Китай нанес удар миру

События в Китае напомнили человечеству историю почти 10-летней давности, когда первый азиатский кризис захлестнул мир. Понижение европейских и российских индексов, которые последовали за обвалом на китайских биржах, показали зависимость мировой экономики от Китая. Раньше причиной фондовых кризисов являлись только события в США, Европе и реже в Японии…

Следует напомнить, что последний мировой кризис начался с краха банковской системы в Чехии весной 1997 года. Осенью того же года он охватил Малайзию и Таиланд. В начале 1998 года кризис распространился на Индонезию, Южную Корею и Японию. В августе достиг России, затем переместился в Бразилию и Аргентину, которые находятся под угрозой серьезных потрясений в настоящее время.

Особенность глобального финансового кризиса 1997-1998 гг. состоит в том, что это первый кризис, поразивший большинство стран с развивающимися рынками, к числу которых относится Россия. Кризис оказал существенное влияние на мировую финансовую систему в целом, поставив вопрос о необходимости ее реформирования, включая реформу международных финансовых организаций (МФО). Мировая экономика испытала наиболее серьезные потрясения за период после нефтяного шока середины 70-х – начала 80-х годов.

Мировой финансовый кризис доказал, что самое плохое может скорее произойти в благополучной бурно развивающейся стране, чем в государстве, испытывающем длительные проблемы. Очевидно, что ни длительный экономический рост, ни благоприятное отношение международных финансовых организаций не служат гарантией от кризиса национальной финансовой системы, массовых банкротств банков и промышленных предприятий, падения курса валюты. Один из уроков последнего финансового кризиса в Восточной Азии состоит в том, что даже быстрорастущая экономика с несформировавшейся, хрупкой финансовой системой не в состоянии противостоять действиям международных инвесторов. На малейшие колебания экономической и политической конъюнктуры в первую очередь реагируют портфельные инвесторы, довольно легко перебрасывающие средства на более надежные, хотя и менее прибыльные рынки.

На России экономический кризис «отыгрался» в начале 1998 г. и привел к «черному понедельнику». Дефолт внутреннего долга и вероятное прекращение платежей по внешнему долгу (некоторым его видам) России оказались звеном в развитии мирового финансового кризиса.

Произошедшее в Китае – несколько иного плана. Оно доказывает, что любое слово значимого лица или госоргана в быстрорастущей экономике может привести к необратимым последствиям. Все началось с того, что комиссия по рынку ценных бумаг Китая (China Securities Regulatory Comission) в лице чиновника по имени Бо Силай намерена начать проверку участников рынка по подозрению в рыночных махинациях, которые привели к стремительному росту рынка. Действительно, только за прошлый год Shanghai Composite вырос на 130%. Для сравнения, российский рынок в 2006 году прибавил порядка 70%, и уже это считается исключительным результатом среди развивающихся экономик (к ним, кстати, относится и Китай).

В результате значительного роста китайского рынка туда стали перекладываться многие фонды, ориентированные на агрессивную и достаточно рискованную игру. Только за первые два месяца текущего года китайский фондовый индекс «потяжелел» еще на 14%. Даже намек на возможное расследование китайских регулирующих органов подействовал на спекулянтов как холодный душ. Они поспешили зафиксировать прибыль. В результате фондовые индексы Китая во вторник обвалились сразу на 10%.

Эта волна пошла по всем мировым финансовым рынкам: стремительно дешевели акции и в Западной Европе, и в России. Причем все это происходило на фоне достаточно высоких цен на сырье. Однако, поддавшись общим паническим настроениям, фиксировать прибыли начали и в России. Рынку не помогли ни цены на металлы, которые опять приблизились к своим историческим максимумам, ни цены на нефть, которые в ночь со среды на четверг перевалили за отметку 61 доллар за баррель.

С утра в среду падение возобновилось, причем приняло угрожающий характер: цена многих бумаг приблизилась к годовым минимумам, преодоление которых могло спровоцировать масштабный обвал, подобный тому, который был в мае прошлого года. «Газпром» прошел вниз уровень 265 рублей за акцию (ММВБ) – напомним, что прошлый год закрылся на отметке 300 рублей за акцию. Dow Jones не знал такого падения с 11 сентября 2001 года, британский FTSE 100 снизился на 2,31%, французский CAC-40 – на 3,12%, а немецкий DAX – на 3,05%.

Другие индексы США упали 27 февраля еще больше, чем Dow Jones. Так, индекс высокотехнологичных компаний Nasdaq снизился на 3,86%, а «индекс широкого рынка» S&P; 500 – на 3,47%. На Нью-йоркской фондовой бирже на каждые четыре подорожавшие акции пришлось 29 подешевевших. В сумме американские компании за один день потеряли в капитализации около $600 млрд. Правда, справедливости ради нужно сказать, что в США к «китайской проблеме» добавились еще и местные новости – Федеральная резервная система намекнула на возможное замедление темпов роста ВВП к концу года.

На Украине мировой обвал пока не отразился благодаря тому, что у нас нормального фондового рынка в его привычном понимании пока, к счастью, не существует. Как говорится, нет худа без добра. Но теоретически крупные украинские компании могут пострадать в будущем, если «упадут» рынки сбыта (т.е. на них снизится платежеспособность).

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам