Взаимовыгодное контрнаступление

Ну что же, как и подозревали некоторые обозреватели, победа «антикризисников» вкупе с «бютовцами» над пропрезидентской «Нашей Украиной» и самим президентом Виктором Ющенко 12 января сего года оказалась не то чтобы пирровой, но бесполезной. Она пока никому не нужна, эта победа, и потому больше похожа на шаг к договорняку, о котором стали «базарить» уже после случившегося.
То есть была, как бы это сказать помягче, демонстрация силы: дескать, смотри, Витя, что мы с тобой сделаем, если ты не уймешься и не уймешь своих пацанов. Точнее, солидных якобы дядек из двух секретариатов – президентского и нацбезопасности и обороны.

Напомню, что произошло 12 января. Антикризисная коалиция (АК) в Раде, присовокупив к себе голоса якобы оппозиционной фракции Блока Юлии Тимошенко, катастрофически большим числом голосов (366) преодолела вето президента на закон о Кабмине. Казалось бы, вожделенная парламентско-президентская республика, мечта социалистов и коммунистов, всех прочих противников укрепления президентской вертикали власти, торжествует.

Ан нет. Дальше начались непонятки. Во-первых, БЮТ сразу заявил, что никакого «стратегического сотрудничества между ним и АК нет и быть не может. Просто сторонники Тимошенко пытались таким образом: а) прекратить бессмысленное и неотформатированное противостояние между президентом и правительством; б) получить закон об оппозиции, который делал БЮТ главным и узаконенным оппозиционером Украины. А еще Тимошенко, якобы борясь с хаосом в госвласти, на самом деле хотела получить вполне контролируемый и выгодный ей такой же хаос, вызванный, как она думала, тупой реакцией президента на обрезание его полномочий. Она рассчитывала, что Ющенко таки решится и начнет ответные действия – отменит конституционную реформу и распустит Верховную Раду. А такой шаг в сегодняшней ситуации однозначно выгоден лишь БЮТ – только эта сила может рассчитывать, что в случае досрочных выборов в условиях тотального повышения цен и ухудшения уровня жизни 90% населения именно она получит самый весомый «приварок» голосов. А если будет каким-то образом отменена конституционная реформа, то леди Ю может рассчитывать и на президентское кресло.

Во-вторых, все по очереди, даже спикер парламента Александр Мороз и премьер Виктор Янукович, не говоря уже о других разумных «регионалах», умеющих читать и хоть что-то элементарно анализировать, сравнивая прочитанное, заявили, что новый закон о Кабмине вступает в противоречие с действующей измененной Конституцией. Вопрос: зачем тогда преодолевали вето на явно антиконституционный документ? Ответ напрашивается сам собой: хотели просто напугать, а так вышло. А надо было ни на что другое и не рассчитывать, учитывая степень торможения президентского окружения. Там пацаны такие, что даже если из-под президента кресло вытащат, то они не скоро одумаются и поднимут гвалт. И точно такой у них и шеф – «мистер Тормоз» практически. Он все упивается своим величием и думает о чем угодно – о пасеке, о черепках и глечиках, о том, где бы еще найти дураков, которые публично дадут ему какую-нибудь очередную висюльку на грудь «за демократию» – но только не о надлежащем выполнении своих государственных обязанностей. Он думает, что «не царское это дело» – пусть Балога, Гайдук с Яценюком пупки надрывают, раз он, президент, их к телу приблизил. Вот они все вместе – и грешные, и праведные – и напоролись на негаданное преодоление вето.

В-третьих, не очень понятно повел себя спикер Мороз. Он сначала, как все, тоже признал, что в законе о Кабмине есть антиконституционные «шероховатости». А потом стал говорить, что не хочет подписывать закон о Кабмине, если его после 15 дней не осчастливит автографом глава государства. Все думали, что Сан Саныч что-то выторговывает. Повышает стоимость «золотой акции» своей партии и фракции в составе АК и перед «регионалами», которым в случае частого даже ситуативного сближения с БЮТ никакие другие союзники, типа СПУ и КПУ, и не нужны вовсе. Сам Мороз, в конце концов, нашел приличную «отмазку»: мол, не хочу создавать прецедент подписания законов вместо президента. А на самом деле Мороз только приглашал президента «одуматься», хоть что-то предпринять и вернуться к повторному обсуждению закона и хоть как-то сбалансировать противоречия между институтами власти, приведя их в соответствие с нормами Конституции. Плюс, конечно, Морозом руководило четкое понимание того, что только в условиях постоянных противоречий между президентом и премьером, между «пропрезидентскими» и «антикризисниками» его фракция будет иметь прежний вес, потому что будет востребована, более того, нужна сторонникам Януковича.

В-четвертых, – И ЭТО, ПОЖАЛУЙ, САМОЕ ГЛАВНОЕ! – оказалось, что и закон о Кабмине, вето на который якобы так победно преодолевали, в нем – в преодолении вето – не нуждался. Потому что, по сути, был новым законом – в нем неизвестно кем и с какой целью были изменены некоторые статьи, а значит, согласно традициям и нормам законотворчества, это был новый документ. И его нужно было еще заново принимать, проходить новую процедуру ветирования документа президентом, а уже потом добиваться отмены президентского запрета-несогласия. Впрочем, это я психанул, когда написал «неизвестно кем и с какой целью» меняли закон. Все это уже стало известно: президенту, повторяю, просто демонстрировали свои антипрезидентские потенции и возможности. И параллельно приглашали к сотрудничеству его – в таком «смягченном», то есть напуганном виде.

И Ющенко действительно сначала испугался неимоверно и просто публично ныл, что у него, дескать, отбирают «кровное». А потом ему, видимо, подсказали все эти закулисные и тайные заморочки, и он, наконец, «одумался» – перешел в контрнаступление. 18 января президент заявил, что еще раз накладывает вето на закон о Кабмине, потому что тот, мол, «системно нарушает украинскую Конституцию, это тупиковый путь – дорога в никуда». Заметил президент и то, что «во время рассмотрения предложений президента после наложения вето парламентом внесены изменения, непредвиденные президентом, тогда президент имеет право вернуть закон для повторного рассмотрения».

Но как он это сделал? Где решимость обиженного наездами государственного мужа и «героя Майдана»? Весь спич Виктора Андреевича напомнил по тональности выступление его некогда поверженного соперника на президентских выборах, а ныне им же выдвинутого премьера Виктора Федоровича, который как-то повторил вслед за котом Леопольдом: «Ребята, давайте жить дружно».

Так и сейчас президент заявил, что уже не хочет разбираться, кто стремится к конфронтации и режет его полномочия по живому, а просто желает договориться «полюбовно». «Сегодня я предлагаю Верховной Раде, Кабинету министров вместе с Секретариатом президента доработать представленные предложения и учесть при конечном принятии закона о Кабинете министров. Я надеюсь и верю, что в интересах государства Верховная Рада примет эти предложения», – сказал он. А перед этим он вообще выдал фразу о согласии на собственную капитуляцию, но только если она будет с ним согласована и соблюдены все условия «почетной сдачи в плен». «Что касается вопроса идеологии закона, предлагаю вернуться к этому вопросу немного позже, после завершения дискуссии по первой части проблемы», – устало заявил глава государства.

Другими словами этот отказ пересматривать «идеологию закона», обкарнавшего президентские полномочия донельзя, звучит приблизительно так: что же вы, ребята, так обкромсали меня, меня же не спросив, опозорили, опустили? Я-то согласен, черт с ним, с этим бременем власти – у меня пчелы скоро проснутся. Глечик какой-то непонятный подогнали – надо с ним разобраться и выяснить, куда его поставить, чтобы всем было видно. Но мой статус все же не позволят, чтобы надо мной так публично и нагло изгалялись. Поэтому давайте вместе сядем, все обмаракуем и решим, как опустить меня по-человечески, чтобы не так стыдно было – мне же еще всем надо, для блезиру, нести всякую пургу, особенно за кордоном, про верность Майдану – там дурачки-демократы это любят и т. д. и т. п.

Так что ребята будут договариваться. И, скорее всего, с президентом сделают то же самое, но с видимым соблюдением приличий. Или, как говаривал несравненный Аркадий Райкин, «мягше, мягше». А чтобы всякие горячие головы типа погибшего Евгения Кушнарева не настаивали на окончательном решении проблемы «оранжевых» и их президента, которых надо отправить на свалку истории и чем скорее, тем лучше, те, кому выгоден договорняк с Ющенко, на всякий случай напугали Тимошенко. Сам Мороз заявил, что даже такое консолидированное голосование «бютовцев» за преодоление президентского вето 12 января, обменянное на принятие в первом чтении закона об оппозиции, – еще на гарантия того, что «оппо-закон» будет принят окончательно в том варианте, который выгоден Юлии Тимошенко. Не гарантия – и все тут!

Все это свидетельствует о том, что, первое, три договаривающиеся стороны – Янукович, Мороз и Ющенко – панически боятся четвертой – Тимошенко. Даже не ее самой, а ее маниакальной страсти к власти. Все эти из «троицы» тоже не прочь бы поруководить единолично, конечно. Но только Юлия Владимировна постоянно демонстрирует, что ради власти она готова на все. Ну буквально на все: поцеловаться с Ющенко, увидеть гений «дэржавотворення» даже в Януковиче, рассказать Морозу, что Ленин и советская власть – это что-т-то! И ради достижения желаемого готова на любые шаги. В том числе, и на самоуничтожение с параллельным уничтожением соперников. А те, как видим, «уничтожаться» не хотят. Даже Ющенко, которому все равно ничего не светит.

Второе: договорняк выгоден троим. Ющенко спасает хотя бы частично свое реноме. Янукович получает необходимую передышку в виде стабильности в стране, которая нужна для бизнеса, его поддерживающего. Ну а Сан Саныч надеется, что в этом треугольнике стабильности он тоже останется «важняком» и по-прежнему будет разводить «этих двоих», как лохов наперсточник.

Третье: все стороны конфликта обращают внимание на окружающий мир, который (особенно США) традиционно и непонятно почему именуется «демократическим». У этого мира и так напряги с насаждением демократии по свету, в первую очередь, в Ираке и Афганистане, а тут еще под боком, в центре Европы, так «опускают демократа» с Майдана. Столько в него вбухали средств, чтобы превратить в «эталон демократического обновления постсоветского пространства», а тут такой, извините, просыр. Взамен договаривающейся троице, ясное дело, пообещают поддержку и сякие-такие инвестиции. Ну и, конечно же, будут опять талдычить, что в Украине авторитаризм сменился демократией, потому что «победой демократии» завершились президентские выборы, а потом произошли и «самые демократические» выборы парламентские. Как говорится, аминь…

И, наконец, четвертое и самое главное – вся трое боятся персональной и партийной политической ответственности за ситуацию в стране, которая развивается не самым лучшим, а я бы даже сказал, самым худшим образом.

И вот это четвертое – еще и самое паскудное для населения Украины. В ней сохранится атмосфера коллективной ответственности, которая по старой советской традиции обернется коллективной безответственностью. Не с кого будет спросить, кто же проср… довел до ручки страну, когда те, кто ею руководил, опять пойдут на выборы. В Украине все опять будет покрыто застоявшейся мутной водичкой видимого покоя, стабильности и приближающейся якобы всеобщей благодати. А в мутной воде, как известно, ловят рыбку только опытные рыбаки, для этого воду и замутившие. Кто они – повторять не стоит…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам