АДвокат президента — 2

Правильно поставленный вопрос — это уже половина дела. Он автоматически приближает нас к истине. Поскольку все смотрели сериал «Секретные материалы», который шел под девизом «Истина где-то там», то становится ясно: абсолютной правды не существует. Поэтому попробуем сформулировать несколько правильных вопросов. Вот что первично: право или политика? Можно ли с помощью законов выиграть борьбу за власть? В состоянии ли 18 человек изменить ситуацию в стране?
Конституционный суд (КС) формируется на паритетной основе Президентом, парламентом и съездом судей (по шесть представителей). Благодаря войне Президента и премьера за свои полномочия сегодня сформировался опасный стереотип: «КС должен выступить в роли «третейского судьи» в конфликте между ветвями власти и расставить все точки над «i». Ожидается, что от решения, которое должны принять 18 человек, зависит ближайшее будущее Президента, премьера и антикризисной коалиции. В январе 2007 года Конституционный суд приступил к рассмотрению двух дел, имеющих прямое отношение к политико-правовому конфликту в высших эшелонах власти. Первое — это снятие ограничения на проведение КС ревизии политической реформы. Второе касается механизма реализации института императивного мандата для депутатов Верховной Рады.

Немного истории. 4 августа 2006 года — в день утверждения Виктора Януковича премьером — парламент принял закон, запрещающий Конституционному суду «трогать» вступившие с 1 января прошлого года изменения в Основной Закон. Представители фракции «Нашей Украины» оспорили данный законодательный акт, поскольку, по их мнению, он нарушает конституционные принципы деятельности органов власти вообще и КС в частности. В общем, ребята требуют отменить данный закон. Если это произойдет, то открывается дорога к денонсации политической реформы как таковой и становится возможным возврат к старой, «кучмовской» форме правления.

Что же касается дела об императивном мандате, то его суть сводится к следующему: партия должна иметь право увольнять «инакомыслящих» депутатов из парламента. Практика показала: существует правовая коллизия, благодаря которой народные избранники могут мигрировать между оппозицией и правящей парламентской коалицией, не опасаясь карательных санкций со стороны партийного руководства. Де-юре императивность как бы существует, а де-факто — нет. В получении позитивного решения КС по упомянутым делам заинтересованы: а) Секретариат Президента, который получает возможность начать отмену политреформы; б) БЮТ, поскольку Юлия Тимошенко станет авторитарной хозяйкой фракции. Если КС действительно вынесет подобные вердикты, то начнется эскалация кризиса власти. Ситуация в Верховной Раде замораживается, поскольку императив «убивает» ресурс для экстенсивного роста антикризисной коалиции. Секретариат Президента делает второй ход и требует отмены конституционной реформы. В таком случае введение в действие закона о Кабинете министров вообще отходит на второй план, поскольку на кону другая ставка — изменение формы правления.
КС фактически становится инструментом для проведения политического переворота в стране. Достаточно, чтобы 10 судей из 18 поддержали подобный вариант развития событий. В результате конституционное право становится первичным по отношению к политике, потому способствует изменению расстановки сил. Но парадокс заключается в том, что реализация подобного правового сценария невозможна, потому что политикум не в состоянии «переварить» и отмену конституционной реформы, и 100-процентный императивный мандат, и Виктора Ющенко с полномочиями Леонида Кучмы. Использование судебной власти в разборках власти неизбежно приведет к ее деградации. Следствием вмешательства КС в политику должны стать досрочные выборы Президента и парламента. В подобном электоральном дуплете не заинтересован ни Ющенко, ни Янукович. Это на руку третьему игроку — Юлии Тимошенко. Именно Юлия Владимировна выигрывает от взаимной «аннигиляции» премьера и Президента. Скажем прямо: ситуация тупиковая. Она решается только в кризисном формате. Как ни крути, но получается, что Конституционный суд оказался политическим заложником. Ведь уже ведутся дискуссии относительно того, кто контролирует большинство в КС — Президент или премьер. Теперь представьте себе ситуацию, когда судьбоносное решение принимается в Конституционном суде с перевесом всего в один голос. Не думаю, что оно будет окончательным и не подлежащим обжалованию. Дело вполне может дойти до блокирования работы КС. Например, в один прекрасный момент выяснится, что нет кворума для принятия того или иного решения. Мы уже видели, к чему приводит политизация работы местных органов власти. Достаточно привести в пример Киевраду. Теперь очередь дошла и до Конституционного суда.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам