Антипиратские меры

Истерзанные украинскими рейдерами западные инвесторы, наконец, достучались до своих правительств. Те сделали внушение президенту Украины, и после визита в Германию, исходя, думаю, из тезиса «давно не был так далеко от Киева, хотелось бы еще как-нибудь съездить» Виктор Ющенко нанес удар по корпоративным захватам: поручил Кабинету Министров ввести уголовную ответственность за рейдерство. Сделать это можно и нужно было еще пару лет назад. Но лучше поздно, чем никогда. Вопрос лишь в том, чтобы на этапе реализации борьбу с рейдерством не превратили бы в комплекс проблем для жертв рейдерства. У нас это умеют…

Рейдер (от англ. «Raid») – налетчик. В колониальной Британии рейдерами назывались военные корабли, охотившиеся за торговыми судами противника. На Западе рейдерством называется та форма недружественного поглощения, при которой у акционеров против их воли насильно отбирают собственности. Причем слово «насильно» в данном контексте – ключевое. Дело в том, что недружественное поглощение имеет разные формы и это не обязательно рейдерство.

Широко известны примеры, когда одна корпорация делает такое выгодное финансовое предложение акционерам другой, от которого они не могут отказаться. Так называемая оферта. Самый яркий пример – покупка индийской Mittal Steel трансевропейской компании Arcelor. Несмотря на то, что акционеры Arcelor не хотели уходить «под Лакшми Миттала», им пришлось это сделать. В то же время Миттал не подделывал печати, не устраивал надуманных судебных тяжб, не захватывал заводы Arcelor с помощью бритоголовых сингхов с дубинками. В общем, не делал ничего такого, что принято в таких случаях у нас.

Поэтому недружественное поглощение и рейдерство, вопреки принятой у нас практике идентифицировать эти понятия, разные вещи. Под термином «рейдерство» понимают захват (зачастую – силовой) чужой собственности с использованием коррумпированных судов, правоохранительных органов, «игр» с собраниями акционеров и т.д.

Интересно, что наказать за рейдерство можно лишь тех, кто ведет себя грубо, откровенно переходя предел дозволенного законодательством. Это подделка печатей, документов, подписей акционеров, незаконный перехват управления обществом, создание параллельных органов управления обществом и неправомерные манипуляции и махинации с реестром акционеров. За такие проделки можно угодить под суд по статье мошенничество, вымогательство, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, самоуправство и подделку документов.

Для того, чтобы бороться с рейдерством на грани закона, нужно преодолеть два недуга: выгнать с работы коррумпированных судей и внести коррективы в законодательство. Скажем, сейчас на вполне законных основаниях можно инициировать проведение собрания акционеров в какой-то тьмутаракани, делать так, чтобы остальные собственники этого не знали, менять органы управления, являться с судебными исполнителями в офис и насаждать своих ставленников на «царство». В России, учитывая ее географические особенности, эта форма издевательств еще изощреннее. Там принято назначать «рейдерское» собрание акционеров, например, в Чеченской республике, в какой-нибудь школе Ачхой-Мартановский района. Прямо в логове террористов-рабовладельцев.

Поэтому юристы настаивают, что одним из способов борьбы с рейдерством должно быть внесение изменений в законодательство, введение реестра исковых заявлений и судебных решений по данному вопросу, а также повышение ответственности судей при разрешении споров вокруг того или иного предприятия. В частности необходимо, чтобы дела рассматривались только в тех судах, которые обслуживают территорию, где находится предприятие. Это обезопасит от коррупции и неизвестных другим акционерам решений, принятых неизвестно где, кем и почему.

УСПП некогда предлагал в качестве еще одного средства в борьбе с рейдерством публикацию в СМИ списка судов, которые специализируются на заказных решениях. Идея принадлежит россиянам, там этот способ неплохо себя зарекомендовал, но проблемы он не решает.

Решить проблему попытался президент, причем комплексно. В указе № 103/2007 от 12 февраля «О мерах по усилению защиты прав собственности», он поручил Кабмину при участии Верховного Суда и Генеральной прокуратуры для обеспечения проанализировать факты рейдерства, и по результатам анализа, с учетом международного опыта решения подобных вопросов, внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об установлении уголовной ответственности за рейдерство и об информировании акционеров об участии общества в корпоративном конфликте.

Президент также поручил Кабмину в месячный срок подготовить и внести на рассмотрение Рады законопроект об акционерных обществах, предусмотрев введение процедуры кумулятивного голосования во время формирования наблюдательного совета акционерного общества; введение обязательного уведомления общества лицом о его намерении приобрести указанный пакет акций; обязательство общества обеспечивать полную и достоверную информацию о себе и свою деятельность и равный доступ к ней.

Не углубляясь в детальное исследование предложений Виктор Ющенко, хочу заметить: г-н президент, вас снова… накололи. Кто-то списал умные и правильные слова с цивилизованного законодательства. На нашей практике это как лечение туберкулеза ароматическими ваннами. Скажем, при кумулятивном голосовании некий миноритарий за какие-то блага отдает свой голос крупному акционеру. В цивилизованном мире люди могут договориться. У нас это лишь новый повод потрепать нервы потенциальной жертве. А введение обязательного уведомления общества лицом о его намерении приобрести указанный пакет акций? Думаете, это средство против скупки акций на вторичном рынке?
Президент также поручил Кабмину разработать законопроект об усовершенствовании регулирования депозитарной деятельности, а также отношений, возникающих во время размещения и оборота ценных бумаг, предусмотрев создание центрального депозитария ценных бумаг; формирование центральным депозитарием ценных бумаг централизованной системы учета прав собственности на ценные бумаги; существование именных эмиссионных ценных бумаг исключительно в бездокументарной форме.

Кроме того, Ющенко велел разработать законопроект об усовершенствовании управления корпоративными правами государства, предусмотрев введение механизма, по которому голосование представителем уполномоченного органа управления корпоративными правами государства по отдельным вопросам повестки дня общих сборов (сборов участников) субъектов хозяйствования государственного сектора экономики должно осуществляться согласно поручению, данному уполномоченным органом управления.

Этих предложений явно недостаточно, чтобы украинский бизнес зажил спокойно. Юристы считают, что не стоит ждать милостей от президента. Нужно защищаться своими силами. В частности, дабы рейдеры не положили глаз на предприятие, надо сделать его непривлекательным для захвата. Одна из классических форм защиты при начале захвата – «утяжеление» активов предприятия. Например, если стоимость активов составляет $1 млн., предприятие должно иметь возможность в любой момент взять в долг сумму втрое больше (как минимум). Существует также стандартная форма защиты, при которой в случае захвата активы разделяются. Самые ценные из них – недвижимость, оборудование – можно оформить на частное лицо, которое в свою очередь и сдаст все эти активы в аренду тому же предприятию. К слову, если отобрать что-то у юридического лица достаточно просто, у физического лица это сделать гораздо сложнее.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам