Возвращение "Итеры"?

Взбудораженные новостью о переговорах с «Итерой» отечественные и российские СМИ уже развили теорию «заговора» против «РосУкрЭнерго». На самом деле пока не идет речь о полной замене одного посредника на другого. Более того, после принятия Верховной Радой запрета передавать в концессию трубопроводы изменились условия торга: теперь в обмен на месторождения мы предлагаем внутренние газораспределительные сети. Вот они-то и могут заинтересовать такие компании, как «Итера».

Компания «Итера» была создана в 1992 году в качестве посредника на рынке нефти, промышленной и продовольственной продукции. С 1994 года основным бизнесом холдинга является газ. Часть газа добывается в Тюменской области (Губкинское месторождение в Ноябрьске открыто 31.05.99 г.) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а часть в Узбекистане (небольшие объемы Тенгизского месторождения). Впрочем, собственный газ – это, как легко подсчитать, только четверть всех поставок, которые компания осуществляет в страны бывшего СНГ. Большая часть объемов принадлежат “Газпрому” или Туркменистану. В 1996 году было создано СП “Туркменросгаз”, учредителями которого выступили “»Итера», “Газпром” и правительство Туркменистана. Оператор обеспечивал транспортировку и реализацию туркменского газа в том числе по северному маршруту (Узбекистан – Казахстан – Россия). Среди свыше 120 дочерних предприятий группы фигурируют больше 10 фирм, в названиях которых присутствуют имена бывших республик “нерушимого Союза”: “Грузгаз”, “Латвиягаз”, “Армросгазпром” (Армения), “Итера-Л” (Литва), “Итера-Украина” (без комментариев). А постоянными потребителями “итеровского” газа являются, помимо указанных стран, Эстония, Молдова, Беларусь и Россия (в частности вся Свердловская область).

До 2003 года компания была оператором транспортировки туркменского природного газа от границы Туркменистана с Узбекистаном до границы России с Украиной и продавала газ на границе России и Украины украинским посредникам. В 2003 году «Газпром» изменил схему, и на рынок вышел «Еурал Трансгаз», а с ним и Дмитрий Фирташ. В 2005 году «Итера» намеревалась вернуться на украинский рынок и реализовать на нем до 4 млрд. кубометров газа, но что-то не сложилось. В Украине остались компании группы «Итера» (ПИИ «Итера Энерджи» и ЗАО «ТЭК «Итера Украина»).

Слух о том, что «Итера» возвращается и заменит «РосУкрЭнерго», появился после встречи главы компании Игоря Макарова с Виктором Януковичем 12 февраля. А также фразы, брошенной вице-премьер-министром Андреем Клюевым, что он не исключает возвращения российской компании на украинский рынок поставок газа. Министру ТЭКа Юрию Бойко пришлось в срочном порядке опровергать досужие вымыслы и пояснять, что Янукович обсуждал с Игорем Макаровым проекты по добыче в Украине шахтного метана. Однако, думаю, что не метаном одним ограничиваются отношения «Итеры» и Украины.

Надо иметь в виду, что правительство Украины после запрета любых действий с магистральными трубопроводами предложило Москве газораспределительные сети (в обмен на доступ украинских компаний к добыче газа в России). Известно, что на днях были проведены дополнительные консультации, и, по словам секретаря СНБО Виталия Гайдука, помощник российского президента Сергей Приходько предложил Виктору Ющенко проект меморандума газового сотрудничества, который предполагает, что в обмен Киев поделится газотранспортными активами.

После этого украинский министр топлива и энергетики Юрий Бойко сказал, что нам нравится схема, запущенная в мае 2006 года, когда «Газпром» увеличил свою долю в российско-германской компании Wingas (учредителе одного крупнейших торговцев газом в ЕС) до 50% минус одна акция, а в обмен концерн BASF получил 35% акций «Севернефтегазпрома» (с запасами Южно-Русского газового месторождения в придачу).

В нашем случае ситуация может быть несколько иная: не факт, что с российской стороны участником консорциума с «Нефтегазом» выступит «Газпром». По большому счету наши внутренние распределительные сети ему не нужны – Украина все-таки не Европа. Поэтому вполне реален проект коммерческий, когда участниками нового холдинга станет, скажем, «Итера» и структура, объединяющая пакеты облгазов. А остальные акции местных поставщиков Макаров докупит на рынке. Предложения уже есть: недавно стало известно, что частные инвесторы во главе с человеком Ивченко Олегом Бахматюком (ранее работавшим в НАКе) предложили контрольные пакеты в «Закарпатгаз», «Черновцыгаз», «Черниговгаз», «Волыньгаз», «Ивано-Франковскгаз» и «Львовгаз» «Газпрому», «Газэксу» и «Итере» за $20 млн. Из троих перечисленных претендентов наиболее вероятным покупателем является «Итера». Всего у нас насчитывается 41 газораспределительная региональная компания (облгаз). Им переданы в аренду государственные газопроводы, через которые «Газ Украины» (дочерняя компания НАКа) поставляет газ населению, учреждениям бюджетной и социальной сферы и мелким промышленным потребителям. Остальные потребители – крупные промышленные объекты – подключены к трубопроводам напрямую и «питаются» от дочерних структур «РосУкрЭнерго». В отличие от продажи газа населению, реализация его предприятиям, несомненно, выгодное занятие.

Поэтому очевидно: пока газ покупается крупными потребителями напрямую у дочерних фирм «РосУкрЭнерго», облгазы никому не нужны. Но если схема будет изменена и они снова станут звеном в цепочке поставок энергоносителей к промсектору – совсем другое дело. По всей видимости, интерес россиян лежит в этой плоскости – изменить принцип поставок.

Шаг в эту строну сделан. На днях глава «Газа Украины» Сергей Зубов сообщил о новых правилах аренды государственных газораспределительных сетей. Теперь для продления договора арендаторы сетей должны будут подписывать дополнительное соглашение, несоблюдение условий которого позволит «Газу Украины» переводить сети на баланс новой компании – «Укргазсети». Эта компания будет находиться под крышей «Нефтегаза» и при заключении сделки с «Итерой» сможет фигурировать как наш взнос в проект.

Что в свою очередь сможет предложить «Итера»? Газ по специальным ценам? Вряд ли. Акции какой-то дочерней компании, ведущей разработку недр в труднодоступных районах? Может быть. Весь вопрос в том, сколько газа мы реально получим в обмен на сети, и не будет ли это «чейнджем» дырявого ведра на чемодан без ручки?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам