Сергей Полищук: «Укратомпром» – первый шаг к ядерному циклу

Атомная энергетика в Украине сейчас по праву фаворит топливно-энергетического комплекса. Оно и неудивительно – дешевая и безопасная электроэнергия завоевывает все больше приоритетов в национальной экономике. Кроме того, повышенное внимание к АЭС вызвано общемировыми тенденциями укрупнения данной отрасли.

О развитии, безопасности и перспективах развития атомной энергетики Украины в эфире «Радио Эра FM» рассказал народный депутат Украины, член фракции БЮТ, глава подкомитета парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Сергей Полищук.

Сейчас много говорят об экспортировании электроэнергии из Украины в страны Европы. Как вы относитесь к подобной перспективе?

Конечно, комитет и я, как народный депутат, поддерживаем такую позицию. Единственное – в Западной Европе, нужно понимать, составляется тариф совсем по-другому, чем в Украине, поэтому для украинских компаний, для энергогенерирующих компаний, даже для тепловых компаний, я уже не говорю о НАЭК «Энергоатом», который способен вырабатывать дешевую электроэнергию, очевидно, вопрос выхода на европейские рынки стоит очень остро. Потому что, если взять, например, статистику за прошлый год, то мы 9 миллиардов киловатт потеряли только из-за того, что украинские сети были не в состоянии предоставить путь для электрики и потеряли из-за того, что блоки закрывались на плановый и внеплановый ремонт. Нужно понимать, что если бы у нас были возможности по постройке новых сетей, по приобретению новых сетей в Восточной Европе, то, конечно же, можно говорить о появлении украинской компании, например, как «Энергоатом», как мощного игрока на рынке Восточной Европы, позже Западной.

Что вы думаете по поводу создания концерна «Укратомпром»?

Сначала по поводу создания «Укратомпрома». Общемировая тенденция, когда мощные корпорации объединяются для достижения той или иной цели. В Украине это решение созрело уже давно, потому что, наблюдая за теми процессами, которые сейчас происходят в мире, мы видим, что французская «Арева» объединяется с «Митсубиси», что «Тошиба» инициирует покупку «Вестингхауза», что в России создается очень мощный концерн и ведутся работы совместно с казахами. Украина не может стоять в стороне от этих процессов, потому что можно, в конце концов, остаться за бортом. Вопрос назрел уже давно. И почему назрел – потому что Украина уже в состоянии обеспечить себя ураном для атомных станций. Это то, чего нет в большинстве стран мира. У нас есть возможность: если говорить официально, то больше 40% запасов мировых урановых руд сконцентрировано на территории Украины. То есть, создание «Укратомпрома» – это первый шаг для того, чтобы в Украине начал работать ядерный цикл. То есть замкнутый ядерный цикл. Я имею в виду, что Украина станет страной, где будет идти процесс обогащения урана. Урана для использования в мирных целях, исключительно для использования на своих атомных станциях.

По оценкам экспертов, концерн «Укратомпром» начнет свою работу только в 2010 году. Что будет происходить до этого в атомной энергетике?

Нужно говорить о том, что в этом году 100 млн. идет на Новоконстантиновское месторождение для того, чтобы его запустить. Еще 150 млн. планируется инвестировать в восточный блок. То есть средства постоянно будут инвестироваться. Сейчас речь пойдет о корпоратизации «Укратомпрома» и привлечении определенных инвестиционных средств. Потому что вы знаете, что единственная возможность заработать у того же «Энергоатома» – это тариф. Тариф сейчас слишком низкий для того, чтобы можно было говорить о том, что «Энергоатом» сам в состоянии финансировать все свои проекты. Потому что речь идет если не о сотнях миллионов, то о миллиардах долларов инвестиций. И до 2010 года речь будет идти о корпоратизации. Если мы говорим о предприятиях, которые вошли в «Укратомпром», то это мощные предприятия, но их корпоратизация и их стоимость в прогрессе вырастут, если они войдут в единую государственную корпорацию. Тогда уже будет идти речь о капитализации этой корпорации, тогда речь будет уже идти о возможном выпуске каких-то акций и выставлении их на мировой бирже. Что это даст? Это даст привлечение определенных инвестиций, дешевых кредитов, дешевых ресурсов, и, как следствие – развитие компании.

Атомная энергетика на сегодняшний день стала фаворитом. Что тогда делать с другими секторами топливно-энергетического комплекса?

При всем уважении к тепловикам, но их тариф говорит сам за себя. Если мы говорим об атомной энергетике, то там тариф в 20 копеек, если мы говорим о ТЭЦ, это тариф в два раза больше. То есть экономика говорит, что перспективы за дешевизной. Чем дешевле, тем больше на этом можно заработать, тем выгоднее этим заниматься, и говорить нужно о перспективах области, которая есть. Весь мир, если мы говорим о развитых странах, обращает сейчас внимание на ядерную энергетику. Если мы возьмем Японию, возьмем Францию – я говорю о наиболее мощных в энергетическом плане государствах, – то ядерная энергетика у них на первом месте. Если мы говорим о безопасности, то такой безопасной энергетики, как атомная, сейчас в мире не существует. Меньше всего опасна для окружающей среды именно атомная энергетика. Японцы в Индонезии начали строить атомные станции. Возьмем наших соседей – Белоруссия заканчивает строительство атомной станции. Прибалтика, для того чтобы наконец-то получить какую-то энергетическую независимость, строит атомную станцию, хотя вы понимаете, что та же самая Литва или Латвия или Эстония не имеют возможности использовать свое топливо, использовать некие распределительные сети, которые уже есть. То есть там речь идет о строительстве с нуля. У нас все это есть, у нас, главное, есть специалисты, и есть желание. У нас есть возможность использовать ядерное топливо.

Как настроен комитет по вопросам ТЭК и парламент в целом к вопросу постройки централизованного хранилища ядерных отходов?

На самом деле, вопрос перешел в политическую плоскость. «Холтек» выиграл тендер, но речь идет о том, что если мы возьмем тайминги, когда они должны были сдать те или иные работы, то тайминги эти сорваны. Если говорить о том, что выполнено, то снова это все в стадии проекта. Поэтому мы не исключаем возможности, что пойдем по краткому пути, что мы возьмем какой-нибудь пилотный проект строительства хранилища, на месте, где находится станция, не делать централизованого хранилища пока что, в Чернобыльской зоне, потому что против этого выступает Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций в данный момент, и неизвестно, на самом деле, как лучше всего сделать, но пилотный проект, скорее всего будет. Это будет хранилище на отдельно взятой станции, на месте, где урановые руды выгружаются, там, на месте, оно и будет возведено.

Руководство «Энергоатома» заявляло о проведении независимой экспертизы. Поможет ли она строительству ЦХОЯТ?

Руководство «Энергоатома» готово провести несколько таких экспертиз. У нас будет одна официальная экспертиза, одна независимая, поэтому в результате мы будем иметь уже четкий вывод. Потому что у нас разделяются мнения. Одни говорят – такой сделать ЦХОЯТ, другие говорят, что лучше его в Чернобыльской зоне делать, третьи говорят, что на энергоблоке лучше строить. Поэтому мы лучше выслушаем мнение экспертов, прислушаемся к нему и сделаем так, как нужно и так, как лучше.

Снимет ли экспертиза вопросы по целесообразности постройки?

Когда нечего говорить, говорят обычно совершенно неразумные вещи. Это практика всех стран – есть топливо, которое вырабатывается и есть хранилище, где оно хоронится. Не будет Россия постоянно забирать наше топливо к себе на сохранение. Речь идет только о временном хранении. Давайте эту проблему оставим еще и нашим детям, и нашим внукам… ну, это такой путь в никуда. Его нужно решать и нужно решать сейчас, потому что сейчас он к времени.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам