Подтексты консорциума

Истинную цену газотранспортной системы украинская власть поняла довольно поздно. 10 лет назад мы дали обещание МВФ отдать трубы в управление международному консорциуму западных фирм. Во время своего премьерства Виктор Ющенко собирался расплатиться магистралью за газовые долги.

Позднее было создано ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», о существовании которого все успели забыть. И вот на днях к вопросу ГТС вернулись российский президент, украинские премьер и вице-премьер, высокопоставленные чиновники. Правда, пока это лишь идеи…

С чего начался возврат к теме газотранспортного консорциума? С высокой цены на газ. Первый месяц работы украинской промышленности на голубом топливе по $200 (с учетом всех накруток) показал, как тяжело держаться на плаву металлургам и еще тяжелее химикам. Выход из создавшейся ситуации начала искать специальная рабочая группа правительства под кураторством Андрея Клюева. Параллельно вырабатывались две стратегии: как льготами поддержать промышленников и как договориться с Россией снизить цены. В Москву был направлен пакет предложений, точное содержимое которого неизвестно, но одно из предложений стало объектом пристального внимания прессы. Это идея, которую в 2002 году, сразу после назначения вице-премьером в правительство Виктора Януковича, вынашивал тогдашний вице-премьер Виталий Гайдук. На переговорах с россиянами украинская делегация под руководством Виталия Гайдука предложила обмен ГТС на доступ к скважинам. Россияне заявили о своей заинтересованности. Но дальше дело не пошло.

О том, какими путями хорошо забытое старое стало новой сенсацией, можно лишь догадываться. На мой взгляд, кто-то из «вечных чиновников», задержавшихся в аппарате Кабмина, вытащил наружу пакет документов пятилетней давности, а Клюев вдохнул в него новую жизнь.

Примечательно, что пресса ошибочно приписала данную идею российской стороне, потому что озвучил ее Владимир Путин. На самом деле, отвечая на вопрос журналиста, российский президент просто привел в пример предложение украинской стороны. Процитируем дословно фрагмент из его ответов на пресс-конференции: «Мы не против, если Украина вернется к этой теме. Мы знаем, что эксперты правительства и президентских структур работают сейчас над этим и ищут наиболее оптимальный для украинских партнеров подход к реализации этой идеи. Не хочу вас интриговать, но предложения наших украинских друзей, как это часто бывает, носят революционный характер. Мы должны подумать. Но интерес есть. Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко и, может быть, с председателем правительства Украины, обсудить ИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ АКТИВОВ, И УКРАИНСКИЕ ПАРТНЕРЫ НЕ ТОЛЬКО ХОТЕЛИ БЫ СОЗДАТЬ ГАЗОТРАНСПОРТНЫЙ КОНСОРЦИУМ, НО И ХОТЕЛИ БЫ ВОЙТИ В ДОБЫЧНЫЕ АКТИВЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ. Мы это, как правило, не делаем. Но если мы пошли на это в выстраивании отношений с нашими европейскими партнерами, ну почему с Украиной этого не сделать? Надо только понять, в каком объеме, куда претендует войти Украина. Но этот вопрос должен быть решен на корпоративном уровне. С точки зрения государства никаких препятствий к реализации подобных идей не будет…».

Комментируя слова Путина, Виктор Ющенко высказался в таком духе, что, мол, рано это все делать (махнуться скважинами и ГТС). Хотя стоит напомнить, что именно премьер Ющенко на переговорах с премьером Касьяновым в июле 2000 года умудрился чуть ли не достигнуть принципиальной договоренности расплатиться за долги в $1,342млрд. частью украинских магистральных трубопроводов и достройкой местных атомных станций с последующей передачей их доли российской стороне.

Примечательно, что осенью того же года в интервью Financial Times премьер-министр Виктор Ющенко заявил, что Украина готова передать «Газпрому» и Западу доли в управлении транзитным газопроводом, включая возможность выдачи концессий на его эксплуатацию частным компаниям. Дословно цитата звучала так: «Украина готова приватизировать транзитную систему. Мы готовимся выработать общую с Россией и Европой концепцию».

Но и не это основная сенсация. В 1998 году премьером Пустовойтенко и председателем НБУ Ющенко (при активном участии именно последнего) был подписан Меморандум с МВФ. Одним из условий кредитования была передача магистральных трубопроводов под управление международного консорциума с участием украинских и иностранных компаний. Эксперты не сомневаются, что этот пункт был следствием лоббирования со стороны заинтересованных западных фирм, а его невыполнение – причиной отказа нам в кредитах МВФ.

Таким образом, стоит отметить, что тема передачи наших труб кому-либо поднималась давно. И консорциум – не самая худшая конфигурация из всех, что рассматривались ранее. Правда, может возникнуть вопрос, а почему о нем вспомнили сейчас?

Ответ прост – стало слишком очевидно, что деятельность «РосУкрЭнерго» – не обычное посредничество на продаже туркменского газа, а схема изъятия у нас части собственности. Когда мы писали о том, что владельцы химических производств стонут от высокой цены газа (процент которого в себестоимости их удобрений доходит до 85%), то имели ввиду таких страдальцев, как «Стирол», «Днепроазот» черкасский и северодонецкий «Азоты». Вместе с тем, часть украинского химпрома продана собственниками еще до того, как газ перешел черту в $100 за тысячу кубометров. С прошлого года владельцем трех химических заводов «Ривнеазот», «Крымский Титан» и Крымский содовый завод является совладельц «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ. Понятно, что принцип «сторожим аптеку – имеем вату» подходит и в его ситуации: сидя на газовом импорте, он в состоянии «отрезать» себе ломтик дешевого голубого топлива.

Впрочем, с некоторого времени позиции Фирташа в «Газпроме» пошатнулись. По слухам, это произошло после увольнения зампреда правления «Газпрома» Александра Рязанова в конце прошлого года, которого осведомленные источники называют лоббистом «Укргазэнерго». Вроде бы после его увольнения, прибыль от схемы была пересчитана, и выяснилось, будто это не такая выгодная для «Газпрома» конфигурация, как утверждал г-н Рязанов. И посему в Москве стали допускать другие варианты работы с Украиной.

Понимая это, «Укргазэнерго» начало быстренько скупать местные газораспределительные станции, чтобы, даже перестав быть эксклюзивным партнером Украины в газоснабжении, продолжать удерживать ее «горло» в своих цепких объятиях.

Еще одна причина активизации темы международного газотранспортного консорциума связана с тем, что к 2013 году природный газ будут качать обе нитки Северо-Европейского газопровода (СЕГ), проходящего по дну Балтийского моря (рассчитаны на прокачку 55 млрд. кубометров в год). Это почти половина объема топлива, которое сейчас идет транзитом через Украину, и вполне вероятно, что большая часть газа будет снята именно с украинского направления.

Не случайно Виктор Янукович сказал, что в рамках консорциума нужно вести речь о строительстве газопровода на участке «Богородчаны –Ужгород» и что в крайнем случае Украина готова сама построить этот участок в ближайшее время. Одновременно идет разговор о создании консорциума, платой за который может стать возвращение к бартерной оплате транзита. Это позволит Украине получить 30 млрд. кубометров газа и отказаться от такого же количества туркменского газа, который сейчас поставляет «РосУкрЭнерго». Последнему останется кусок в 12 млрд. кубометров, который, понятное дело, не позволит структуре Фирташа помереть с голоду. Но снизит ее монопольное давление на экономику и промышленные объекты. Вторым путем могут стать частные оптовые закупки у «Газпрома» газа отдельными корпорациями (например, для заводов Рината Ахметова или Виталия Гайдука). Но для этого им придется создать СП с российскими холдингам, близкими к «Газпрому». Например, в прессе появлялась информация о переговорах Ахметова с российским металлургическим магнатом Алишером Усмановым относительно объединения их активов (понятное дело для более дешевого газоснабжения).

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам