Сусальное золото партий?

Как показало время, грань между радикальной оппозицией и антикризисной коалицией (АК) весьма условна. Постепенно стираются различия между полномочиями власти и правами ее оппонентов. Через пару совместных голосований их вообще не будет видно.
Точкой перехода от публичной войны к условным соглашениям стал закон о Кабинете министров, который теперь будет работать исключительно благодаря Юлии Тимошенко и ее фракции, выступившей за преодоление президентского вето в союзе с «регионалами». В обмен Блок Тимошенко получил законы об оппозиции и императивном мандате для депутатов местных советов. Вы не поверите, но в БЮТ снова потянулись люди. Депутаты массово осознают свои ошибки и рвут в клочья заявления, написанные в минуту политической слабости. Ведущие аналитики вовсю прогнозируют укрепление альянса Партии регионов и Блока Тимошенко. Например, у них вполне могут быть единые взгляды на закон о Президенте, окончательно вытесняющий Виктора Ющенко на маргинес большой политики. Да что там могут! Конечно же, и Юлия Владимировна, и Виктор Янукович одинаково видят будущее нынешнего главы государства. Они могут расходиться только в сроках…

Лидеру ПР выгодно ограничить Ющенко в правах, но сохранить его нынешний статус и полномочия до тех пор, пока партия не укрепится настолько, чтобы легко взять любые барьеры как на парламентских, так и на президентских выборах. Тимошенко — совсем другое дело. Ей нельзя терять ни секунды, поскольку на одной харизме и императивном мандате долго не продержишься. Неслучайно же из Секретариата Президента лидера БЮТ стали настойчиво предупреждать об имиджевых рисках. Отдельные советники очень переживают за падение рейтинга Юлии Владимировны в глазах избирателей.

Однако потенциальный союз ПР и БЮТ представляет угрозу не только для окончательно деморализованной пропрезидентской партии. Одно дело, если «регионалы» и «бютовцы» просто взаимно использовали друг друга для достижения выгодных целей. Совсем другое, если эти цели станут общими. В такой ситуации страховаться от рисков уже необходимо социалистам и КПУ — нынешним союзникам ПР по антикризисной коалиции. Сближение двух антагонистических фракций станет для АК испытанием на прочность. И если Компартия в случае распада коалиции ничего не теряет (наоборот — коммунистам выгодно вернуться к оппозиционной жизни), то для СПУ такой поворот событий грозит обернуться политической и властной катастрофой.

Парадоксально, но факт: продолжение конституционной реформы, на которой всегда настаивал лидер социалистов Александр Мороз, вполне может «навредить» самому отцу парламентско-президентской модели — если «регионально-бютовский» тандем начнет совместно «штамповать» конституционные законы: о Президенте, о местном самоуправлении, об СНБО. С другой стороны, спикера не могут не беспокоить попытки пропрезидентских сил отменить конституционную реформу: во всяком случае, КС уже на низком старте.

В первом случае можно предполагать распад АК и формирование новой, состоящей всего из двух мощных фракций — БЮТ и ПР. Во втором — ликвидацию конституционных изменений и досрочные парламентские выборы. И тот, и другой вариант вряд ли устраивают лидера социалистов: в нынешнем состоянии СПУ не осилить внеплановую избирательную кампанию, а коалиционные флуктуации лишат Соцпартию всех властных преференций, в частности, крепких позиций в исполнительных структурах.

Что остается Морозу? Не допустить обесценивания «золотой акции» СПУ, от которой зависит его спикерство, роль и место социалистов в системе новых политических координат. Поэтому Александр Александрович просто вынужден будет снова применить свои навыки мастера политической интриги. Спикеру во что бы то ни стало необходимо оставаться «разводящим» на политическом поле, играя то на стороне Президента, то на стороне антипрезидентской коалиции. Принципиальным для главы ВР является и блокирование образования любого более-менее устойчивого парламентского альянса.

Поэтому социалисты сегодня совместно с пропрезидентскими силами начали атаку на принятый ВР закон об императивном мандате для депутатов местных советов, позволяющим БЮТ и Партии регионов укрепить прочность своих «отрядов» и влияние как на местах, так и в центре. Александр Мороз не исключил президентского вето на данный законопроект, а также предположил, что некоторые нормы «императивного закона» будут отменены КС.

С другой стороны, спикер может обыграть в свою пользу ситуацию с подписанием (неподписанием) закона о Кабмине, столь необходимого правительству для усиления борьбы с президентским Секретариатом. Ющенко уже заявил, что не поставит свой автограф под «антиконституционным документом», а его партия намерена обратиться за толкованием в КС. В таком случае запустить механизм действия закона о КМ может только глава парламента. Пока Александр Мороз пытается уйти от лобового столкновения: Сан Саныч предлагает встретиться в формате трех (спикер, президент, премьер) и решить вопрос «мирными средствами». Тактика знакомая: аналогичным образом он повел себя во время дискуссии и принятия закона о голодоморе. И выиграл — СПУ получила кресло министра МВД. Чего на этот раз потребует председатель парламента за оказание столь ценной услуги? И от кого? В случае успешных контактов с Президентом возможно расширение коалиции за счет «НУ»: «размывание» контуров коалиции делает спикера более независимым от установок ПР. А крепкие договоренности с ПР наверняка приведут к тому, что на кон будет поставлен законопроект 3207-1. Чтобы сделать политреформу необратимой и «намертво» закрепить позиции спикера во власти.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам