит с конфликтом президента и «антикризисников» вокруг Совета НБУ. Честно говоря, автор не видит здравого смысла в настойчивом требовании главы государства «депарламентизировать» Совет, хотя бы потому, что при этом должности главы Совета лишится… Петр Порошенко, недавно избранный на данный пост.
Напомню, в чем суть конфликта. Некоторое время назад президент инициировал проект изменений в закон «О Национальном банке Украины», где предлагается запретить председателю НБУ и членам Совета состоять в политических партиях. Примечательно, что, хотя НБУ сам обладает правом законодательной инициативы, он с такой законодательной просьбой в парламент не обращался. Закон этот депутаты или отклонили в редакции президента, или вообще не рассматривали (данного нюанса, к стыду своему, не помню), но был принят другой проект о внесении изменений в закон «О Национальном банке Украины». Президент его ветировал, парламент преодолел вето в конце февраля, и вот Виктор Андреевич наложил вето снова.

Напомним: этим документом парламент, вопреки настоятельным требованиям президента, сохранил за депутатами право на членство в совете Нацбанка и не ввел норму об обязательном высшем юридическом или финансовом (экономическом) образовании претендентов на «наблюдение» за Нацбанком.

Член совета НБУ, народный депутат Украины Василий Горбаль уверен, что Верховная Рада и на этот раз сможет преодолеть вето президента, как это уже было с законом о принципах формирования набсоветов госбанков. В противном случае, подчеркнул он, будет действовать старая редакция закона о Нацбанке, позволяющая депутатам быть членами совета НБУ.

В своих замечаниях Ющенко пишет, что, «учитывая значение совета Национального банка как руководящего органа Национального банка, который согласно статье 100 Конституции разрабатывает основы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением, с целью усиления независимости совета НБУ, считал бы целесообразным дополнить закон положением… о невозможности занятия лицом должности члена совета Национального банка при наличии у него представительского мандата, что будет соответствовать норме части третьей статьи 78 Конституции».

Глава государства предлагает пункт 3 раздела I рассматриваемого закона после абзаца первого дополнить новым подпунктом следующего содержания: «Часть вторую выложить в такой редакции: членом совета Национального банка может быть гражданин Украины, имеющий высшее экономическое, финансовое или юридическое образование или научную степень в области экономики, финансов и/или права, и при этом имеет опыт работы не менее пяти лет в органе законодательной власти и/или на руководящих должностях в центральных органах исполнительной власти, обеспечивающих проведение и реализацию государственной финансовой, экономической и правовой политики, в банковском учреждении, или опыт научной работы по финансовой, экономической или правовой тематике, а также не имеет представительского мандата».

Надо заметить, что настойчивость главы государства малообъяснима. В настоящее время в Совет по квоте президента входят директор госучреждения «Институт экономики и прогнозирования» Валерий Геец, его заместитель Анатолий Даниленко, «нашеукраинец» Николай Онищук, член Украинской академии аграрных наук Петр Саблук, вице-президент ОАТ «Кинто» Анатолий Федоренко, главный юридический советник главы правления «Райффайзен-Банк Аваль» Геннадий Шемшученко и заместитель главы Секретариата президента Арсений Яценюк. От парламента Василий Горбаль (владелец «Укргазбанка»), Борис Колесников, Сергей Клюев, Игорь Прасолов, социалист Михаил Гончаров, Юлия Тимошенко собственной персоной и «нашеукраинец» Петр Порошенко.

Никто из них экстремистом не является, и бить метлой по голове «дедушку Стельмаха» не намерен. Тем более что народные депутаты согласились с предложением президента, продлив срок пребывания Владимира Стельмаха в должности главы НБУ. Ранее он должен был освободить кресло в 2010 году, но теперь на заслуженный покой Владимир Семенович уйдет не раньше 2012 года.

Назначение 23 февраля Петра Порошенко главой Совета можно считать весьма логичным, потому как председатель парламентского комитета по финансам и банковской деятельности в силу своих обязанностей занимается вопросами деятельности НБУ и связанными с этой деятельностью изменениями в законодательстве. К слову, в недавнем интервью Порошенко рассказал, что его кандидатура была проголосована по инициативе социалиста Михаила Гончарова, после того как экс-глава Совета Валерий Геец, выдвинутый Василием Горбалем взял самоотвод. Заместителем Порошенко назначен не банкир, но опытный топ-менеджер и специалист по инвестиционным схемам Игорь Прасолов. Хотя его предыдущая должность – управляющий бизнес-империей Рината Ахметова, в Нацбанке он будет играть «совещательную роль», как, впрочем, и все.

Надо отметить, что опасения президента, будто Совет может конкурировать с ним в вопросе контроля над Нацбанком, который Виктор Ющенко по понятным причинам считает своим «вторым домом» (в профессиональном смысле), по большому счету беспочвенны. Реально Совет НБУ на НБУ не влияет. Парадокс? Эпатаж?

Нет, просто в настоящее время мы имеем такое законодательное поле, при котором единственный важный вопрос, закрепленный за советом Нацбанка, – это определение и утверждение «Основных направлений денежно-кредитной политики Украины» на год. Но и этот документ – не более чем аналитический отчет для НБУ и Минфина, на который они могут не обращать внимания. Ни на кадровую политику, ни на текущие решения руководства Нацбанка Совет реально влиять не может. Это находится в компетенции Стельмаха и его подчиненных. Даже учитывая желание Петра Порошенко играть более значимую роль, чем это получалось у Гееца, правовых и технологических возможностей расширить компетенцию Совета пока нет. И это еще больше усиливает сомнения в том, что настойчивая борьба Виктора Ющенко за включение в состав данного органа недепутатов, нечто иное, чем война с ветряными мельницами. В конце концов, какая ему разница, депутаты будут заседать в Совете или бизнесмены без мандатов, назначенные Верховной Радой? Он все равно может в любое время позвонить Стельмаху, и тот выполнит любое пожелание своего бывшего руководителя…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам