Конституционный суд или мир слухов

Если нет достоверной информации, то ее, как правило, заменяют слухи. На этот раз рассадником слухов стал Конституционный суд. Уже во второй раз за последние две недели высшие эшелоны власти страны пользуются системой оповещения “одна баба (мужик) сказала (сказал)”. Не какие-то там “шакалы пера” из интернета, а целые вице-премьеры, лидеры фракций, представители Секретариата президента пересказывают друг другу страшную и тайную историю о неком “рейтинговом голосовании” в КС по поводу подсудности дела об отмене конституционной реформы.

Каждый норовит украсить свой рассказ некими подробностями, которые свидетельствуют о высоком уровне его информированности. “Тринадцать членов Конституционного суда высказались за то, чтобы не рассматривать это представление вообще”. “Одного увезла «скорая», а еще трое глотали таблетки”. “Решили ничего не говорить прессе, а всю информацию опровергать”. На основе этих обрывочных сведений аналитики строчат, как дятлы в лунную ночь, пространные комментарии. Интернет-ресурсы пестрят глубокомысленными сообщениями со ссылками на некие “осведомленные источники”. Сами “осведомленные источники” созваниваются друг с другом и уточняют данные, которые сами же и запустили. Поскольку дело происходило в минувший четверг после шести вечера, аккурат накануне выхода большинства еженедельных изданий, специализирующихся на “политической жвачке” (это когда тему досрочных выборов парламента “пережевывают” с пространными комментариями политиков и априори тупыми мыслями насчет “очередного витка конфронтации ветвей власти”), то возбужденные обозреватели доводили друг друга до истерики, пытаясь решить сакраментальный вопрос: запускать информацию в дело или не запускать? Если запускать, то тогда придется всю концепцию уже написанных материалов менять. А подтверждения от КС получить не удалось никому. В результате существует вполне реальная опасность громко испортить воздух в газетном формате и затем нарваться на очередное опровержение главы Конституционного суда Ивана Домбровского. Соответствующий прецедент уже имел место.

В конце февраля одна из газет вышла с сенсационным материалом о неком “предварительном заседании судей КС” по поводу дела №1. Чтобы не путаться в понятиях, сделаем небольшое отступление и напомним нашим информированным в доску аналитикам о сути рассматриваемого вопроса. Кто все знает, может пропустить следующий абзац.

18 января 2007 года Конституционный суд официально приступил к рассмотрению дела по представлению 47 народных депутатов относительно соответствия Конституции закона «О внесении изменений в раздел V – «Заключительные и переходные положения» закона «О Конституционном суде». По мнению авторов представления, этот закон ограничивает права КС, поскольку запрещает «трогать» политическую реформу. Дескать, не судейское это дело – решать вопрос об отмене декабрьского пакета 2004 года. Вопрос действительно жутко принципиальный, поскольку от соответствующего решения КС зависит весь дальнейший политический расклад. Если окажется, что суд может, то в повестку дня будет включен вопрос о денонсации нынешней формы правления. Естественно, в пользу Ющенко. Если нет, то Секретариат главы государства круто облажается.

И вот с тех пор вокруг высшего толковательного органа власти началась сплошная кутерьма. Время идет, а решения нет. Хотя, по логике развития событий, оно (решение) уже должно быть на подходе. Напряжение растет. Поскольку пошли уже слухи о конкретных суммах, которые заносятся тем, кому надо, то заинтересованные лица стали нервничать. Поэтому вполне понятно, что вакуум информации стал заполняться, скажем так, непроверенными сведениями со ссылкой на информированные источники. Естественно, СМИ оказались в эпицентре системы «один лидер фракции сказал другому лидеру». Состояние журналюг вполне объяснимо. Кто первый «сольет» горячую информацию в удобной квазиполитологической форме, тот и окажется на коне. Пойдет цепная реакция. Тему подхватят все, поскольку она поистине взрывная. Короче, чисто бомба. А взорвать информбомбу хотят все.

Вот и появилась в конце февраля печатная информация о «предварительном голосовании». Ее тут же опровергла пресс-служба КС в достаточно резкой форме, с намеком на некие санкции. Да что пресс-служба… Сам председатель Конституционного суда Иван Домбровский вынужден был появиться на людях, чтобы денонсировать информацию о «тайной конституционной вечере». Вел он себя несколько нервно, поскольку намекал на какое-то «давление» и грозился уйти в отставку. Ну, само собой разумеется, все решили, что дыма без огня не бывает. Значит, действительно в недрах высшего органа судебной власти идут непростые процессы, которые пытаются скрыть от широкой общественности. Вывод – скоро должно рвануть.

Поэтому появление второй серии слухов стало вполне закономерным явлением. Началось все, как мы уже писали, в минувший четверг, вечерком. Облеченные в аналитическую форму рассказы «информированных источников» были напечатаны аккурат перед уик-эндом. Теперь следует ждать официальной реакции пресс-службы Конституционного суда. Но уже сейчас можно сделать некоторые выводы.

Первый: разговоры о проведении загадочного «рейтингового голосования» в КС являются следствием непрозрачной формы работы самого суда. Как известно, недомолвки, отказ от предоставления информации приводят к прямо противоположному эффекту – появляются предположения, которые потом практически невозможно опровергнуть.

Второй: «истерия слухов», связанных с рассмотрением КС самого резонансного дела (круче только отмена политрефомы), подрывает веру в незаангажированность судей. Поясним сказанное на простом примере. Допустим, голосование действительно состоялось. Его результаты тут же стали известны заинтересованным сторонам. Началось бешеное давление одной из конкурирующих группировок на суд. В результате было принято решение все отрицать и попробовать еще раз. Возможен такой вариант развития событий? Вполне. Если события действительно происходили по указанной схеме, то Конституционный суд фактически стал участником некоего тайного сговора. Более того, он стал жертвой политического давления. Следовательно, его способность вынести объективный и незаангажированный вердикт по рассматриваемому делу поставлена под сомнение.

Третий: деятельность КС уже политизирована, поскольку суд стал источником скандалов. Его де-факто используют в «разводных» схемах. Теперь достаточно доказать факт проведения тайного «рейтингового голосования», чтобы поставить в парламенте вопрос о недоверии судьям КС. Вплоть до отзыва присяги. А если ВР отзовет своих представителей из суда, то этот институт конституционного надзора окажется парализованным. В таком случае у президента выбивается из рук предпоследний козырь.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам