Юрий Ехануров: Говорить об обьединении с БЮТ не приходится

Юлия Тимошенко называла недавно его «сказочником». За высказывание о возможном объединении «Батьківщини» с эсдеками. На самом деле Юрий Ехануров относится к категории прагматичных политиков. В свое время он последовательно выступал за создание широкой коалиции «Нашей Украины» с Партией регионов. И в случае реализации этого политического проекта, скорее всего, действительно удалось бы избежать позорного для страны противостояния Президента и премьера.

Если бы Ехануров стал премьером сразу после инаугурации нового главы государства, то история страны также могла бы развиваться по-другому. Но это всего лишь предположения, которые, тем не менее, базируются на личных качествах конкретного человека.

Юрий Иванович, уже не первый год продолжается дискуссия на тему — должен Президент возглавить партию «Наша Украина» или нет? Недавно Ющенко заявил, что подчинится решению партсъезда. Есть шанс, что его изберут?

— Во всяком случае, если будет выдвинута кандидатура Виктора Андреевича и он даст свое согласие, то можете не сомневаться — изберем единогласно. Потому что это все-таки партия Виктора Ющенко. Но кроме «нашеукраинской» отчетно-выборной кампании идут и иные процессы. Серьезные переговоры ведутся с другими партийными силами. Думаю, что скоро наступит пора объединительных съездов.


Сколько уже было разговоров на эту тему, которые заканчивались одним и тем же, то есть ничем…

— Главное, чтобы было четко заявлено — мы объединяемся или не объединяемся? Не надо морочить друг другу головы, как это было на протяжении многих лет… Начинают рассказывать о конфедерациях, блоках и так далее. Как свидетельствует опыт, к следующим парламентским выборам необходимо консолидироваться. Принятие решений в демократическом блоке — это довольно длительная и непростая процедура. И с точки зрения избирательной технологии, конечно же, на выборы все-таки надо идти одной партией. Если это удастся…


Недавно вы грустно пошутили насчет объединения СДПУ(о) и БЮТ. Чем вызвана ваша ирония?

— Не надо вырывать эту фразу из общего контекста моего выступления на круглом столе. Я говорил о том, что в Украине левый и правый спектр политических партий перепутан. На мой взгляд, следует классифицировать политические силы по их отношению к частной собственности. Тогда все станет на свои места. «Батьківщина» фактически является левоцентристской партией. Об этом свидетельствуют заявления и практические действия ее лидеров. Есть несколько партий социал-демократического уклона, из которых самой мощной и организационно структурированной является СДПУ(о). Логично, что левый спектр будет ожесточенно бороться между собой за своих избирателей. Коммунисты и социалисты проигрывают эту борьбу. Насколько я понимаю, в СДПУ(о) сидят разумные люди, хорошие орговики, и было бы вполне естественно, если бы они договорились с «Батьківщиной» о совместных действиях. Логика заставит их лидеров сесть за стол переговоров.


Вы как-то странно отзываетесь о своих политических партнерах. БЮТ и «Наша Украина» сегодня договариваются о сотрудничестве, а вы в это объединение еще и эсдеков «засовываете»…

— Я говорю о политическом процессе. Теперь по поводу «Нашей Украины». Эта партия находится в правом центре. И я лично делаю все для того, чтобы экономическая программа НСНУ была либеральной. А говорить об объединении с БЮТ не приходится. Речь идет лишь о координации совместных действий оппозиции. Это нормальный процесс для любого парламента.


То есть сотрудничество продлится исключительно до выборов, а дальше каждый будет бороться сам за себя?

— За 7—8 месяцев до выборов все начнут думать о себе, о своей политической силе. И это естественно.


Вам не кажется, что действия БЮТ направлены на то, чтобы раздробить «Нашу Украину» и присоединить ее по кускам?

— Понимаете, фракция «Наша Украина» сегодня — это блок, который состоит из шести политических сил плюс непартийные. Естественно, что широко представлены различные политические взгляды. На мой взгляд, Народный рух Украины — это левый центр. Впрочем, как и УНП. Что касается НСНУ, а также Партии промышленников и предпринимателей, то это правый центр. Мы, скажем так, разнообразные. Поэтому абсолютно нормально, что идет борьба за влияние.


Процесс-то нормальный. Но не приведет ли он к тому, что «Наша Украина» окажется недееспособной?

— Понимаете, мы привыкли к авторитарной модели построения общества и партии. Есть лидер и все остальные должны построиться в одну колонну и идти к светлому будущему строевым шагом. А НСНУ — партия другого типа, довольно демократичная. Проблема заключается в том, что те, кто работает сегодня на стратегию, к сожалению, больше проигрывают. Это правда. Но, тем не менее, я считаю, что нужно в первую очередь думать о стране, а не о себе, и следует все-таки работать на стратегию. При этом делать выводы из ошибок, которые мы уже совершили.


В сухом остатке — две крупные политические силы. Это и есть двухпартийность?

— Во-первых, Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко — это авторитарные политические силы, которые ориентированы на своих лидеров. Во-вторых, они представляют интересы определенных территорий Украины. И это большая проблема для страны. Мы ведь жили при диктаторском режиме не одно десятилетие. Мне бы очень не хотелось жить в стране, благополучие которой зависит от настроения одного человека. Представьте себе, что одна из партий побеждает, а вторая уходит в оппозицию. За пять лет, которые пройдут от выборов до выборов, в стране произойдут довольно жесткие события, направленные на уничтожение оппозиционной силы. Не хочется подобного развития событий. Тем более что Украина сегодня довольно разнообразная. И я могу утверждать, что электорально страна делится не на две части. Как минимум на четыре-пять. Поэтому насильно загонять Украину в двухпартийную систему очень не хотелось бы.


Почему «Наша Украина» выступает против императивного мандата?

— Императивный мандат — это наследие диктаторских режимов. Или следствие очень уж молодой демократии, как в случае с Украиной. Я считаю, что это ошибка. И поэтому поставил свою подпись под представлением в Конституционный суд. Таким образом я высказал свою точку зрения.


Вы выбираете стратегию, а БЮТ «лупит» тактически. И выигрывает, поскольку во всеобщем хаосе люди инстинктивно тянутся к сильным личностям.

— Я понимаю, что на данном историческом этапе выигрывать будут те, кто устраивает яркие шоу. И это проблема не только Украины. Артисты становятся губернаторами и так далее. Но очень бы хотелось, чтобы мы все-таки думали о завтрашнем дне. И чем больше людей станет думать о своих интересах, а не устраивать шоу, тем больше будет у меня сторонников. Интересы людей — в первую очередь. А это значит, что на первый план будут выходить вопросы экономической свободы и частной собственности, а также равенства всех перед законом.


С точки зрения стратегии развития страны необходимо ли в очередной раз перекраивать Конституцию? Или же лучше не трогать?

— К сожалению, трогать придется, поскольку действующий вариант Конституции нетехнологичен. Раз у ветвей власти возникают проблемы, то, естественно, нужно вносить изменения в Основной Закон. Необходимо создавать специальную комиссию, которая бы на основе компромиссов договорилась о том, как следует усовершенствовать нынешнюю конституционную модель.


Какие именно необходимо вносить изменения?

— В первую очередь те, которые касаются вопросов взаимоотношений парламента и Кабинета министров, парламента и президента, правительства и президента. Ну и самый большой объем работы предстоит сделать по решению проблемы отношений между центром и регионами. Это очень важный момент. Если мы дадим реальную экономическую основу для жизнедеятельности села и города, то тогда станут задавать вопросы: а для чего нужны районы, области? Какой объем их полномочий? И начнутся очень горячие дискуссии именно по этой части Конституции.


Новую Конституцию надо принимать на референдуме, в парламенте или с помощью Конституционной ассамблеи?

— Референдум ни к чему не обязывает. Да, можно узнать мнение людей, чтобы потом на него ссылаться в ходе переговоров. У нас уже были референдумы. Ну и что? Я считаю, что в любом случае Конституцию будет принимать парламент. И парламенту надо договариваться с Президентом. Создавать для этого большую комиссию, в которую войдут серьезные политики и юристы. Думаю, необходимо добиться общественного компромисса, поскольку речь идет о 300 голосах в парламенте. И самый главный компромисс заключается в достижении понимания между двумя политическими силами — Партией регионов и «Народного союза «Наша Украина». Нравится это кому-то или не нравится. Если две политические силы найдут в себе мужество договориться, значит, лозунг Майдана «Схід и захід разом!» будет реализован. И я думаю, что это будет высшей оценкой всему политическому истеблишменту Украины.


В каком случае «Народный союз «Наша Украина» поддержит идею проведения досрочных выборов в парламент?

— Я лично буду выступать против досрочных выборов, поскольку это нереально. А я хотел бы, чтобы ставились реальные задачи. Дальше вступает в силу партийная демократия. Будем голосовать. Договоримся или не договоримся — вот и все.


Если Президент напрямую возглавит «Нашу Украину», то возникнет конфликт двух оппозиционных лидеров — Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко. Кто из них будет главнее?

— Что я могу сказать… Разница заключается в том, что «Наша Украина» — пропрезидентская сила. Ничего нового в подобной ситуации нет. Это уже проходили во Франции. А для Украины подобный вариант в новинку. Есть ценности, за которые БЮТ не будет голосовать, есть ценности, за которые мы будем вместе голосовать. Я не вижу в этом чего-то особенного. И сейчас реальные действия нашей политической силы свидетельствуют о том, что возможны различные варианты развития событий. Еще остается много времени до следующих выборов. И тот, кто будет ставить только на сегодняшний день, на мой взгляд, проиграет.


Кстати, о вариантах. На весну запланированы массовые акции протеста. Какова позиция «Нашей Украины»?

— Мы примем решение. У нас будет съезд, на котором обсудим эти и другие вопросы. Во всяком случае, правительство дает повод для массовых протестов. И если они к тому времени не примут какого-то логичного решения, значит, получат то, что получат. В чем заключается суть вопроса? Президент хотел в конце прошлого года рассмотреть на заседании Совета безопасности и обороны вопрос о ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве страны, а также проблему тарифов. Тогда председатель Верховной Рады и премьер-министр заявили, что это дело Кабинета министров, а не Президента, и выступили категорически против проведения такого заседания Совбеза. Ну не захотели они вместе с Президентом нести ответственность за ситуацию в ЖКХ. Теперь же правительство валит все на своих предшественников. Подобная позиция вызывает удивление. Если ты руководишь исполнительной властью, то неси этот чемодан, нравится он тебе или нет. А начинать открывать конверты, как в известном анекдоте, это слабый ход. Удивляет то, что огромная армия политтехнологов, умных людей, которые работают на Партию регионов, не дали им рецептов, как себя вести. И каждый ляпает то, что может.

Мне особенно нравятся перлы экономического блока правительства. Ребята должны опомниться. И прежде чем ляпать языками, делать заявления — звать технологов. Чтобы они им рассказывали, что народу нужно объяснять и втолковывать не только приятные вещи. Да, повышение будет, но мы создаем такой-то механизм защиты. Однако они не хотят признавать свои ошибки. Они начинают опять рассказать, что виноват кто-то другой. Как же так? Ты у власти, а виноват кто-то другой. Я прямо скажу: повышение тарифов — это первый столб, о который правительство лбом ударилось. Причем они сами себе этот столб нашли, потому что Президент хотел поделить с ними ответственность, но они не согласились. Дескать, мы сами все умеем. Ну теперь рассказывайте народу, как вы сами все умеете.


А разве не вы, будучи премьер-министром, заложили основы для нынешнего повышения цен?

— Не гоните, ребята. Сейчас у власти то правительство, которое есть. Я за время своего правительства очень четко могу расписаться по всем делам — по росту зарплаты, тарифов и так далее. Пусть другие поучатся, как надо работать. А теперь пусть попробуют прыгнуть на такую же высоту. С точки зрения логики развития экономического процесса правительство должно сделать много непопулярных шагов. К большому сожалению, постоянные выборы в стране привели к тому, что людям страшно хочется постоянно нравиться другим людям. В особенности будущим избирателям. И правительство не хочет брать на себя ответственность за проведение мер, которые могут быть непопулярными. А если приходится делать непопулярные шаги, то обязательно хочется свалить всю вину на других. Когда я в мае подряжался на работу в Кабмин, то сказал: тот, кто захочет сделать страну современной, модернизировать, должен будет себя как политика уничтожить, чтобы заложить такие экономические основы, которые позволили бы потом государству находиться на хорошем уровне в мире. Правительство пока не определилось — быть умным или красивым? Пусть они определятся.


Вы последовательно выступали за создание широкой коалиции с Партией регионов. Хотя история и не терпит сослагательного наклонения, но как бы развивались события в случае образования такого союза?

— Думаю, что к следующим выборам страна вышла бы на серьезный уровень. Знаете, мы ведь во многом себя недооцениваем. На самом деле Украина входит в сорок наиболее развитых стран мира. Но у нас есть много пробелов из-за того, что мы были частью большой страны. И естественно, необходимо было залатать дыры. И это уже сделали. У нас существовала совершенно непонятная структура экономики, которую необходимо было менять — мы это тоже сделали. Теперь надо установить правила игры, которые были бы одинаковыми для всех, и ориентироваться на среднего украинца. Украинец должен быть в меру богатым, и это богатство он обязательно будет прятать и рассказывать всем, какой он бедный. Потому что такова ментальность. 90% украинцев говорят, что они бедные. Но в прошлом году купили новых автомобилей на 40% больше, чем в 2005-м. А в 2005 году — на 30% больше, чем в 2004-м. По мобильным телефонам примерно такие же показатели. Кстати, я мечтаю еще о том, чтобы и в отношении интернета мы совершили прорыв.

Стране нужны серьезные структурные реформы и простые законы, о которых уже, кажется, все давно должны были договориться. Это закон об акционерных обществах. Я очень рад, что наконец Кабинет министров вроде бы его пропускает. Нам надо, в конце концов, решить вопрос с принятием Налогового кодекса. Это очень сложно, но надо. Нам надо ввести рынок земли, частную собственность на землю. Надо сделать ряд весомых международных заявлений, которые бы говорили о том, что мы очень серьезные люди, и никаких пересмотров наших решений по поводу собственности в стране быть не может по определению. Ну и потом, наверное, уже следующим этапом — может быть, в 2009—2010 годах — решить вопросы, связанные с международным положением нашей страны.


Мы так понимаем, что в соответствии с вашей стратегией до следующих выборов нынешнее противостояние властей продолжится?

— Если говорить об интересах, то проблем нет. Если говорить о ненормальной политической ситуации, которая сложилась в Украине, то здесь большая проблема. Понимаете, естественным был бы союз левого или правого спектра. Но образовалась противоестественная коалиция. Эти ребята из Партии регионов напоминают мне Савву Морозова, который кормил коммунистов на свою голову. Вот они тоже кормят. Социалисты сами кормятся. Поэтому что мы хотим? Мы хотим нормального, естественного развития Украины, когда страной правит нормальная, а не противоестественная коалиция.


Учитывая последние перемещения в руководстве «Нашей Украины», у вас не было желания создать собственный политический проект?

— У меня есть взгляды, которые я стараюсь каким-то образом пропагандировать везде, где можно. Становиться партийным лидером у меня нет ни малейшего желания. Это совершенно другая работа, другая специальность. И я это знаю не понаслышке, поскольку я был председателем центрального исполнительного комитета «Народного союза «Наша Украина». Я понимаю, что такое партийная работа. Она мне не нравится. Это не мое. Я всю жизнь работал в реальных хозяйственных структурах, министерствах, создавал что-то новое. Мне это интереснее.


Виктор Балога, на ваш взгляд, справляется с партийной работой?

— Знаете, нам сегодня гораздо легче стало работать внутри партии. Это заслуга Балоги. Сейчас к съезду мы идем абсолютно нормально, притом что ведется очень жесткая политическая борьба внутри партии. Я имею в виду борьбу не за взгляды, а за то, кто станет руководителями.


Условно говоря, борьба между «новыми» и «любими друзями»?

— На самом деле в каждом селе, районе и городе свои расклады. И это абсолютно нормально.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам