Талибан сигнализирует Чейни

Террорист-смертник взорвал себя у главной американской военной базы в Афганистане утром, меньше чем через сутки после того, как вице-президент Дик Чейни приехал, чтобы обсудить растущую активность Талибана с афганским президентом Хамидом Карзаем. Хотя сам Чейни был далеко от опасного места, приуроченный к его приезду теракт подчеркивает важность миссии вице-президента в регионе, пишет «Time»

Чейни только что прибыл в Афганистан после окруженной строгой секретностью четырехчасовой остановки в Пакистане, где он в частном порядке дал силовой сигнал президенту Первезу Мушаррафу, призвав его к более агрессивному наступлению на Талибан и растущую активность «Аль-Кайеды».

Оценка теракта на авиабазе в Баграме еще не завершена. Есть сообщение о двух убитых американцах и одном гражданине Южной Кореи, тогда как очевидцы говорят о четырех-восьми иностранцах и как минимум десятке убитых и раненых афганцев. Террорист не пробрался в глубину объекта, взрыв произошел у первых ворот. Чтобы попасть на саму базу, ему пришлось пройти еще как минимум через три блокпоста. И, тем не менее, это очередной эпизод в серии насильственных атак в стране, и эта серия может возвещать о начале ожидаемого весеннего наступления Талибана. Талибан взял на себя ответственность и утверждает, что знал о визите Чейни заранее. Более вероятно, что они послали смертника после вечернего объявления о том, что переговоры Чейни с Карзаем отложены из-за снежной бури, и у них неожиданно появилась возможность сделать свое драматичное заявление.

Афганские чиновники давно обвиняют Пакистан в поддержке мятежа талибов с целью получить стратегический рычаг в регионе, Исламабад отвергает эти обвинения. Но сведения, собранные в последние месяцы разведками США, НАТО и Афганистана, показывают, что возрождающийся Талибан относится к границе Пакистана с Афганистаном как к вращающейся двери, атакуя войска коалиции в Афганистане, а затем отходя в неконтролируемые западные провинции Пакистана для перегруппировки и экипировки.

Исламабад отрицает, что Талибан использует Пакистан как убежище, а Мушарраф прошлой осенью обещал укрепить границу и разгромить учебные лагеря. Хотя Пакистан закрыл несколько лагерей, наблюдатели в Пакистане и Афганистане говорят, что он прилагает недостаточно усилий, чтобы прекратить деятельность Талибана и «Аль-Кайеды» в регионе, и это чувство, похоже, разделяет администрация Буша, судя по недавнему потоку официальных визитов в пакистанскую столицу.

США особенно обеспокоены мирным соглашением, которое Мушарраф заключил в сентябре прошлого года с племенными лидерами Вазиристана, горного района, граничащего с Афганистаном. В соглашении он предложил им больший суверенитет в обмен на обещание выгнать иностранных боевиков. Мушарраф назвал соглашение успехом и пообещал в то время президенту Джорджу Бушу, что «не будет Талибана и не будет «Аль-Кайеды». Однако с сентября количество атак, совершаемых с переходом границы, по данным коалиционных сил на афганской стороне, утроилось, а две недели назад госсекретарь Кондолизза Райс назвала ситуацию «разочарованием».

Визит Чейни – это очередной признак усиливающегося недовольства администрации неспособностью – или нежеланием – Пакистана разгромить исламских боевиков. Переговорам Чейни с Мушаррафом, хотя Белый дом не характеризует их как «жесткий сигнал», предшествовал аналогичный визит в январе министра обороны США Роберта Гейтса. С тех пор слухи в американском разведывательном сообществе свидетельствуют об усиливающихся опасениях, что «Аль-Кайеда» вновь обосновывается в Вазиристане. Заместитель директора ЦРУ Стивен Каппс сопровождал Чейни в этой части турне, что может указывать на другие беседы в частном порядке, касающиеся свидетельств дальнейшей деятельности «Аль-Кайеды» в регионе.

Если дело обстоит так, то в ближайшие месяцы и Пакистан, и Афганистан, возможно, ждет значительный рост насилия. Пресс-секретарь пакистанского МИДа Тасним Аслам говорит, что Мушарраф уже делает все, что может, для поддержания порядка в регионе, подчеркнув, что вдоль границы находятся 80 тыс. военнослужащих, примерно 800 из которых погибли в стычках с боевиками на обеих сторонах. Пакистан также огораживает оживленные участки незаконного перехода границы и установил биометрическую идентификационную систему на главной западной заставе Хаман. «Мы делаем все возможное, чтобы прекратить деятельность, связанную с пересечением границ, – говорит она. – Но мы ожидаем аналогичных мер и от другой стороны. Что делают афганцы для борьбы с этой проблемой? А США?»
Это стало обычной темой в Пакистане, где чиновники считают, что их несправедливо винят в неудачах Афганистана, и недовольство часто окрашивает заявления правительств об отношениях Пакистана, США и Афганистана. После визита Чейни пакистанский МИД гневно возражал в заявлении для прессы: «Пакистан не примет диктат ни с одной стороны, ни из одного источника». Это может иметь успех в Пенджабе, но Пакистан, возможно, хочет начать учиться делать заметки. Демократы в США проводят в Конгрессе закон, который остановит военную помощь Пакистану, если президент Буш не сможет доказать, что пакистанское правительство делает все возможное, чтобы остановить деятельность Талибана и «Аль-Кайеды». Хотя такой законопроект, скорее всего, потерпит неудачу в Сенате, вероятность вмешательства Конгресса куда эффективнее простых увещеваний. Пакистан является одним из крупнейших получателей американской помощи и получил более 3,5 млрд. долларов с 2002 года.

Даже если Мушарраф удвоит количество войск на границе, говорит западный дипломат в Пакистане, есть шанс, что это осложнит ситуацию, разжигая антиправительственные настроения. «Единственный способ решить проблему боевиков в племенных районах – это массивное развитие, – говорит он. – И даже в этом случае речь идет о 10-15 годах». Это мрачный прогноз, учитывая, что командир Талибана мулла Дадулла, позвонив в агентство Reuters на прошлой неделе, заявил, что «нынешний год окажется самым кровопролитным для иностранных войск». Он утверждает, что скоро сможет развернуть около 10 тыс. бойцов, 2 тыс. из которых являются обученными террористами-смертниками, подобными тому, который взорвал себя у авиабазы в Баграме. Хотя эти цифры могут быть сильно преувеличенными, Талибану в этом году удалось на короткое время захватить два городка, и это пугающее предупреждение о том, что может ожидать в будущем.

Хотя Пакистан и Афганистан торгуются из-за того, кто больше виноват в активности Талибана, ясно, что без серьезных перемен в обеих странах регион рискует погрузиться в новый котел насилия, подобный тому, который взрастил «Аль-Кайеду». «Это главное сражение войны с терроризмом, – говорит Абдулла Абдулла, бывший министр иностранных дел Карзая. – «Аль-Кайеда» потеряла свою столицу в Афганистане и создает впечатление, что забирает ее обратно. Очень важно для США, для Афганистана, для Пакистана и для всего мира, чтобы мы этого не допустили. Наша общая цель – сделать все возможное, чтобы отстроить Афганистан как мирное государство».

Перевод — «ИноПресса»

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам